«Олимп» приостановил прием проб на COVID-19 в связи с большим количеством желающих
Почему алматинцы, выстроившись в огромные очереди, не могут сдать анализы на коронавирус даже за деньги? Ннапомним, самый дешевый анализ в Алматы стоит 11500 тенге. Почему результаты анализов даже у тех, у кого по всем описываемым признакам ковид в тяжелой форме, бывают готовы через четыре-пять дней, а то и неделю?
На днях алматинка Ирина Кузнецова написала в соцсетях сообщение, которое потрясло не только казахстанцев (многим из нас звонили знакомые из других стран): «Наверное, это мое последнее сообщение. 11 июня мне резко стало плохо… Я тихонько умираю. Уже со всеми попрощалась, я не шучу. Сказать, что мне плохо, это ничего не сказать. Кашель такой, что соседи стучат по батареям. Участковый врач уже ничего не отвечает (видимо, на звонки. Ред.). Почему мой анализ не готов уже 4 дня? Вы везете в Китай на черепахах или летучих мышах? Почему в больницу на скорой невозможно попасть человеку со всеми признаками ковида?».
А в это время главный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин заверил на онлайн-конференции, что по состоянию на 15 июня по городу сделано 163 тысячи тест-исследовании.
- В городе этой процедурой занимаются 6 лабораторий. На сегодня в день проводится до 5,6 тысяч исследований, - сказал он. - Это более, чем достаточно. Некоторые лаборатории оснащены современным оборудованием.
При этом главный санитарный врач Алматы предупредил алмаатинцев, что ресурсы системы отечественного здравоохранения не безграничны:
- Вполне возможно, что настанет время, когда мы будем испытывать острый дефицит ресурсов. Поэтому всем нам нужно серьезно задуматься над этим вопросом, и лишний раз подумать, прежде, чем пойти на то или иное мероприятие или проведать своих родственников.
Видимо, этот день уже настал. Президент Ассоциации лабораторной медицины и экспертизы Казахстана Райхан Мамырова утверждает: лаборатории в Алматы перегружены, их ресурсы исчерпаны.
- Я не совсем понимаю, из каких соображении исходят те, кто консультирует главу государства по вопросам эпидемии ковида? – говорит она. - Президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу увеличить масштабы тестирования до 20−25 тыс. тестов в сутки. Однако это невозможно. В Алматы имеется всего 3-4 частные лаборатории, где проводят ПЦР-диагностику. Они могут делать максимум до 300 тестов в день. Самая крупная из них - клинико-диагнстическая лаборатория «Олимп» - официально объвила, что приостанавливает исследования по ковиду. Сегодня утром мы получили оттуда сообщение следующего содержания:
«Уважаемые партнеры!
Филиал ТОО «КДЛ ОЛИМП» в г.Алматы выражает свое почтение и сообщает о вынужденном временном приостановлении приема проб на исследование COVID-19 в рамках ГОБМП с 18.06.2020г до 22.06.2020г в связи с большим объемом. Просим отнестись с пониманием».
Государственные лаборатории могут протестировать в день максимум от 150 до 500 человек каждая. Все другие лаборатории не могут или не хотят проводить тестирования из-за ужесточения правила проведения анализов на наличие ковид. Например, они должны иметь разрешение режимной комиссии для работы с ковидом. По международной классификации этот вирус по уровню биобезопасности относится ко II группе, а у нас не все лаборатории имеют условия для работы с ней. При этом нужно понимать, что у ВОЗа II уровень безопасности равнозначен третьей группе, действующей в постсоветских странах. Поэтому в России всем лабораториям, имеющим допуск для работы с III-IV группами, разрешено работать с ковидом. У нас тоже давно пора принять такое же решение.
С этим предложением разрешить работать с коронавирусом всем лабораториям, имеющим допуск на работу с III-IV патогенными группами наша Ассоциация независимых лабораторий обратилась 5 июня в Минздрав, НПП «Атамекен» и к главному санитарному врачу страны. Пока ответа нет.
Зато сейчас рассматривается вопрос о включении в приказ №684 «Об утверждении санитарных правил к лабораториям, использующим потенциально опасные химические и биологические вещества» от 2017 года, работать с ковидом как со II группой патогенности. Но этого нельзя допустить, так как это ограничивает работу лабораторий. Именно поэтому сейчас люди вынуждены за свои деньги стоять в очередях и заражаться дальше.
Мы видим решение вопроса в том, что нужно срочно внедрить помимо ПЦР метод ИФА в наши клинические протоколы (иммунно-ферментный анализ) и ИХЛА (иммунохемилюминесцентный анализ), которые в других странах уже используются.
Конечно, все названные методы друг друга не могут заменить, но нужно понимать и то, что у нас появилось много бессимптомных инфицированных, а чувствительность того же ИФА составляет от 99,5 до 99,9%. И при этом он показывает и острую, и хроническую фазу болезни, тогда как ПЦР определяет только сам возбудитель болезни. Но самое главное, ИФА делается быстрее и его можно запустить в большом количестве. Кроме того, не следует забывать, что у нас теперь уже есть много тех, кто уже перенес ковид. Метод ИФА как раз показывает и иммуноглобулин М, свидетельствующий об острой фазе протекания болезни, и имунноглобулин G, который характерен для тех, кто уже перенес болезнь.
Можно смело утверждать, что у этого метода неограниченные возможности по количественному и качественному проведению анализов. Если мы признаем его, то тогда и очередей не будет, и главное, он дешевле и доступнее. Для экстренных пациентов, нуждающихся в стационарном лечении, можно делать экспресс-ПЦР прямо на месте – результаты будут готовы через 40-45 минут.
Мы собираемся озвучить предложения по немедленному внедрению такого метода диагностики как ИФА на совещании по проблемным вопросам коронавируса, которое НПП «Атамекен» намерено провести в эту пятницу. Я очень надеюсь, что нас услышат.