Храм Тенгри мог бы стать объединяющим символом евразийского геополитического пространства
Несколько представителей татарской интеллигенции обратились к Президенту Республики Татарстан Р. Миниханову с необычной просьбой.
По их мнению, столице республики не хватает татарского традиционного храма Тэнре-йорт или Ак Тирмэ — так считают 9 представителей местной интеллигенции и указывают на это в обращении к Рустаму Минниханову, переданному в редакцию «БИЗНЕС Online» (орфография и пунктуация авторов обращения сохранены). Татары и весь тюркский мир с древних времен почитали концепцию Вечного Неба Тэнри, и появление такого культового сооружения в Казани позволит Татарстану стать этнодуховным, объединяющим центром всего евразийского пространства.
Президенту Республики Татарстан Р.Н Миниханову
К Вам обращаются представители татарской интеллигенции: ученые, писатели, журналисты, работники культуры и т.д. За последние 25 лет при содействие государства в Татарстане построено и восстановлено десятки тысяч мечетей и церквей. Открыты синагоги, католические церкви. Все это отрадное дело. Однако, мы считаем, что для полной справедливости не хватает татарский традиционный храм Тэнре-йорт или Ак Тирмэ. Татары и весь тюркский мир с древних времен почитали концепцию Вечного Неба Тэнри. Поклонение Вечному Небу Тэнри — это одухотворенная традиция, мировоззрение и культура татар и всего тюркского мира. Мы, татарская интеллигенция считаем, что необходимо сохранить своё традиционное мировоззрение — тэнгрианство. С постройкой храма Тэнри-йорт будет возможность сохранить татарские обряды, традиции и молитвы. Тэнри-йорт или Ак Тирмэ нужно разместить в центре Казани, чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним. Размер его должен соответствовать его назначению со всеми вспомогательными службами для нормального его функционирования. Для Тэнри-йорт необходимо выделить землю в Казани под его застройку. Казань — столица Татарстана и одновременно является центром культурных и туристических мероприятий. Гости и туристы Казани с удовольствием посетят храм Тэнри-йорт и одновременно ознакомятся с традиционным мировоззрением татар и тюркского мира. Постройка и открытие храма Тэнри-йорт укрепило бы дружбу народов Татарстана. Ваше поддержка в построение Тэнри-йорт необходима. Ведь построить храм дело непростое, нужно получить землю под постройку, материальные ресурсы для строительства и т.д. На все это у нас нет не материальных не административных ресурсов, да и самим все делать было бы в высшей степени несправедливо, так как все мечети, церкви и т.д. строились при весомой поддержки государства. Отметим, что в Республике Саха реализован аналогичный проект — храм Тэнри. Хотя Саха-Якутия входила лишь как улус в Великую Татарию, где мировоззрение Вечное Небо — Тэнри являлось базой национальной идеи и государственной идеологии указанной евразийской империи. Имея столь значимую, богатую историческую традицию татарам необходимо сохранить, продолжить и развить её уже в новых условиях XXI века. Весь исторический опыт показывает востребованность этой традиции для ответа на современные вызывы, решения глобальных проблем: экологии, экономики, межнациональных и межконфессиональных отношений. Поэтому мы считаем, что татарский и другие народы остро нуждаются в построение храма — комплекса Тэнри-юрт. Республика Татарстан должна стать этно-духовным, объединяющим центром всего евразийского пространства. С уважением, надеемся, что Вы правильно поймете эту историческую необходимость. С данным обращением высылаем учебное пособие «Древнетюркское мировоззрение — тэнгрианство» и Экспертизу Международного фонда исследования Тенгри, фотографию храма Тэнри-йорт. 1. Безертинов Рафаэль Нурудинович — писатель, историк, публицист. 2. Ислаев Файзулхак Габдулхакович — доктор исторических наук, профессор. 3. Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич — кандидат исторических наук, Член Координационного Совета Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН). 4. Мулладжанов Наркас С — журналист-публицист, писатель. 5. Шигапов Ильфак И — журналист, поэт, композитор. 6. Шайхетдинов Дамир — журналист. 7. Юлдашев Рамай З. — общественный деятель, ГАУК «республиканский центр татарской культуры» Марий Эл. 8. Сиразин Мурат Галеевич — семейный фермер. 9. Гарапов Альберт Ф. — председатель антиядерного общества РТ. От редакции: Мы опубликовоали это письмо, потому что уверены: обращение татарских общественных деятелей актуально и для Казахстана. Народы Великой Степи издавна исповедовали монотеистическую религию, в основе которой лежало почитание Вечного Неба. Многочисленные исследователи подчеркивают мировоззренческий характер тенгрианства, где ключевыми принципами являются следующие: признание безличного Бога как Тенгри; уважение к матери природе; вера в жизненную силу; уважение к умершим предкам; почтительность к старшим; активность, упорство, взаимовыручка; евразийство, как геополитический союз стран и народов, связанных традицией с империями гуннов, тюрок и монголов. Тенгрианство имеет подчеркнуто толерантное отношение к другим религиям и людям, исповедующим их. После обретения независимости, в с 90-х годах ХХ века у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников, особенно в странах Средней Азии и Казахстна. Многими представителями казахской интеллигенции тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним Аллаха, но выражение коллективного духа тюркских народов. Обращение татарских общественных деятелей ставит и перед нашим обществом вопрос: а не пора ли и нам, казахам, начать возвращение к истинной религии наших предков? Почему эту инициативу проявили татары, а мы, казахи, забываем о наших духовных корнях?Может быть, и нам необходим храм Высокого Неба, где-нибудь в Астане, где адепты древней миролюбивой религии нашли бы возможности совершать свои обряды и молитвы? Вопрос этот, как нам кажется, давно назрел. Десятки и сотни религиозных храмов разных конфессий беспрепятственно действуют в Казахстане, а вот Храма Высокого Неба как не было, так и нет… Мы приглашаем всех заинтересованных, неравнодушных людей к дискуссии и готовы для этого предоставить страницы нашего журнала для изложения самых разнообразных мнений по этому вопросу.