понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Политические репрессии – наследие тоталитаризма

Масштабные политические репрессии, уничтожившие почти весь образованный слой народа, не закончились с прекращением грандиозного террора, массовых арестов и расстрелов. Мы все наследники искаженных ценностных ориентиров, самоцензуры… Но наиболее ярко это проявляется в стиле поведения власти. И это происходит только потому, что наше сознание так и не было реабилитировано.



Новости по теме

Почему казахи оказались последними, кто не реабилитировал жертв политических репрессий?

Группа известных казахстанских ученых разработала концепцию полной юридической и политической реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане, который оказался последним на постсоветском пространстве, кто до сих пор этого не сделал.

02.06.2020 13:06
Обезглавленный народ

Когда мы говорим о жертвах политических репрессий, следует понимать, что это форма существования советской власти, начиная с 1917 года до конца 1980-х годов.

29.05.2020 18:05
Цензура, террор, концлагеря – три кита СССР

Концлагеря – краеугольный камень политики компартии. Именно так компартия решала все идеологические, экономические, политические и иные вопросы. Цензура, террор, концлагеря – три кита СССР. Без них империя не только не появилась, но и не сохраняла свое существование. Менялись методы и формы, но суть оставалась прежней.

27.05.2020 12:05
Страшная цена советской модернизации

Трагические масштабы и количество жертв голодоморов начала 1920-х и 1930-х гг. стали основой слома национальной идентичности, обусловили изменения в ментальности казахов, исказили ценностные ориентиры, отразились на их самооценке и уровне социализации.

25.05.2020 09:05
Голодомор как разрушение казахской идентичности

Во время коллективизации в Казахстане произошло 372 массовых выступления и восстания, в них приняло участие около 80 тысяч человек. Их пик пришелся на 1929-1931 гг. Вооруженные выступления сарбазов были ликвидированы в 1933 году только тогда, когда Степь была сломлена голодом. Фактически, голодомор стал ответной реакцией Советской власти на вооруженное сопротивление народа.

22.05.2020 18:05

Целенаправленное забвение страшных событий – это защитная реакция коллективной памяти. Нежелание пересмотра истории связно с тем, что оно заставляет человека пересмотреть и собственную прошлую жизнь, увидеть ошибочность (если не предосудительность) знаний, оценок, позиции, поступков. А это чревато необходимостью перестройки, изменения своей идентичности. Добавьте к этому внутренний конфликт, который возникает в случае конфронтации с родительским наследием. Хотя именно здесь сложно видеть непреодолимое обстоятельство, учитывая тот факт, что поколение родителей и дедов жили в иных, можно сказать, экстремальных для жизни, условиях – в условиях тоталитарного государства, в условиях агрессивной идеологии и относительной изоляции от остального мира. Более чем странно в современном человеке обнаруживать то видение, которое внушалось нашим дедам и отцам. Раньше определенная оценка и отношение к происходящему были результатом внушения всеми силами госпропаганды, обусловленной необходимостью добиться подчинения, принятия карательной системы. Но чем обусловлено нынешнее упорство людей в готовности видеть только одну из сторон советской действительности, избегая всей полноты картины? Только внутренним страхом. Страхом, который глубоко связан с ментальностью, идентичностью, психологическим состоянием.

Этот феномен достаточно хорошо исследован учеными, особенно в период дефашизации послевоенного германского общества. Т. Адорно утверждал, что события, факты (Освенцим, печи крематориев и т.д.), которые вызывали чувство вины и стыда и от которых психика хотела избавиться, вытеснялись перечеркиванием воспоминаний и, тем самым, отрицанием недалекого прошлого.

Сегодня мы имеем дело с эффектом так называемой запаздывающей памяти. Кто-то надеялся, что будущее наступит без обращения к прошлому, его понимания и оценки. Но так не бывает. Прошлое настигает нас в нашем настоящем. И то, что мы имеем сегодня, всегда есть следствие нашего вчера.

И этот страх перед прошлым (страны, нации, партии, власти) и стремление избежать его оценки приводит к ошибкам, упущениям, уязвимости. Мы в полной мере убеждаемся в этом сейчас.

Нынешние казахи готовы воспринимать свое прошлое со всеми его трагедиями, потерями, ошибками, и потому они настойчиво обращаются к прошлому. Это – не повод для высказывания обид и выражения негатива, не зацикленность на прошлом и уход от настоящего. Ясное, правдивое прошлое – это готовность принять его во всей полноте, осознать причины своих поражений и истоки своей слабости, оценить сохраненный потенциал, наконец, понять механизмы трансформации национальной идентичности, чтобы принять себя нынешнего.

Порой люди пребывают в растерянности от того, в каких обстоятельствах они находятся (отсутствие единства и взаимопонимания в обществе, актуальность вопроса об эмиграции для тех или иных людей и мн. др.), а между тем эта растерянность – следствие нежелания осмыслить прошлое, понять природу нынешней власти, увидеть корни многих нынешних конфликтов. Без понимания причин проблем невозможно разрешить их, без понимания предпосылок невозможно полностью понять происходящее сегодня в стране.

Со времени массовых политических репрессий 1930-х гг. прошло 80 лет, но все эти десятилетия и до сих пор на нас, на нашей жизни сказываются его последствия:

- уничтожение образованного слоя нации очистило путь для пропагандистской «обработки» выжившей части народа в нужном властям направлении, позволило внедрить в массовое сознание мысль об отсталости народа, его традиций, языка, культуры;

- уничтожение носителей исторической памяти народа – аксакалов, шежiрешi – сказалось на разрыве, в т.ч. ментальном, поколений и связи казахов с историей их рода, предков, что позволило властям продвигать сфальсифицированную историю народа;

- лишение народа его активных лидеров позволило превратить его в послушную (сломленную голодом и репрессиями) массу; оставило народ без тех, кто мог указать путь сохранения нации и его идентичности; позволило почти без сопротивления провести кампанию по закрытию казахских школ, сокращению сфер употребления казахского языка;

- две смены алфавита за чуть более одно десятилетие (арабица – латиница – кириллица) наряду с уничтожением книжного фонда частных и публичных библиотек лишило следующие поколения возможности ознакомиться с историей народа посредством письменных источников; старшее поколение, владеющее арабицей, не имело возможности читать в больших объемах литературу на кириллице и, тем самым, противостоять тем искажениям, лжи, пропаганде, которые вливались в умы подрастающих поколений в советской школе;

- тот факт, что во многих уцелевших аулах остались, в основном, женщины и дети, привел к слому традиции мужского воспитания, блокировке поведенческого кода мужчины-всадника; прервалась передача ценностных и поведенческих образцов от мужчины мальчику (у казахов воспитанием мальчиков занимались исключительно мужчины; без них женщины, конечно, старались воспитывать сыновей, - как могли, как получалось, и это не замедлило сказаться на мальчиках);

- навязывание ранее невиданной казахами практики отказа от имени отца, деда ради избегания последующих за арестом отца репрессий обусловило значительный ментальный слом, сопровождавшийся внушением чувства стыда за отца, тогда как традиционно у казахов гордость именем рода, предка, отца составляла элемент национальной идентичности и служила мерилом поступков мужчины, удерживала от недостойного поведения;

- увеличение детских домов, где дети воспитывались в отрыве от своего народа и его культуры и традиций (тогда как ранее у казахов оставшихся сиротами детей воспитывали родственники);

- изменение норм социального поведения, теперь диктовавшего: не выделяться, не проявлять инициативу (тогда как ранее, особенно в мальчиках, поощряли именно эти качества);

- доминирование серости, безликой массы, анонимщиков и их методов по уничтожению любой неординарной личности, индивидуальности, выделявшейся умом, манерой поведения, умением говорить, независимо мыслить (тогда как в Степи яркие, харизматичные, артистичные, даже эпатажные серi были любимчиками народа, а каждый род гордился тем, что дал народу батыра, акына, врачевателя; более того, каждый род имел свои особые отличительные признаки в музыкальной исполнительской манере, одежде, атрибутах юрт, украшениях коней, седел, и т.д.);

- принуждение людей молчать (угроза ареста, увольнения с работы), не выступать с критикой (не согласованной сверху), не выражать недовольство, не иметь своего мнения, отличного от генеральной линии партии, и, как следствие, отсутствие плюрализма мнений (и это - с ценностью для казахов айтыса, акынов, традиции Дата, верой в силу слова);

- внушение мысли о недопустимости упоминания о национальном (языке, традициях, обычаях, образе жизни, истории, героях, культуре и т.д.), отсюда укоренение стереотипа о предосудительности и опасности национализма, якобы противопоставленного толерантности, уважению и симпатии к другим народам; в людях вытравлялось само стремление к осознанию собственной истории, национальной самобытности, что привело к частичной потере языка и традиций;

- изменение отношения к труду, принудительный характер которого вымывал инициативу, не оставлял места для стремления работать ради собственного блага; коммунисты в период индустриализации добивались высоких показателей, принося в жертву сотни тысяч человеческих жизней, не понимая, что человек достиг бы больших результатов добровольным, созидательным трудом;

- привычка к припискам, дутым планам и их провалам;

- традиция фальсификаций в ведении уголовных и др. дел; в правоприменительной практике – обвинительный уклон, лжесвидетельство, подтасовка доказательной базы;

- появление в сталинскую эпоху особого типа руководителей, сформировавшихся в духе постулатов усиления классовой борьбы, в атмосфере поиска врагов народа, и исполнителей, освоивших и знавших по сути лишь методы насилия и принуждения, причастных к еще недавно поощряемому террору, кровно связанных с системой, которая их взрастила;

- непредсказуемость тоталитарного режима, алогичность террора с его репрессивными кампаниями, беззаконием, а также осознание, что все ненадежно, временно, зыбко обусловили привычку людей жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, отсюда стремление урвать здесь и сейчас, пока у власти, пока у кормушки;

- чванство и высокомерие чиновника берут начало в прежней власти чиновника над человеком, его жизнью, его свободой;

- недоверие, страх перед представителями властью, человеком в форме;

- всесилие партийной номенклатуры; стремление выстроить одну доминирующую партию;

- «единогласные» голосования, сфальсифицированные высокие проценты на выборах;

- «патронаж» органов над мечетью, церковью;

- формирование СМИ исключительно как оружия пропаганды.

Таким образом, после политических репрессий продолжалось методичное стирание ментального кода и традиционных нравственных ценностей, слом национальной идентичности казахов, выразившиеся в насильственной культурной ассимиляции, фальсификации его истории, сокращении сфер употребления казахского языка, принижение его традиций и культуры.

Когда мы задаемся вопросами: что с нами не так, почему мы отличаемся от наших свободолюбивых предков? – следует вспомнить о двух голодоморах и политрепрессиях, которые выпали на долю двух поколений одного за другим. И произошло это в совсем недавнем прошлом, которое застали еще наши деды.

Мы не пришли из ниоткуда. Во многом мы ментально – из тоталитарного прошлого. Мы не можем изменить его, но мы можем попытаться преодолеть его негативные последствия.

Если реабилитация нации не произойдет в самом ближайшем будущем, то последствия голодоморов и политрепрессий окончательно и безвозвратно отпечатаются на менталитете нации, на самоидентичности, и будут определять нашу действительность. Так же, как это происходит сейчас.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33