суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Голодомор как разрушение казахской идентичности

Во время коллективизации в Казахстане произошло 372 массовых выступления и восстания, в них приняло участие около 80 тысяч человек. Их пик пришелся на 1929-1931 гг. Вооруженные выступления сарбазов были ликвидированы в 1933 году только тогда, когда Степь была сломлена голодом. Фактически, голодомор стал ответной реакцией Советской власти на вооруженное сопротивление народа.

Голод начала 1920-х годов был вызван не столько неурожаем, сколько последствиями политики «военного коммунизма» и продразверстки. Количество голодающих в Қазақстане составило 2,3 млн человек и около 1 млн. человек умерли от голода и болезней.

Главной целью политики военного коммунизма стало получение продовольствия от крестьян. Еще до часто упоминаемого неурожая в рамках продовольственной диктатуры 1918 года была проведена массовая продразверстка, забиравшая у крестьян практически все. В 1918-1920 годах в Поволжье началась серия голодных бунтов: в марте 1919 г. вспыхнуло Чапанное восстание, в феврале 1920 года - Вилочное восстание и др. Однако, они были подавлены не только военной силой, но и голодом: обессилевшим крестьянам было не до борьбы за свободу, власть и землю.

Пик голода пришёлся на осень 1921 - весну 1922 года. Голод охватил 35 губерний: Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Қазақстан, частично Приуралье и Западную Сибирь. Число жертв составило около 5 миллионов человек. В 1921 году Россия обратилась ко всему миру с призывом помочь голодающим Поволжья.

Помощь голодающим России поступала и из Қазақстана, где у кочевого населения практически не осталось скота. В марте 1922 года председатель ЦИК Қазақской республики С. Мендешев писал Сталину: «Голод принимает ужасающие размеры. Некоторые селения уже сотнями считают ежедневно умерших от голода.Особенно острое положение кочевого киргизского населения, обитающего в степных районах... В результате всего этого киргизы в глухих аулах погибают целыми семьями. Наблюдаются случаи отказа от жены, продажа дочерей …». В Москву было отправлено ходатайство о признании голодающими Оренбургской, Уральской, Актюбинской, Букеевской, Кустанайскойгуберний, Адаевского уезда и снятии (!) с них государственного продналога.

По данным Кирстатуправления, голодала почти половина населения республики из 4 781 263 человек. Мендешев летом 1922 года на сессии КазЦИК сообщил о 2 миллионах 832 тысячах голодающих. В Уральской губернии голодало 99% жителей, в Оренбургской – 80%, в Кустанайской – 74,5%, в Акмолинской – 40%.Особенно страшен был голод в қазақских аулах, оставшихся без скота. Народ питался корнеплодами, листьями трав и завариванием обработанных шкур домашних и диких животных. Сообщалось о случаях людоедства.

В Степи часто случался джут, поэтому с давних времен существовал обычай предоставлять кров и еду любому человеку, на помощь приходили соседние роды, которые делились скотом или предоставляли пастбища. Но никогда из-за природных катаклизмов голод не приобретал таких масштабов, чтобы голодала половина населения.

Могла ли спасти голодающих людей организованная большевиками помощь? В отчете РКП (б) Киргизское бюро от 7 октября 1921 года пишется, что в Петропавловске открыты 3 (!) столовые на 400 человек, в Акмолинске – на 250 человек, Атбасаре – на 300человек, Кокчетаве – на 600человек. Всего на 5150 человек. В октябре 1922 года в Акмолинске для детей была открыта столовая, в которой готовили до 500 обедов в день. В 1923 году открыт приют на 70 детей.В феврале 1923 года на иждивении находились 105 детей в «Детском доме» и 125 человек возрасте от 4 до70 лет в «Доме крестьянина». Эта помощь в Акмолинске охватывала всего 800 (!) человек.

Во «избежание распространения эпидемии и скопления их на станциях железных дорог» запрещалось (!) свободное передвижение голодающих из одной губернии в другую. Т.е. порой люди, которые могли бы спастись, оставлялись в местах проживания фактически на верную смерть.

Помощь детям в КАССР стала оказываться Центральной комиссией КЦИК по улучшению (!) жизни детей в апреле 1922 года. Только к ноябрю определили количество беспризорных детей - больше 400 тысяч. 208 тысяч пришлось на Оренбургскую область, 114 тысяч –на Костанайскую.

Была разрешена эвакуация в благополучные губернии - 4 поезда с детьми ежемесячно. Так, 17 496 детей было эвакуировано в Туркреспублику, Украину и другие районы страны.

В городах организовали детприемники и детские дома. Количество детских домов и учреждений было увеличено до 455. В них находилось 60 тыс. детей.

Значительную помощь голодающим Қазақстана (как и России) оказали иностранные организации. Наиболее крупной из них была Американская организация помощи. Сначала она помогала только детям и больным, затем помощью было охвачено и взрослое голодающее население. «С середины ноября 1921 по ноябрь 1922 года в Қазақстане АРА (American Relief Administration) раздала населению около 125 вагонов муки, риса, сала, какао, сахара, молока, бобовых, кукурузы, мыла, а также 10 тысяч костюмов, 9 вагонов медикаментов, 4750 одеял, 2712 простыней, 4750 полотенец. Стоимость общей помощи составила 500 млрд. рублей.

Деятельность АРА в цифрах на 15 июня 1922 года: по Оренбургской, Актюбинской, Уральской Кустанайской, Букеевской губерниям открыты столовые для раздачи горячей пищи 1549 детям. В сутки выдается 297 759 пайков детям. Одето 41 684 детей по Оренбургской и Актюбинской губерниям. В Оренбургской и в Актюбинской губерниях выдается 533 543 пайков взрослым. По всей республике выдано 585 322 пайка, в число которых входят горячие обеды – 17 780 – их раздают в больницах, домах отдыха, местах лишения свободы. Все больницы получили одеяла, медикаменты, белье, полотенца, была устроена аптека, стрижка детей».

В 1923 году Католическая миссия «Помощи Папы Римского» в Оренбурге выдавала питание 20 тысячам человек, АРА — 17 850. Американский еврейский объединённый распределительный комитет профинансировал ремонт детских учреждений в Қазақстане. Исследователь Нансен передал для детей Қазақстана 4052 ящика консервов, сухари и две передвижные амбулатории с медикаментами.В Степи было открыто 49 столовых, 17 амбулаторий и 3 больницы.

Продовольственная и медицинская помощь Красного Креста распространялась на Оренбургскую, Актюбинскую, Кустанайскую и Букеевскую губернии. «Работа ведется главным образом среди киргизского населения в аулах и кочевках… По линии Красного Креста питание получают около 14 тысяч человек» (из отчета).

Сотни тысяч қазақских детей в детдомах – последствие того, что десятки тысяч семей их родственников (ата-жұрт, нағаши-жұрт, аулы того же рода и т.д.) погибли от голода. Но попавшим в детдома внушили мысль, что советская власть их спасла (!). Повзрослев, эти дети была брошены в жернова войны.

Голод не закончился в 1923 году. В апреле 1924 года голод охватил Карагандинский, Нуринский, Захаровский, Асан-Кайгинский, Сары-Аркинский, Сары-Суйский, Коргалжинский районы, т.е. районы, населенные преимущественно қазақским населением, а также Акмолинск и его окрестности. Так, в Баганалинском районе голодало почти 50% қазақов, в Акмолинском уезде в мае 1924 года число голодающих составило около 30 тысяч человек.

Страшно представить, в каком состоянии (физическом, психологическом, ментальном) қазақи вышли из голода начала 1920-х годов. Это был не просто ужас от пережитого, не просто осознание масштабов катастрофы, но и четкое понимание того, что представляет собой новая власть.

Ко второму голодомору начала 1931-1932-х гг. привела борьба коммунистов с сопротивлением казахов против советской власти. Датой разгрома основных сил басмачества называют 1926 г. Однако многочисленные восстания сарбазов на территории Қазақстана возобновились уже в 1928 г. в ответ на жесткую политику коллективизации.

Важно подчеркнуть, что сопротивление началось не в период голодомора начала 1930-х гг. (когда уже были очевидны его страшные последствия и не было ресурсов для вооруженного сопротивления), а после голодомора 1920-х гг. и особенно с началом процесса экспроприации с целью насильственной коллективизации. Уже наученные страшным опытом голода 1920-х гг., қазақи при первых же признаках нового отъема собственности (скота) поднялись на борьбу против советской власти.

Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания, в них приняло участие около 80 тысяч человек. Крупные выступления были практически на всей территории республики. Их пик пришелся на 1929-1931 гг. Вооруженные выступления сарбазов были ликвидированы в 1933 г., т.е. это произошло только тогда, когда Степь была сломлена голодомором. Таким образом, устроенный в 1931-1932 гг. голодомор стал ответной реакцией на вооруженное сопротивление народа.

Фактически, голодомор, организованный на огромной территории, стал методом борьбы против тактики степной войны, где аулы представляли собой базы: отсюда происходили сарбазы, которые здесь же и скрывались в случае необходимости, аулы снабжали едой, конями и т.д. Но, главное, эти аулы были мобильны. Как советская власть могла воевать с ними? Это могла быть долгая, изматывающая война, даже несмотря на превосходство Красной армии в численности и вооружении. Из-за рубежа сарбазам поступала помощь от ранее откочевавших қазақов. Самым простым и быстрым решением проблемы стало стягивание аулов в «точки оседания» под присмотр, отбор скота (главным образом, коней), изоляция аулов на определенной территории, лишавшая их контактов с воюющими сарбазами.

Как происходила коллективизация? В одно место стягивались сотни хозяйств в радиусе до 200 и более километров, они составляли колхозы. В «точки оседания» людей направляли под конвоем милиции. У них отбирался скот и скапливался в одном месте. Сюда же отправляли скот, конфискованный у баев, которых высылали за пределы района или республики. Прокормить собранные на ограниченном пространстве табуны, стада и отары не представлялось возможным. Скот стал погибать, часть его массово забивалась на месте. В 1933 году из 40 млн. голов скота (до начала конфискации) осталась только десятая часть. Результат: голод, поразивший весь Қазақстан. Аулы морили голодом, чтобы лишить помощи сарбазов едой и конями, чтобы аулы не ушли вместе с сарбазами за кордон.

Коллективизация должна была завершиться в 1932 году. Понимание задуманного властью, грозивших угроз и его страшных последствий пришло сразу. Уже в конце 1928 г. начались первые аресты противников коллективизации (А. Байтурсынов, М. Дулатов, Ж. Аймауытов, М. Жумабаев).

Одновременно с коллективизацией проводились мероприятия по ликвидации байства как класса. В 1929 г. было ликвидировано более 3 тысяч «кулацко-байских» хозяйств, часть людей была расстреляна или отправлена в концлагеря на сроки от 3 до 10 лет, за пределы республики было выселено около 6800 человек.

В период установления советской власти коммунисты пытались расколоть қазақское общество, сталкивая, как им виделось, классовых антагонистов – богатых и бедных. Однако количественное соотношение оседлых шаруа и пролетариата было ничтожно в сравнении с основной массой қазақов, сохранявших кочевой и полукочевой образ жизни. А кочевое сообщество продолжало сохранять традиционную структуру, где бай и бий были не эксплуататорами, а главами рода, подрода, аула. Эти коллективы, объединенные по родственному принципу, совместно владели родовыми пастбищами и скотом. Так называемые простые қазақи, в которых советская власть надеялась найти сторонников, противились экспроприации, потому что скот терял не бай, а весь аул, (под)род.

Советам так и не удалось убедить қазақов, что бай – это классовый враг, потому что для қазақов бай и бий были не просто состоятельными людьми, а лидерами, несущими ответственность за своих сородичей. Они ведали хозяйственными и экономическими делами, откочевками, судебными тяжбами, соблюдением обычаев, женитьбой и замужеством молодежи, отправкой на учебу и ее оплаты, асами и т.д. Бай, бий для членов (под)рода, аула был близким родственником (таковым у қазақов считается родство до седьмого колена). Принципы классового разделения и классовой вражды здесь не работали.

Так, коммунисты, поняв тщетность своих попыток столкнуть членов одной разветвленной семьи, соседних аулов, (под)рода, просто физически уничтожали или высылали баев и биев и, тем самым, обезглавили роды.

Положение с голодом усугублялось жестоким подавлением частями Красной армии попыток избежать конфискации всего скота. Когда часть аулов и родов начала откочевывать, пытаясь спасти свой скот, на их перехват посылались отряды Красной Армии с целью уничтожения этих якобы басмаческих банд. При этом откочевщики были обычными мирными людьми, которые пытались спастись от голода. Откочевывали в Китай и Монголию (под)родом, аулами во главе со своими баями и биями, которые и вели людей, неся ответственностьза их судьбу и жизни. Баи не уходили одни без своих сородичей (откочевка во все временами осуществлялась аулами). Останавливали переселение и пограничники, часто просто уничтожая целые аулы пулеметным огнем.

Таким образом, голодомор в Қазақстане 1932-1933 гг. был не просто бедствием, а частью классовой борьбы и тактикой советской власти против вооруженного сопротивления қазақскихсарбазов. По сути, это было продолжением гражданской войны.

Почему голодомор – явление рукотворное, организованное на определенной территории? Потому что голодом, в основном, были охвачены районы проживания қазақов, сопротивления сарбазов. И, более того, в соседних деревнях и городах голода не было. У людей была еда. Значит, голодающие люди могли быть спасены. Но за 2 года этого не произошло. До тех пор, пока не были подавлены восстания сарбазов… (голод в Украине странным образом охватил именно районы сопротивления, а в России, Северном Кавказе – районы расселенияоказывающего сопротивление казачества).

В итоге в течение 1931-1933 гг. по предварительным данным от голода умерло приблизительно 2 млн. қазақов, 1 млн. вынужден был откочевать в Китай, Монголию, Ирак и Афганистан (больше половины из них не вернулось). Численность қазақов на территории Қазақстана сократилась вдвое.

Таким образом, голод 1932-1933 гг. окончательно разорил қазақов и нанес страшный удар по его менталитету, создав основу для резкого и кардинального изменения его национальной идентичности. Если после первого голодомора 1920-х гг. народ еще был способен к активному сопротивлению, то после второго, случившегося через 10 лет, он был окончательно сломлен.

Устроенный геноцид «подсластили» тем, что в 1936 г. Қазақстан из автономной стал союзной республикой. В период национального размежевания в 1924 г. Қазақстану отказали в предоставлении статуса союзной республики, хотя тогда он более чем соответствовал (территориально, демографически и т.д.) требованиям. Теперь, когда Қазақстан после голодомора снизил многие показатели (численность қазақов сократилась вдвое, сотни тысяч перекочевали в другие регионы и страны), Москва ничем не рисковала. Народ был наполовину физически уничтожен, не составлял большинства на своей территории, был психологически сломлен, вооруженное сопротивление подавлено, сотни тысяч мужчин убиты, лидеры народа (родов) арестованы или высланы.

(По материалам: Карсакова Б.Г., Абуев К.К. Қазақстанский голод в начале 20-х годов: историография проблемы; Татимов М.Б. Социальная обусловленность демографических процессов; Геллер М. О голоде, хлебе и советской власти; Алексеенко А.Сельское население Қазақстана. 1920-1990 гг.; Мусаев Б.А. Голод в первой половине 20-х годов XX века в Қазақстане: исторический, социально-политический анализ; и др.).

Айнаш Мустояпова

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33