понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Чего нет в стратегическом плане развития Алматы?

Мольтке Старший, выдающийся прусский, а затем и германский, военачальник, писал, что ни один план не может хотя бы с некоторой достоверностью простираться за пределы первого столкновения с главными силами противника. Только профан может полагать, что ход кампании представляет логическое осуществление заранее очерченной, детально проработанной и до конца удерживаемой первоначальной идеи.

И это он говорил о военной кампании, довольно скоротечной в его время, когда многое из того, с чем придется столкнуться, известно заранее. Но мы совершенно ничего не знаем о том, что произойдет в течение тридцати лет, на которые строим свои планы. Как говорится в известной пословице: «Человек предполагает, а Бог располагает» или  «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

Тем не менее, различного рода стратегии разрабатываются постоянно. Тот же Мольтке был признанным гением стратегического планирования. Смысл стратегического планирования заключается, во-первых, в постановке цели. Если говорить о Стратегическом плане развития Алматы, то они представлены на рисунке 1 (скриншот с сайта https://almaty-2050.kz/ru/document/1/).

Цели как цели. Думаю, никто не против того, чтобы Алматы стал глобальным (к слову, он и сейчас классифицируется как глобальный город), привлекательным для жизни и работы городом, интеллектуальной и культурной столицей Центральной Азии.

Во-вторых, в стратегическом плане должна быть дана оценка наличных ресурсов[1] и внешней среды, в которой предстоит начать действовать.

Полноценной оценки ресурсов и состояния внешней среды в Стратегическом плане нет. Их подменяют вызовы (смотрите рисунок 2, дальше в Стратегическом плане идет расшифровка вызовов). Это, все-таки, из серии «песок плохая замена овсу», потому что речь идет больше о проблемах, которые надо решать, чем о существующих для их решения возможностях и об оценке потенциальных рисков, с которыми можно столкнуться уже при первых шагах по реализации стратегии.

В-третьих, в стратегическом плане должно быть предложено распределение ресурсов и усилий для самых первых шагов по реализации стратегии, пока жизнь не начнет вносить свои коррективы. Первые шаги важны, потому что «как фундамент заложишь, так и дом построишь».

В Стратегическом плане есть описание, что будет делаться вообще, но ни про первые шаги, ни про распределение ресурсов и усилий на старте, ничего не сказано.

Стратегический план, во всяком случае, на этом этапе его подготовки, получается набором пожеланий за все хорошее, но практически не содержащий ничего стратегического.

Чего в Стратегическом плане нет

Первое, чего нет, — это городского планирования. Есть раздел Городская среда, который как бы содержит (а на самом деле нет) идеи, которые должны лечь в основу нового Генерального плана.

Генеральный план – это не просто архитектурный и градостроительный документ. Это идеи и смыслы, определяющие развитие города на десятилетия вперед, подобно плану барона Османа для Парижа.

Между тем, и об этом говорит нам наша повседневная жизнь, нынешний Генеральный план развития Алматы, со всеми своими доработками, лежит в парадигме еще советских генеральных планов, являясь их модернизированным продолжением, и отражает все еще советские смыслы и идеи. Собственно говоря, именно поэтому существующая планировка, включая улично-дорожную сеть, вносит свой вклад в практически во все проблемы нашего города: от транспортных, до экологических.

Проблема, конечно, еще и в том, что новые современные идеи и смыслы так толком и не сформированы.

Но в любом случае, Стратегия развития города без идеи нового генерального плана перестает быть стратегией. И первый шаг – это обсуждение современных идей и смыслов, которые должны быть заложены в новый Генеральный план.

Второе, чего нет – это Алматинской городской агломерации. Агломерация сама по себе есть, она сложилась еще в 70-е годы прошлого века. Но в Стратегическом плане ее нет. Агломерация есть де-факто, но ее нет де-юре. А раз нет де-юре, то получается, что ее нет и вовсе.

То, что города-спутники влияют на Алматы, а Алматы на них, мы все понимаем. Но тогда стратегия развития Алматы должна включать в себя и стратегию развития городов-спутников. И сразу же проблема: какую роль в планирование должна играть администрация Алматинской области?

Вторая проблема: если все-таки рассматривать развитие не просто Алматы, а городской агломерации в целом, то как будет формироваться бюджет развития? И какой из региональных бюджетов пострадает больше: города Алматы или Алматинской области?

Эти проблемы не решаются ни в Алматы, ни в Талды-Кургане, а решаются они в Нур-Султане. А раз решение проблем не в руках городского акимата, то лучше посчитать, что агломерации нет и нет проблем ее развития.

Третье, чего нет – это конкуренции с другими городами. За глобальность, за право быть интеллектуальной и культурной столицей Центральной Азии придется конкурировать. И конкурент номер один – это наша столица, Нур-Султан.

Совершенно невозможно представить, чтобы Нур-Султан отказался от претензий на глобальность, на лидерство в области культуры и интеллектуального развития. И на самом деле этого и не нужно. Здоровая конкуренция пойдет на пользу обоим городам.

Но будет ли эта конкуренция равной? Административные возможности у городских управлений, говоря откровенно, разные. И раздел о конкуренции, если бы он был, должен был бы содержать меры по выравниванию условий. Наверное, это как-то неудобно, вдруг неправильно поймут. Поэтому лучше без конкуренции.

Четвертое, чего нет – это децентрализации. В Стратегическом плане признается неравное развитие различных районов города (смотрите рисунок 3). Решать эту проблему предлагается за счет полицентричного развития (рисунок 4).

 

Снова мы имеем дело с неадекватной заменой. Никакая полицентричность не работает без децентрализации. Местное самоуправление является ключевым фактором городского развития. На это указывают международные руководящие принципы городского и территориального развития, развития, разработанные в рамках программы ООН Хабитат III. Об этом говорит опыт развития всех успешных городов.

Но местного самоуправления у нас в стране в целом не любят, а потому в Стратегию и не включаем.

Нам нужен Стратегический план

Нам, городу и его жителям, нужен Стратегический план развития и для того, чтобы лучше понимать проблемы и вызовы, стоящие перед городом и нами, и для того, чтобы оценить свои возможности, и для того, чтобы наши первые шаги по движению к Цели, заложили наиболее эффективный путь.

Предложенный к обсуждению Стратегический план только частично отвечает этим требованиям. А это означает, что как только его примут, он ляжет на полку в каком-нибудь кабинете, и будет там пылиться десятилетиями, пока его не найдут историки.

Читаешь план: вроде бы и есть в нем некая системность, а вроде бы и нет. Половинчатость, недосказанность, недостаток энергии и воли – главные недостатки документа.

[1] Ресурсов в самом широком смысле этого слова: от природных, до финансовых. В Стратегическом плане есть раздел о грядущем дефиците природных ресурсов, но этого явно недостаточно.

Фото на обложке: http://istory.kz/wp-content/uploads/2015/12/5.jpg

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33