Мэры быстрого реагирования
При всей разнице этих политиков у них есть одна общая особенность – оба кризис-менеджеры с большим опытом. Обоих президент Назарбаев бросал на «горящие» участки, обоим доверял, хотя Тасмагамбетова откровенно побаивался.
Два тяжеловеса казахстанской политики побывали у руля южной столицы друг за другом -Тасмагамбетов с 2004 по 2008, а Есимов с 2008 по 2015. Первый пришел в Алматы с поста руководителя администрации президента, второй – министра сельского хозяйства.
Имангали Тасмагамбетову досталось тяжелое наследство от прежнего градоначальника Виктора Храпунова: разбитые дороги, хаотичная застройка, перебои энергоснабжения… При «Тасе» активно строились развязки, вводились новые школы и больницы, активизировалась прокладка тоннелей будущего метрополитена.
В 2006 году он обещал запустить первую линию метро «через три года» и очень переживал из-за того, что вынужден оставить город, не выполнив обещанного.
При нем расцвела практика так называемого изъятия земель под госнужды - в основном, для ипотечного строительства. Тогда же на первый план вышла проблема «обманутых дольщиков», появились протестные движения вроде «Оставим народу жилье».
Но даже это не помешало Имангали Нургалиевичу оставаться чрезвычайно популярным у алматинцев. Он до сих пор входит в тройку лучших мэров по результатам многочисленных опросов горожан. Правда, и непримиримых оппонентов у акима Тасмагамбетова хватало с лихвой. Первые хвалили его за хорошие дороги, за бесперебойно горячие батареи, за жесткие меры борьбы с криминалитетом, а также – с хаотичной застройкой, особенно на окраинах. От вторых ему доставалось за «бесчеловечные» подходы к тем же «самозахватчикам» земель, строящимся в окраинных «шаныраках» с нарушением всех правил и норм.
Летом 2006 года произошли трагические события в алматинском микрорайоне «Шанырак». 14 июля спецназ атаковал хибары самозахватчиков. Те сопротивлялись и даже захватили заложников, двоих позже отпустили, а третьего - полицейского Асета Бейсенова- сожгли (обвиненный в этом Аарон Атабек до сих пор находится в заключении). Это было, по сути, первое серьезное противостояние власти и граждан. И многие тогда были уверены: после такого дни пребывания Тасмагамбетова на посту акима сочтены.
Однако, опытнейший политик начал мощную информационную кампанию, раздавал интервью, вывозил медийщиков в пресс-туры… Основной его тезис: город должен развиваться, а всякие «социальные аутсайдеры» мешают этому. И, надо сказать, этот посыл нашел отклик у большинства горожан, чему во многом способствовала благоприятная внешняя ситуация – высокие мировые цены на нефть и другое сырье. Начиналось активное строительство жилых комплексов бизнес класса и повышенной комфортности. Выкуп земель под будущую застройку приносил владельцам советских малогабаритных хрущевок невиданные деньги, многие тут же вкладывали их в строящиеся ЖК. Не удивительно, что горожане жили предвкушением скорого обретения «царских палат» и потому пропускали мимо ушей окраинные «страсти-мордасти».
К 2008 году жилищный «пузырь» стал сдуваться, застройщики все чаще не выполняли обязательств, что, естественно, вызывало недовольство людей. Обманутые дольщики-ипотечники регулярно пикетировали мэрию, требуя немедленного решения своих проблем или отставки акима Тасмагамбетова. Что и сделал президент Назарбаев, найдя удачный повод: приближалось 10-летие Астаны, и кризис-менеджер Тасмагамбетов отправился «причесывать» виновницу грядущего торжества. Кстати, именно тогда особенно усилились разговоры: мол, Назарбаев «окончательно» определился с преемником, что лишь добавило «продукту президента» популярности в обеих столицах и во всей стране.
Ахметжан Есимов, вставший у руля южной столицы в 2008 году, поначалу был принят алмаатинцами, мягко говоря, настороженно. Менее яркий и, казалось, намеренно избегавший публичности, он не производил впечатления человека, пришедшего в город всерьез и надолго. Однако, за 7 лет Ахметжан Смагулович успел решить проблему обманутых дольщиков, казавшуюся чуть ли не вечной.
К его приходу в Алматы насчитывалось целых 125 ЖК, строительство которых было заморожено. Но, видимо, не зря Есимов считается во властных коридорах человеком, умеющим не просто обосновать свои задумки, но и выбить деньги для их воплощения: к 2014 году практически все участники долевого строительства свои квартиры получили. Правда, не обошлось без жестких мер – многие вложили деньги сразу в несколько квартир, став в итоге обладателями лишь одной. Однако, проблема в целом была снята с повестки дня, причем – и это обстоятельство градоначальник особо подчеркивал - раньше, чем в столице.
Вообще, при Есимове Алматы по многим направлениям играл на опережение. Построены тысячи бюджетных квартир, создано несколько муниципальных автобусных парков, что позволило практически выдавить «диких» частников, введено более 20-ти энергоподстанций, к Азиаде построена довольно впечатляющая спортивная инфраструктура. К слову, это стало основанием для того, чтобы потягаться за зимнюю Олимпиаду 2022 года, правда, общественность посчитала это пиром во время чумы: в прессе появились публикации, доказывающие неокупаемость расходов на «праздник спорта». Борьбу за белую Олимпиаду Алматы тогда проиграл, но «самый спортивный» аким на этом не успокоился. В 2013 году он вместе с олимпиоником Александром Виноровым провел первую в истории Казахстана профессиональную велогонку «Тур Алматы», которая с тех пор стала регулярной. Кстати, именно при Есимове в Алматы стали появляться первые велосипедные дорожки, во множестве расплодившиеся в бытность акимом Бауыржана Байбека - с недавних пор почетного гражданина южной столицы (при этом, на просторах интернета можно отыскать информацию о том, что компания Almaty bike, оператор программы велошеринга в Алматы якобы совсем не чужая Ахметжану Смагуловичу…).
Но алматинцам он запомнился не велопробегами (в которых почти всегда участвовал сам), не ростом городского бюджета в 1,7 раза (в этом, кстати, его предшественник преуспел куда меньше), не присоединением к Алматы новых территорий (Тасмагамбетов считал, что выход не в этом, а в полицентричной застройке города и в выработке внятной и жесткой миграционной политики государства) и даже не окончанием самого «бородатого» алматинского долгостроя – метро. Четвертому по счету алматинскому мэру припоминают его коммунальные провалы (особенно снежный коллапс 2013 года, после которого он произнес ставшую крылатой фразу: «Сегодня в Алматы снега нет, но комментарии до сих пор идут»), сомнительный с точки зрения экологии проект лыжного курорта «Кок Жайляу» да выступление на жутком английском в ходе презентации олимпийской заявки Алматы.
Именно олимпийское фиаско многие склонны считать едва ли не главной причиной снятия Ахметжана Есимова с мэрской должности (к ней, по отзывам знающих Есимова людей он стремился много лет). Но все же стоит признать: несмотря на очевидные успехи в строительстве жилья, больниц, школ, дорог и энергомощностей Ахметжану Смагуловичу так и не удалось стать популярнее Имангали Нургалиевича. Последнему, кстати, уже практически не вспоминают штурм шаныраковских хижин, а разрешение Кайрату Боранбаеву на строительство под площадью Республики ТРЦ «Алмалы» и вовсе забыли (хотя в свое время это было воспринято как оскорбление памяти жертв Желтоксана). Вот что значит популярность!
Зато Тасмагамбетов сейчас ждет окончания своей дипмиссии в России и почетных проводов на пенсию (9 декабря нынешнего года ему исполнится 63), а Есимов, сумевший не только подготовить, но и успешно провести ЭКСПО-2017, сегодня командует квази-государственным холдингом, контролирующим 80 процентов ВВП страны и по слухам еще может сыграть одну из ключевых ролей в транзите власти.
Впрочем, сегодня политические прогнозы – занятие особо неблагодарное. И вполне может так случиться, что завтра последние станут первыми…
Первая часть Айтыса Акимов: http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/116861/