Тайная жизнь суфийских течений в Казахстане
Новости по теме
Как Кексель выбивала показания против Тасмагамбетова
31.12.2020 19:12Как судья СМЭС стал выше закона Республики Казахстан
06.07.2020 11:07Ваххабизм: влиятельнее, чем когда-либо
В свое время понадобилось всего две недели, чтобы Иран, который называли «восточным Парижем» из светской страны превратился в исламское государство. Ранее exclusive.kz http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/117791/уже писал о том, как группу влиятельных казахстанских политиков обвинили в попытке госпереворота. Автор, пожелавший остаться не известным, считает, что опасность исламизации Казахстана и Центральной Азии растет с каждым годом. Просто мы предпочитаем это не замечать. Начало http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/117851/.
28.03.2020 18:03Тайная жизнь исламских течений в Казахстане
Exclusive.kz проолжает публикацию исповеди Турарбека Кусаинова, прошедшего путь от муллы до гражданского активиста.
24.03.2020 16:03Марат Набиев: «Я был настроен решительно»
«Две недели назад я, Марат Набиев, заявил о намерении выйти на открытые дебаты, целью которых было восстановление справедливости в деле умышленного банкротства и разорения моего производственного предприятия. Я был настроен решительно, хотя многие говорили о бесперспективности этого мероприятия.
16.03.2020 12:03Сможет ли общество противостоять рейдерству?
Жертвой оказался известный столичный предприниматель Марат Набиев, но уезжать из страны он не собирается, а наоборот, призывает объединиться в борьбе и создать антирейдерское движение.
29.02.2020 10:02Религиозный детектив
В Казахстане усилились интриги в высшем эшелоне властной элиты. Руководитель Администрации Президента Аслан Мусин в качестве главного конкурента видел Имангали Тасмагамбетова – тогдашнего акима города Астаны. И тогда в ход пошла версия, что Тасмагамбетов причастен к религиозному движению, «имеющему достаточный потенциал для захвата власти».
24.02.2020 13:02Олеся Кексель выбивала показания против Тасмагамбетова
Экс-сотрудник генпрокуратуры выбивала показания против Имангали Тасмагамбетова.
27.01.2020 15:01Тайное и явное влияние ваххабизма в Казахстане
Ранее exclusive.kz уже писал о том, как группу влиятельных казахстанских политиков обвинили в попытке госпереворота. Однако на самом деле эта опасность только возросла. Разгром суфистов привел к укреплению позиций ваххабитов, и они как никогда близки к тому, чтобы Казахстан превратился в территорию синкретического ислама - так считает автор, пожелавший остаться не известным.
09.01.2020 12:01Как суфии хотели государственный переворот совершить
Концепция народного единства, предложенная группой «национал-патриотов» в качестве альтернативы Доктрине национального единства. Влиянием религиозных предпочтений «исматуллашылар» объясняется использование в декларативных документах....
30.12.2019 09:12Еще одна попытка государственного переворота?
Детальный анализ пропагандируемых идей активистов, их контакты позволяет сделать вывод о наличии единой организационной структуры, объединенной задачей дискредитации в общественном мнении проводимой государственной политики с целью дестабилизации внутриполитической ситуации для насильственной смены конституционного строя и изменения действующей политической системы
26.12.2019 12:12Московское проклятие
О возвращении Алматы прежнего имени – Алма-Ата.
20.12.2019 12:12Кто поддерживает казахстанских салафитов за рубежом?
Слово «салаф» на арабском языке означает «предшествие, прежде». Это идеологическое течение, появившееся в начале XII века, которое считает времена первоначальной мусульманской общины «золотой эпохой» и стремится на этой основе выстроить общественные отношения. Салафиты считают этот путь «чистой религией». Идеология салафизма не признает другие религиозные мазхабы, суфийские учения. В настоящее время салафизм является официальной религией и политико-идеологической доктриной Саудовской Аравии.
19.12.2019 10:12Казахстан в паутине религиозных идеологий
ДУМК держит монополию на исламскую веру как орган, указывающий порядок проведения таких религиозных обрядов как хадж, ураза: устанавливает график уразы
10.12.2019 10:12След российских спецслужб в казахстанском суфизме
В начале 2000-х годов в Казахстане разгорелся религиозный скандал, связанный с именем афгано-пакинстанского казаха Исматуллы Абдигаппара. Это была одна из первых хорошо продуманных операций российских спецслужб на территории нашей страны.
26.11.2019 10:11От патриотизма до регионального сепаратизма
Последняя часть исповеди Турарбека Кусаинова проливает свет на таинственные события 2013 года, когда на западе страны была предпринята попытка сепаратизма, а также рассказывает о том, почему автор разочаровался в национал-патриотах.
21.11.2019 11:11Кто и как «крышует» ислам во властных коридорах
Очередная часть исповеди Турарбека Кусаинова, прошедшего путь от муллы до гражданского активиста, рассказывает о том, как в Казахстане зародилось движение «коранитов», которое вскоре оказалось расколотым.
19.11.2019 10:11Исповедь раскаявшегося имама
В редакцию exclusive.kz пришло письмо-исповедь от человека, пережившего череду разочарований. Турарбек Кусаинов был сначала муллой, потом подался к национал-патриотам, попал в тюрьму и теперь решил поделиться своим поисками истины. Мы решили опубликовать эту длинную исповедь, поскольку считаем, что такой путь разочарований и поиска сейчас проходит почти каждый казахстанец.
08.11.2019 14:11Турарбек Кусаинов
Как показывают журналистские расследования, с конца 2000 года Исматулла вновь периодически стал навещать Казахстан. При этом он не обходил тайными путями пограничные пункты, а далекое путешествие совершал на самолетах. Уму непостижимо, как иностранный гражданин, нарушивший в 1999 году миграционное законодательство Казахстана, уклонившийся от наказания (депортации), сбежавший из страны, оставив паспорт в Жетысусском районном суде, мог так свободно передвигаться. Мало того, начиная с 2002 года Исматулла безбоязненно разъезжал по всему Казахстану, открыл несколько медресе-шилхану, издал книги «Құран сырларының әліппесі», «Жария зікірдің дәлелі». Как выяснилось позднее, в 2002 году он получил паспорт гражданина Республики Казахстан. В оставленном в Жетысусском районном суде иностранном паспорте он именовался как Муллабай Асматулла Абдулхабар, 1944 года рождения, а в казахстанском паспорте он записан как Исматулла Абдигаппар, 1948 года рождения. Журналисты уже в то время забили тревогу, требуя проверить вызывающие сомнения сведения, касающиеся биографии и деяний Исматуллы, и дать им правовую оценку. Но правоохранительные органы никак не отреагировали.
Энергичное противодействие созданному под прикрытием имени Ахмета Яссауи суфийскому учению велось лишь в рамках методов информационной и идеологической борьбы. Закономерно при этом, что в этой борьбе ведущая роль принадлежала ДУМК – общественной организации, имевшей в стране монополию на религию, точнее на религиозную идеологию. Причина в том, что в этот период подавляющая часть мулл мечетей, подведомственных муфтияту, начали попадать под влияние идеологии салафитских взглядов. Накишбандские суфии, издавна составлявшие основу ДУМК, а также получившие религиозное образование в Турции суфии нурши считали опасным для себя учение Исматуллы.
Неясна позиция, которую занял тогдашний главный муфтий Абсаттар Дербисали по отношению к религиозным группам наподобие учения Исматуллы, которые разрушали единство и целостность мусульманского общества Казахстана. Он не проявил в этом вопросе твердость, как в свое время Ратбек Нысанбайулы. Абсаттар Дербисали, пользуясь своими полномочиями главного муфтия, мог бы встретиться с высокопоставленными должностными лицами власти, принять более энергичные меры по противодействию тем, кто вносил раскол в их ряды. Возможно, из-за мягкости своего характера, Абсаттар Дербисали при возникновении конфликтных ситуаций посылал для их разрешения своих заместителей, имамов мечетей, сам оставаясь в стороне. На обращенные к нему, как к главному муфтию, прямые вопросы журналистов он не давал четких ответов.
Именно из-за этого, по всей видимости, у ДУМК не было твердой позиции в фетве (решении, выносимом муфтием), указывающей на неправильность учения Исматуллы. Фетва не была открыто объявлена народу и даже не включена в проповеди, произносимые в мечетях перед пятничной молитвой. Фетва о том, что «зикристы» находятся на «невежественном пути», не выходила за пределы отдела документации духовного управления, оставшись недоступно даже для интересовавшихся журналистов.
Некоторые эксперты связывают такую нечеткую и нерешительную позицию ДУМК по отношению к «зикристам» влиянием в руководстве муфтията видного представителя суфийской школы кадария Мухаммед-Хусейна хаджи Алсабекова. В составе ДУМК у имамов с суфийскими (накишбанды, нурши) взглядами бытовало мнение, что «отрицание созданного под прикрытием имени Яссауи учения Исматуллы равнозначно отрицанию всего суфизма в религии». Но, как человек, принимавший косвенное участие во всестороннем исследовании религиозной обстановки того периода, проведенном философом Асылбеком Мусиным, не могу согласиться с обеими версиями. Хотя чеченец по национальности Мухаммед-Хусейн хаджи Алсабеков и занимал в ДУМК руководящую должность, но его влияние в духовном управлении было не настолько сильным. Кроме участия в массовом радении учения Исматуллы он не защищал интересы яссауистов, а предположение, что ДУМК «не смогло преодолеть чувство суфийского побратимства» бездоказательно.
Если опереться на расследования журналистов и мнение Асылбека Мусина, поддержка учения Исматуллы со стороны некоторых должностных лиц во власти не прекратилась и после события, произошедшего в 1999 году в мечети Карасу. Правоохранительные органы это ошибочно восприняли как политику государства применительно к религиозной ситуации в стране и не посчитали нужным препятствовать энергичным действиям Исматуллы и его сторонников.
Во-вторых, первая группа обучавшихся в мечети Карасу мюридов (учеников религиозного учения) состояла из журналистов и аспирантов, способных развивать любую идеологию. Устроившись после окончания университета на работу в масс-медиа и вузы, они пропагандировали учение Исматуллы, пополняя число мюридов. Более того, в министерстве юстиции была зарегистрирована общественная организация «Білім. Сенім. Өмір» - «Знание. Вера. Жизнь.» с филиалами во всех регионах республики, а медресе-шилханы учения стали работать под крылом этой общественной организации. В некоторых университетах оживилась работа суфийских мировоззренческих клубов «Әбжат», «Темірқазық», «Шұға», которые через религиозные мифы и легенды разъясняли студентам истины учения.
В-третьих, в начале 2000-х годов укрепились позиции суфиев-зикристов в национальной телерадиокорпорации «Казахстан» (НТРК), когда ею руководил Галым Доскен. Галым Бокаш, который привез Исматуллу из Пакистана в Казахстан, был назначен его заместителем.
Мастер политических интриг журналист Ораз Алимбеков в своей объемной статье 2005 года «Суфийский синдром религиозного экстремизма» пишет, что «телерадиокорпорация «Казахстан» превратилась в информационно-техническую базу и основной идеологический плацдарм яссауистов». По его подсчетам, 65-70 процентов работников корпорации того периода являлись членами учения Исматуллы, почти все творческие объединения телеканала возглавляли мюриды, в числе первых получившие в 1997-1999 годах образование в шилхане-медресе мечети Карасу. Такие программы телеканала «Казахстан» и Казахского радио как «Дін және біз», «Ой түйін», «Күлтөбе», «Ақиқат сыйы», «Ауызашар», «Мезгіл» проповедовали это «учение». Он пишет, что ведущие этих передач Санжар Керимбай, Рахат Мамырбек, Болат Мурсалим, Саят Ибраев были активными приверженцами учения.
НТРК «Казахстан» - это один из главных рупоров государственной идеологии. Тем не менее, власть не обращала внимания на то, что «Казахстан», попав под влияние некой религиозной организации, проводил его религиозно-идеологическую политику. Даже весной 2005 года имамы ДУМК подняли этот вопрос на расширенной встрече с Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Президент дал ответственным лицам конкретное поручение, но никаких изменений не произошло, еще раз подтверждая, что суфийское учение, созданное Исматуллой, имело сильных покровителей в самых высоких коридорах власти.
В-четвертых, учение Исматуллы начинает в своих медресе-шилхане «лечить» людей, зависимых от наркотиков и злоупотребляющих спиртными напитками. Народ валом повалил в медресе-шилханы. А некоторые журналисты даже предположили, что некоторые ответственные чиновники попали под влияние учения Исматуллы из-за проблем с зависимостью от наркотиков и алкоголя членов их семей.
По слухам, когда человек обращался в медресе-шилхану с просьбой избавить от зависимости близкого человека, он давал что-то вроде расписки-соглашения со всеми условиями лечения. После этого проситель посылает зависимого от наркотика или алкоголя близкого в медресе-шилхану, чтобы тот отнес его руководителю некий подарок (в большинстве случаев это конверт с деньгами как оплата за курс лечения). По словам побывавших в заключении «пациентов», территория вокруг здания медресе-шилханы охраняется круглосуточно, нарушителей дисциплины и склонных к побегу «пациентов» запирают в отдельной комнате в подвале, заковав руки и ноги в кандалы. Метод «лечения» зависимых от наркотика и алкоголя весьма прост – их собирали дважды в сутки и по 2-3 часа заставляли делать зикр. В случае отказа следовало жесткое наказание. Четких сроков «лечения» не было: от 2-3 месяцев до полутора лет. Утверждают также, что в такой «клинике» были случае попытки суицида. Но все тайное когда-либо становится явным и вскоре полиция организовывает специальную операцию, в результате которой было освобождено около 80 человек, большинство из которых сказали, что их там держали силой.
Мы не можем утверждать, что эти и подобные события стали основным поводом для запрещения деятельности общественной организации «Білім. Сенім. Өмір», роспуска учения, осуждения на длительные сроки Исматуллы и его активных сторонников. Однако, скорее всего, правда в том, что это было скрытой, но значительной частью внутриполитических интриг во властной элите.
Продолжение следует…
Новости по теме
Как Кексель выбивала показания против Тасмагамбетова
31.12.2020 19:12Как судья СМЭС стал выше закона Республики Казахстан
06.07.2020 11:07Ваххабизм: влиятельнее, чем когда-либо
В свое время понадобилось всего две недели, чтобы Иран, который называли «восточным Парижем» из светской страны превратился в исламское государство. Ранее exclusive.kz http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/117791/уже писал о том, как группу влиятельных казахстанских политиков обвинили в попытке госпереворота. Автор, пожелавший остаться не известным, считает, что опасность исламизации Казахстана и Центральной Азии растет с каждым годом. Просто мы предпочитаем это не замечать. Начало http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/117851/.
28.03.2020 18:03Тайная жизнь исламских течений в Казахстане
Exclusive.kz проолжает публикацию исповеди Турарбека Кусаинова, прошедшего путь от муллы до гражданского активиста.
24.03.2020 16:03Марат Набиев: «Я был настроен решительно»
«Две недели назад я, Марат Набиев, заявил о намерении выйти на открытые дебаты, целью которых было восстановление справедливости в деле умышленного банкротства и разорения моего производственного предприятия. Я был настроен решительно, хотя многие говорили о бесперспективности этого мероприятия.
16.03.2020 12:03Сможет ли общество противостоять рейдерству?
Жертвой оказался известный столичный предприниматель Марат Набиев, но уезжать из страны он не собирается, а наоборот, призывает объединиться в борьбе и создать антирейдерское движение.
29.02.2020 10:02Религиозный детектив
В Казахстане усилились интриги в высшем эшелоне властной элиты. Руководитель Администрации Президента Аслан Мусин в качестве главного конкурента видел Имангали Тасмагамбетова – тогдашнего акима города Астаны. И тогда в ход пошла версия, что Тасмагамбетов причастен к религиозному движению, «имеющему достаточный потенциал для захвата власти».
24.02.2020 13:02Олеся Кексель выбивала показания против Тасмагамбетова
Экс-сотрудник генпрокуратуры выбивала показания против Имангали Тасмагамбетова.
27.01.2020 15:01Тайное и явное влияние ваххабизма в Казахстане
Ранее exclusive.kz уже писал о том, как группу влиятельных казахстанских политиков обвинили в попытке госпереворота. Однако на самом деле эта опасность только возросла. Разгром суфистов привел к укреплению позиций ваххабитов, и они как никогда близки к тому, чтобы Казахстан превратился в территорию синкретического ислама - так считает автор, пожелавший остаться не известным.
09.01.2020 12:01Как суфии хотели государственный переворот совершить
Концепция народного единства, предложенная группой «национал-патриотов» в качестве альтернативы Доктрине национального единства. Влиянием религиозных предпочтений «исматуллашылар» объясняется использование в декларативных документах....
30.12.2019 09:12Еще одна попытка государственного переворота?
Детальный анализ пропагандируемых идей активистов, их контакты позволяет сделать вывод о наличии единой организационной структуры, объединенной задачей дискредитации в общественном мнении проводимой государственной политики с целью дестабилизации внутриполитической ситуации для насильственной смены конституционного строя и изменения действующей политической системы
26.12.2019 12:12Московское проклятие
О возвращении Алматы прежнего имени – Алма-Ата.
20.12.2019 12:12Кто поддерживает казахстанских салафитов за рубежом?
Слово «салаф» на арабском языке означает «предшествие, прежде». Это идеологическое течение, появившееся в начале XII века, которое считает времена первоначальной мусульманской общины «золотой эпохой» и стремится на этой основе выстроить общественные отношения. Салафиты считают этот путь «чистой религией». Идеология салафизма не признает другие религиозные мазхабы, суфийские учения. В настоящее время салафизм является официальной религией и политико-идеологической доктриной Саудовской Аравии.
19.12.2019 10:12Казахстан в паутине религиозных идеологий
ДУМК держит монополию на исламскую веру как орган, указывающий порядок проведения таких религиозных обрядов как хадж, ураза: устанавливает график уразы
10.12.2019 10:12След российских спецслужб в казахстанском суфизме
В начале 2000-х годов в Казахстане разгорелся религиозный скандал, связанный с именем афгано-пакинстанского казаха Исматуллы Абдигаппара. Это была одна из первых хорошо продуманных операций российских спецслужб на территории нашей страны.
26.11.2019 10:11От патриотизма до регионального сепаратизма
Последняя часть исповеди Турарбека Кусаинова проливает свет на таинственные события 2013 года, когда на западе страны была предпринята попытка сепаратизма, а также рассказывает о том, почему автор разочаровался в национал-патриотах.
21.11.2019 11:11Кто и как «крышует» ислам во властных коридорах
Очередная часть исповеди Турарбека Кусаинова, прошедшего путь от муллы до гражданского активиста, рассказывает о том, как в Казахстане зародилось движение «коранитов», которое вскоре оказалось расколотым.
19.11.2019 10:11Исповедь раскаявшегося имама
В редакцию exclusive.kz пришло письмо-исповедь от человека, пережившего череду разочарований. Турарбек Кусаинов был сначала муллой, потом подался к национал-патриотам, попал в тюрьму и теперь решил поделиться своим поисками истины. Мы решили опубликовать эту длинную исповедь, поскольку считаем, что такой путь разочарований и поиска сейчас проходит почти каждый казахстанец.
08.11.2019 14:11