понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Бюджетный процесс в Казахстане стал еще более недоступным

В международном Индексе открытости бюджетов за 2019 год Казахстан впервые поднялся на 37-ю строчку среди 117 стран-участниц. Однако, индекс открытости местных бюджетов впервые опустился до критических 33 баллов. Это значит, что чиновники стали чаще скрывать информацию о местных бюджетах от населения.

«Индекс открытости бюджета» - международный индекс, разработанный неправительственной организацией «Международное Бюджетное Партнерство» (International Budget Partnership, IBP), на основе которого анализируется открытость и подотчетность бюджетных систем 117 стран, входящих в этот рейтинг.

Исследование проводится раз в два года. В апреле был опубликован международный индекс открытости бюджета за 2019 год, в котором Казахстан впервые поднялся до 37 строчки, набрав рекордные 58 баллов. В предыдущих рейтингах за 2015 и 2017 годы республика набирала 51 и 53 балла соответственно. Лидерами последнего рейтинга стали Новая Зеландия, Южная Африка, Швеция, Мексика и Грузия, набравшая, к примеру, 81 балл из ста возможных. Казахстан, как и в предыдущие годы, соседствует в этом рейтинге с Гондурасом и Угандой. Россия и Кыргызстан незначительно вырвались вперед, набрав 71 и 63 балла соответственно.

https://www.internationalbudget.org/sites/default/files/2020-04/2019_Ranking_EN.pdf

Помимо общемирового, существует рейтинг индекса открытости бюджета в разрезе регионов. «Индекс открытости местных бюджетов» - это инструмент, который был разработан Национальной бюджетной сетью Казахстана (группой неправительственных организаций в области экспертизы и анализа бюджетных процессов РК) на основе международного индекса открытости бюджета в 2010 году. Первое такое исследование НБСК провела в 2011 году, измерив по 140 ключевым индикаторам уровень открытости и подотчетности бюджетной системы областей, столицы и городов республиканского значения. Тогда местные исполнительные органы продемонстрировали, как выяснится позднее, небывалую открытость бюджетных процессов, набрав 50 баллов из ста возможных. Все последующие индексы такого показателя добиться не удалось. В противовес международному рейтингу открытости бюджетов индекс открытости местных бюджетов очень нестабилен.

http://budget.kz/indeks-otkrytosti-mestnykh-byudzhetov/OLBI_2019_ru.pdf

Эксперты Национальной бюджетной сети Казахстана изучали наличие в открытом доступе и полноту следующих обязательных для публикации документов: проект бюджета, гражданский бюджет, прогноз социально-экономического развития, уже утвержденный бюджет, текущие отчеты в течение года (поквартальные), отчет за полугодие, годовой отчет об исполнении бюджета и отчет ревизионной комиссии.

Уровень открытости и прозрачности информации о местном бюджете в 2018-2019 годах опустился до 33 баллов (в 2017 году индекс составил 40 баллов). Эксперты Национальной бюджетной сети по итогам исследования пришли к выводу, что информированность и участие общества в бюджетных процессах находятся в республике на минимальном уровне. Из 14 регионов, столицы и городов республиканского значения только Восточно-Казахстанской области удалось добиться средней отметки по части информированности населения о бюджете (63 балла). Во всех остальных территориальных единицах информированность о бюджете либо «ниже среднего», либо «минимальная», как, например, в Туркестанской области, набравшей мизерные шесть баллов.

Комментирует «разрыв» между общемировым и внутриреспубликанским рейтингами бюджетный эксперт, учредитель ОФ «Zertteu Research Institute» и соучредитель Национальной бюджетной сети Казахстана (НБСК) Шолпан Айтенова:

- На мой взгляд, основная причина, по которой международный рейтинг открытости республиканского бюджета намного лучше, чем рейтинг прозрачности местных бюджетов, в том, что Министерство финансов РК поставило себе цель – улучшить этот международный индекс и даже отразило его в качестве индикатора результативности в своем стратегическом плане развития.

А открытость местных бюджетов никоим образом не отражается на рейтинге акиматов и репутации местных акимов. У нас, в принципе, нет как такового рейтинга результативности акиматов, потому что акимы не избираются, подотчетность акиматов перед населением условная. И качество жизни населения, а также результативность деятельности акиматов никак не отражается на личной репутации глав регионов. При этом, акимы областей наделены огромными полномочиями, - резюмирует Шолпан.

- Это связано с тем, что цифровизация бюджетного процесса на центральном уровне идет опережающими темпами, - в свою очередь констатирует бюджетный эксперт, руководитель НКО «Integrity Astana» Жанат Нургалиев. - Местные исполнительные органы не торопятся раскрывать бюджетные данные, неохотно вовлекают население в бюджетный процесс. В итоге, мы констатируем закрытость бюджетных процессов. По итогам презентации Индекса открытости местных бюджетов в мае этого года было рекомендовано усилить работу МИО в вопросах прозрачности бюджетного процесса, вовлечения граждан, поскольку без этого повысить эффективность бюджетного процесса не удастся. Кроме того, Министерство финансов РК поддержало нашу рекомендацию по внедрению современных технологий в бюджетные процессы регионов, чтобы информация находилась в открытом доступе и не зависела от конкретных чиновников. В свою очередь, населению необходимо активнее проявлять свою гражданскую позицию, интересоваться, направлять запросы на получение информации о местных бюджетах, - считает Жанат Нургалиев.

По понятным причинам регионы не заинтересованы в вовлечении населения в бюджетный процесс несмотря на то, что граждане РК, согласно Конституции страны наделены этим правом. На законодательном уровне даже принято порядка двадцати документов, регламентирующих обязательное требование по открытости и прозрачности бюджетных процессов, в соответствии с которыми население должно вовлекаться во все четыре стадии формирования бюджета: планирование, рассмотрение и утверждение, исполнение, отчет.

А теперь представьте, что на каждом этапе население просят принять активное участие в процессе. На уровне планирования – внести свои предложения, коррективы, убрать строки затрат, которые оно считает лишним, например, затраты на проведение различных форумов или потраву гнуса. На уровне рассмотрения и утверждения – проследить за тем, как претворяются в жизнь предложения населения. На уровне исполнения – проследить за расходованием средств, проверить качество ремонтируемых дорог, признать итоги конкурса недействительными из-за недобросовестности подрядчика. А на этапе отчетности – сверить дебет с кредитом, проверить все лично, а не доверить властям, к которым у населения выработался стойкий «иммунитет неверия».

Для местных исполнительных органов это выглядит неким кошмаром, а для населения – ненужной формальностью. А в этом время именно механизмы общественного контроля позволяют развитым странам следить за тем, куда и как расходуются средства налогоплательщиков. Их прозрачность и эффективность является определяющей для мэров западных городов, зависящих от голосов своих избирателей.

Отсюда вывод: никакие механизмы не будут действенными до тех пор, пока не заработают система выборности. А до тех пор, несмотря на провозглашаемые инициативы прозрачности, Казахстан демонстрирует все большую закрытость на всех этапах формирования бюджета. Власть по-прежнему не позволяет населению самому решать, на что потратить свои налоги.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33