Налог на социальную справедливость
Глава государства К.К. Токаев провел 11 мая заключительное заседание Государственной комиссии по чрезвычайному положению, которая теперь преобразована в Государственную комиссию по восстановлению экономического роста. Президент страны сформулировал семь задач, которые предстоит решить в ближайшем будущем.
Большинство задач особого отклика у общественности не вызвало. Они уже ставились не раз в прошлом, но по сию пору как-то не решались.
Наибольший резонанс вызвала задача №4: «Считаю, что во имя социальной справедливости пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы ИПН в отношении заработных плат и других видов дохода. Смысл прогрессивной шкалы в том, что граждане с невысокими зарплатами будут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплачиваемого налога возрастет. Наша основная цель – вывести из «тени» наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат. Если ставка по ним сократится, будет меньше стимулов платить в конверте».
В социальных сетях появилось множество постов, критикующих предложение К.К. Токаева. В основном критика сводится к тому, что увеличится налоговая нагрузка на работодателей, что приведет к увеличению доли зарплат в конвертах, что о никакой социальной справедливости речи идти не может.
На самом свое зерно истины в идее ввести прогрессивное налогообложение доходов населения есть. Но оно заключается не в социальной справедливости, а в стимулирование потребления отечественных товаров, работ и услуг за счет системы вычетов. Например, брать на вычеты пропорционально нормам амортизации стоимость товаров длительного пользования казахстанского производства.
Но вот здесь возникает первая проблема – проблема социальной справедливости. Человек с высокими доходами, даже если применит такие вычеты, все равно будет платить налоги. А как быть человеку с низкими доходами? Если он будет применять подобные вычеты, то не он будет должен бюджету, а, наоборот, бюджет будет должен ему. А если у него отобрать право на вычеты, то это будет явной социальной несправедливостью. И раз мы говорим о социальной справедливости, государству придется смириться с тем, что расходы, которые можно брать на вычеты, должны компенсироваться за счет бюджета для наших граждан с низкими доходами.
Таким образом, за счет системы вычетов государство стимулирует потребление казахстанских продуктов, а значит и рост производства. Но чтобы получить по-настоящему действенный эффект, надо развивать конкурентную среду, демонтировать сложившуюся систему покровительства бизнеса (экономику агашек). В противном случае, только некоторые производители получат выгоды, что практически гарантировано приведет к росту цен и снижению качества продукции.
Вычеты создают и другой резон для внедрения прогрессивной шкалы: вывод из тени части бизнеса, прячущегося в ней. Например, если брать на вычеты какую-то долю арендной платы за съемное жилье, то это будет понуждать арендатора требовать налоговую счет-фактуру. Арендодатель в таком случае будет вынужден декларировать свои доходы. Цены за аренду, конечно, вырастут, но это тот побочный эффект, без которого никак не обойтись.
При таком подходе к прогрессивному налогообложению – широком применение системы вычетов в наших текущих условиях– бюджет скорее проиграет, чем выиграет. Но если внедрять прогрессивное налогообложение без вычетов, то это увеличит долю бизнеса в тени, что тоже отрицательно скажется на доходах бюджета.
Поэтому, когда речь идет о прогрессивном налогообложение, то во главу угла должна ставиться не социальная справедливость, даже не стимулирование потребление казахстанских товаров, работ и услуг, а изменение условий ведения бизнеса.
А изменение условий ведения бизнеса невозможно без глубокого реформирования системы государственного управления. Об этом тоже говорил глава государства на заседание госкомиссии: «Важнейшим направлением Стратегического плана страны станут преобразования системы государственного управления ... Следует исключить ненужные процедуры, согласования, совещания, пустую трату времени и средств. Эта практика изжила себя. Решения нужно принимать быстро, и, самое главное, выполнять их. Важно сохранить определенный заряд инициативности, принятия ответственности на себя и в поствирусный период».
Выполнение решений зависит от уровня общественного контроля: чем меньше контроль, тем хуже дела с исполнением. Принятие ответственности на себя зависит от объема полученных полномочий: чем меньше полномочий, тем больше согласований с вышестоящим начальством.
Возвращаясь к прогрессивному налогообложению. Его внедрение требует коренного переустройства политической системы, конкуренции не только в бизнесе, но и в общественной жизни. Налоговая система не может быть социально справедливой и стимулирующей экономическое развитие без реального народного представительства, когда выбранные народные представители определяют, что, как и в каком размере облагать налогами, а затем контролируют как исполнительные органы распоряжаются собранными налогами.
Казахстан многообразен и не один регион не похож на другой. И даже между районами одного региона есть существенные различия. И единая система налогов при таком многообразии тоже не может быть социально справедливой и стимулирующей экономическое развитие без налогового федерализма, когда по части налогов – их базы, ставкам – решения принимаются на уровне районов и регионов.
Нет налогов без представительства! Нет государственных денег – есть деньги налогоплательщиков.