Какой будет жизнь после «идеального шторма»?
Казахстанцы считают, что адаптироваться к новой реальности после пережитого «идеального шторма» можно будет с помощью трех составляющих: терпения, экономии и огромного трудолюбия. По мнению экспертов, если карантин вернется осенью, то главные неприятности нас ждут впереди.
Информационный хаос
В Алматы состоялся виртуальный вебинар по результатам социологического исследования, проведенного экспертной группой компании BRIF Research Group по нескольким темам – общество, бизнес, потребительские тренды и поведение людей после карантина.
По словам основного спикера, руководителя компании BRIF Александра Рузанова, из-за идеального шторма и сочетания сразу нескольких мощных «черных лебедей» (карантин, ограничения, макроэкономический кризис + турбулентность на рынках нефти, глобальность кризиса) в обществе имеет место быть очень высокая степень неопределенности – как в понимании природы и причин вируса, так и в прогнозируемости ситуации.
- Ситуация сложная и мало предсказуемая, многие сейчас находятся в пограничном состоянии, - говорит он. - Что могут предлагать людям бренды и компании, и вообще все, кто хотел бы работать с людьми?
Сценарии выхода из ситуации могут быть различными. Главный из них - сохранять спокойствие, практиковать в качестве основного антикризисный менеджмент. Ну и конечно, будет очень популярна эмоциональная поддержка - семьи, команды и клиентов.
Сейчас в обществе наблюдается инфодемия, иначе говоря – обрушиваемая каждый день на неподготовленные головы лавина информационного хаоса. Кроме того, люди еще и сами упражняются в пересылке друг другу устрашающих роликов.
Что делать в этой связи? Научиться информационной гигиене и режиму, а также составлению списка надежных источников, чтобы помочь собственной семье и команде, с которой работаешь, ориентироваться в этом хаосе.
Другой актуальный тренд - виртуальное сотрудничество в сочетании с виртуальной гиперактивностью связано с дефицитом физических контактов и общения.
- Виртуальная гиперактивность может привести к психическому выгоранию и омертвению души, - считает Александр Рузанов. - У части людей появляется эффект брезгливости и отчуждения, а у общества в целом есть риск скатывания к обществу хикикомори. Этот термин японцы придумали для обозначения великовозрастных детей, которые не хотят ни учиться, ни работать, потому что они боятся общества. Виртуальное упадничество частично может привести к состоянию хикикомори не только отдельные личности, но и группы населения.
Выход здесь видится в создании мест для безопасных физических встреч, ну и, конечно, в эмоциональной поддержке другу друга
Наедине с собой
Почти все респонденты, участвовавшие в исследования BRIF, отмечают, что отсутствие денег и работы волнуют больше, чем коронавирус. Кто-то из-за этого стал добровольно-принудительным вегетарианцем. Многие не планируют обновлять гардероб и предметы быта, а донашивать-пользоваться тем, что есть. В связи с тем наверняка будут популярны службы и центры по ремонту технику или одежды, и, наверное, будет востребована благотворительность.
Когда семья становится эпицентром карантинного быта, то, с одной стороны, это место, где можно найти уют и покой, а с другой – она становится зоной повышенного риска и встреч с собственными «демонами». Возникают извечные вопросы: кто я, зачем живу, чего достиг, выживу ли, нужен ли своей семье? Как живет моя семья, есть ли в ней понимание и любовь, сможем ли мы сохранить ее? Порой поиски ответа на них приводят к непредсказуемой агрессии.
- Спасти от «демонов» могут места персональной и семейной психологической помощи, - продолжает Александр. - Во Франции даже в магазинах созданы сейчас уголки, где психолог может выслушать жену, которая терпит дома побои мужа, научить практикам психологической безопасности, предупреждения депрессии. И, конечно, здесь тоже красной нитью проходит эмоциональная поддержка семьи, друзей и коллег. Ситуация с коронавирусом и связанным с ним карантином привела к возвращению к вечным вопросам и базовым ценностям. Нравится или не нравится, но это очень актуально. Однако не все готовы к осмысление жизни и переоценке прожитого и достигнутого. Выход мы видим в создании виртуальных и реальных эко-групп, где будут обсуждать какие-то жизненно важные вопросы. Это очень нужно для того, чтобы люди не ушли в самокопание
Пахать, пахать и пахать
Как будет проходить трезвая адаптация к новой реальности? Ответы многих респондентов свелись, по словам Александра Рузанова, к трем словам - терпеть, экономить и пахать, пахать, пахать.
- То есть люди намерены искать дополнительные места работы, потому что, как они подозревают, когда они вернуться в компанию после карантина, то сократят либо их самих, либо - доходы, - сообщил он. - Для этих людей тоже сейчас очень важна психологическая помощь для трезвого и всестороннего оценивания ситуации, выживания в критических условиях, поиска источников информации о дополнительных заработках, умения экономить без ущерба для здоровья.
Вместо дома в Испании – домик в ауле
В Казахстане выросло число безработных. В секторах с наибольшим уровнем риска работают около 30% всех занятых или 2,7 млн. человек. Прогноз Международной организации труда по безработице в Казахстане не очень оптимистичен: ожидаемый объем безработицы в следующем году – 5, 1%.
Годовой показатель роста цен на продовольственные товары увеличился до 10,4%, что является максимальным значением с 2017 года.
Эксперты по-разному оценивают масштабы прямых потерь МСБ – от 100 млрд. до триллиона тенге.
- Учитывая то, что большой процент населения в Казахстане попал в большую зону риска, то уровень безработицы наверняка будет выше 5, 1%, - говорит менеджер отдела анализа рынка компании BRIF Мария Проценко. - На конец апреля уровень безработицы в Казахстане был 7,8%, но если осенью карантин повторится, то каждый второй казахстанец рискует потерять постоянный доход. Через несколько дней наступает лето, в связи с чем очень актуален вопрос с летним отдыхом. Планируют ли казахстанцы путешествовать?
Опросы, по словам Марии, показывают, что люди пока опасаются это делать.
- Отпуски, которые были запланированы на лето и раннюю осень, отменяются вообще или же откладываются на неопределенный срок, продолжает она. - Те деньги, которые люди сэкономили за счет этих поездок, будут потрачены на путешествия внутри страны или обустраивание дач и загородных домов. Платежеспособная аудитория готова отказаться от покупки дома в Испании, чтобы купить вместо него дом или
участок в сельской местности, где можно переждать подобные
периоды и катаклизмы. Многие всерьез задумываются о создании своего хозяйства, которое позволит обеспечить себя и близких безопасными продуктами.
Это также меняет концепцию отдыха. Местные курортные зоны наверняка начнут пользоваться большим спросом, так как платежеспособная аудитория, несмотря на страхи, все равно нуждается в отдыхе. Вопрос только в том, готовы ли местные компании к оказанию сервиса. Однако есть и сегмент тех, кто не верит в кризис, хотя они в значительном меньшинстве – как только разрешат, то поедут путешествовать.
Жизнь до и после карантина
Исследователи группы BRIF составили модели поведения четырех групп людей из среднего слоя, до карантина вполне благополучных и материально обеспеченных. Первый, эмоциональный пессимист, уверен, что жизнь никогда не будет прежней. Второй, конструктивный скептик, предпочитает не переживать, а действовать. Третий, реалистичный оптимист, надеется на лучшее, любить свою страну и семью. Четвертый типаж, рациональный, уверен в собственных силах и считает сложившуюся ситуацию еще одним вызовом.
- Создавая эти прототипы, мы провели четыре онлайн-форума с жителями Алматы и Астаны, - сообщила руководитель отдела качественных исследовании Динара Абдильдинова. - В каждом из четырех форумов участвовало по 10 человек, но образы были собирательными. Мы наблюдали за поведением наших знакомых, активно использовали опросы экспертов, чтобы сформировать целостные, внутренне гармоничные образы. Нам показалось, что они получились у нас живыми.
Находясь на связи с ними около трех дней, мы разделили их страхи, мечты и жизнь до и после карантина. Они нам писали, звонили, отправляли голосовые сообщения. Мы заметили на этих форумах, что люди просто устали от карантина, им скучно. Мы задаем им один вопрос, а они обсуждают другое.
В заключение Динара Абдильдинова сообщила, что очень вырос спрос на профессиональных психологов.
- К ним сейчас не пробиться, - сказала она. - После этого исследования возникло ощущение, что очень актуально эмоциональное общение. За мнимым спокойствием многие испытывают скрытое, регулярное напряжение. Соцсети это подтверждают. Люди там так и пишут: «Я уже устал себя успокаивать. Хочется выбраться в командировку, и наконец, почувствовать себя человеком». Словом, вынужденная изолированность не прошла для людей бесследно. И, возможно, самые большие неприятности у людей еще впереди.