Кодекс о здоровье: поправки приняты, но вопросов меньше не стало
Парламент принял поправки в Кодекс о здоровье во втором чтении, в соответствии с которыми все ограничения при реализации традиционных сигарет будут распространяться теперь и на бездымные табачные продукты – инновационные системы нагревания IQOS, glo и электронные сигареты. Помимо этого, планируется ввести запрет на продажу никотиносодержащей продукции лицам, не достигшим 21 года, и увеличить штрафы за курение в неположенных местах.
Безусловно, курение – это очень вредная привычка. Спорить с этим бессмысленно, и избавление от нее стало бы настоящим прорывом для всего человечества. Но поскольку на данный момент это совершенно не реально, то вопрос о том, как сделать употребление табака наименее опасным, звучит гораздо актуальнее. То есть все не так просто. И банальной формулой: «запрещать и не пущать» проблемы не решить.
Ведь как, например, можно объяснить тем, кому сейчас 18-20 лет, почему они, будучи совершеннолетними, в одночасье потеряют право приобретать то, что свободно покупали буквально вчера? Потому, что еще слишком молоды для сознательных шагов? Но ведь согласно Конституции, в таком возрасте люди имеют право участвовать в выборах всех уровней, могут служить в армии и создавать семьи.
Вот что говорит по этому поводу председатель правления «Национальной лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская: «Мы против курения в принципе, независимо от возраста курильщика. Но в данном случае казахстанцы могут напомнить о том, что сказано в Конституции Республики Казахстан: закон обратной силы не имеет. Если 18 или 20-летний человек имел право покупать табачные и любые другие изделия, то по Конституции и по закону о защите прав потребителей его нельзя лишать возможности приобретать сигареты. Можно поднять возраст – но для следующего поколения. А запретить покупать сигареты тем, кто уже курит – это означает ущемлять их права».
Светлана Романовская подняла еще один важный вопрос: о государственной горячей линии для тех, кто хочет бросить курить, куда бы любой гражданин Казахстана мог обратиться за разъяснениями – в том числе и по поводу новых поправок в Кодекс о здоровье. Сейчас у нас такой линии нет, и люди остаются наедине со своей проблемой. В конце прошлого года Лига Потребителей решила заполнить этот пробел, запустив процесс по рассмотрению обращений потребителей табачных изделий и никотиносодержащей продукции и призвала граждан адресовать все свои вопросы по данным категориям продуктов на горячую линию. В том числе и самый главный вопрос – как бросить курить.
Звонков, по словам Светланы Романовской, много. И она не исключает, что с принятием новых поправок их будет еще больше. И Национальной Лиге потребителей Казахстана придется отвечать на неизбежный вопрос потребителя – почему нарушаются его права? «Кто-то из таких молодых людей может даже подать в суд, - говорит Романовская, – и я не удивлюсь, если он выиграет».
Весьма неоднозначно выглядит и то, что правила продажи для традиционных сигарет и инновационных систем курения стали единообразными. Этот факт свидетельствует о том, что при принятии решения не были учтены результаты многочисленных научных исследований, которые доказали масштабное снижение рисков и вреда при использовании систем нагревания табака. К примеру, Королевский колледж врачей Великобритании уверен, что использование новых систем «вряд ли превысит 5% вреда от курения табака» и по этой причине призывает государственную систему здравоохранения «содействовать использованию электронных сигарет». Таким образом, планируемые ужесточения не только непропорциональны степени вреда новых устройств, но и создают равные условия для тех, кто не желает вкладываться в разработку менее опасных систем курения и тех, кто постоянно совершенствует свою продукцию, добиваясь ее максимальной безопасности.
Что же мы имеем в сухом остатке? Во-первых, запретить курить не удастся. Печальный пример перестроечной кампании по борьбе с алкоголем служит прямым тому подтверждением. Впрочем, такая задача и не стояла. Зато принятие поправок лишает сотни тысяч совершеннолетних курильщиков доступа к лучшим альтернативам курению. Приравнивание систем нагревания табака к сигаретам, по сути, вынуждает их оставаться потребителями самой вредной формы доставки никотина – сигарет. Вот как звучит мнение по этому поводу профессора Джона Ньютона, директора программ по защите здоровья в PHE (Public Health England - исполнительное агентство министерства здравоохранения и социального обеспечения Великобритании): «Наш новый обзор подтверждает вывод о том, что бездымные системы создают риск, по меньшей мере, на 95% меньший, чем при курении сигарет, и абсолютно незначительный риск для посторонних лиц. Тем не менее, более половины курильщиков ошибочно полагают, что бездымные системы так же вредны, как сигареты». И это, по его убеждению, является прямым следствием того, что власти большинства государств «под давлением разного рода лоббистов скрывают правду от населения».
Во-вторых, информация о том, что в США были зарегистрированы инциденты при употреблении дешевых подделок наполнителей для новых систем курения только подчеркивает опасность возможного проникновения на наш рынок разного рода «самопала», что вовсе не исключено, так как при запрете на выкладку торговля табачной продукцией будет очень похожа на продажу из-под прилавка, что может подтолкнуть некоторую часть торговцев, как правило мелких, к реализации контрафактных изделий.
В-третьих, в связи со всем этим ясно, что мы не собираемся использовать подход к борьбе с курением, который представляется наиболее оптимальным. Его суть заключатся в том, что если человек, которому категорически не рекомендуется курить, не может отказаться от табака, ему предлагаются альтернативные и гораздо менее опасные способы доставки никотина. И именно по этой причине Администрация по контролю за медикаментами и качеством пищевых продуктов США (US Food and Drug Administration), официально разрешила продажу IQOS с комментарием «подходит для защиты общественного здоровья» (appropriate for the protection of public health).
Впрочем, ни одна из мер регулирования, предлагаемых к введению в Казахстане, в США и без этого не применяется.