суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как Биртанов «позаботился» о том, чтобы провалить диагностику

Во вторник, 23 июня, ряд лабораторий по диагностике коронавируса в Алматы вышли из строя. По словам руководителя Управления общественного здоровья Камалжана Надырова, «на текущей неделе их работа будет возобновлена. Также будет введена в эксплуатацию мобильная лаборатория, подаренная городу фондом Булата Утемуратова".

А в это время в клинико-диагностических лабораториях скоро, наверняка, работать будет некому: кадры брать неоткуда, тесты заканчиваются. Единственная в республике кафедра медицинской лабораторной диагностики закрыта два года назад. И теперь соцсети пестрят объявлениями работодателей, ищущих лаборантов на зарплату 300 тысяч и выше.

Резерв исчерпан

Напомним, в одном из павильонов выставочного центра «Атакент» установлена  автоматизированная модульная лаборатории для тестирования на Covid-19. Однако, запустить подарок Утемуратова наверняка будет непросто.

 - Это зависит от кадров, а их нет, - утверждает президент ассоциации лабораторной медицины и экспертизы Казахстана Райхан Мамырова  – Это одна из причин того, почему образовались огромные очереди на сдачу анализов. Они были ожидаемыми и даже, я бы сказала, искусственно созданными. Единственную в Казахстане кафедру лабораторной диагностики в медицинской академии имени Асфендиярова закрыли в позапрошлом году. Все обращения Союза лабораторной медицины в самые разные инстанции о том, что делать этого категорически нельзя, не были услышаны. Сегодня из-за нехватки кадров сотрудники вирусологических и ПЦР-лабораторий работают в  суточном режиме. Но проблему это не снимает: выделение  нуклеиновой кислоты ручным методом является очень сложной и кропотливой работой, не говоря о том, что риск заражения при работе с инфицированным материалом очень высок. Об этом нигде не пишется и не говорится, но, пролечившись после заражения, лаборанты снова становятся в строй. Заменить их некем. Кадрового резерва нет.

- Чем руководствовался наш Минздрав во главе с господином Биртановым, закрывая в 2018 году единственный в Казахстане учебно-методический центр по подготовке специалистов лабораторной диагностики, я не знаю, - говорит экс-заведующий кафедрой лабораторной медицинской диагностики Казахской Национальной медицинской академии имени Асфендиярова, доктор медицинских наук, профессор Мустафа Рысулы. -  Мы ведь готовили врачей именно этого направления. Скорее всего, министр и его окружение очень слабо представляют роль лабораторной медицины в диагностике и лечении заболеваний. Между тем только врач-лаборант в нынешней ситуации может дать врачам других специальностей четкие консультации, сколько копии вируса должно быть – 10 или 100 – для того, чтобы поставить диагноз на ПЦР.

В те дни, когда коллектив находился в отпуске, кафедру закрыли фактически без объяснения причин. Тогда бытовало мнение, что существующих лабораторных служб и Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК достаточно для того, чтобы провести диагностику. Но практика сегодняшнего дня показала, что, к сожалению, не все лаборатории находятся на должной высоте. Валидацию (соответствие требованиям) и верификацию (подтверждение)  методик тех же ПЦР-лабораторий никто не проводил. Именно этим объясняется большое количество ложно-отрицательных и ложно-положительных результатов на ковид.

Это прямая вина Минздрава, так как он не представил ни одной четкой методической рекомендации и лабораторных протоколов заболевания, которые бы утверждались как официальный для какого-нибудь метода диагностики – ИФА, ПЦР или экспресс. Не пройдя апробацию, они сразу были переданы в диагностическую среду. Поэтому сегодняшние недостатки с тестированием ковид в Казахстане связаны, повторяю, с отсутствием планомерного внедрения адекватных методов лабораторных исследований в практику. Минздрав не может регулировать рекомендованные им же самим методы. Предлагает, к  примеру, тестироваться на ПЦР, но метод полимерно-цепной реакции делится на разные варианты – один ген, два, три, четыре.... Естественно, достоверность у них разная. Например, три гена – высокая, а исследование одного гена на вирус, который предлагает фирма «Диамед», будет обладать низкой специфической чувствительностью. Но зато он дешевый, стоит 8600 тенге, все остальные от 15 тысяч и выше.

Словом, в сфере лабораторной диагностики царит некая «демократия», население дезориентировано из-за того, что нет ни одного документа, который регулировал бы алгоритм ПЦР-диагностики. Однако Минздрав, вероятное всего, осознанно не идет на создание адекватных комплексных мер, опасаясь, что это опять может вылиться в ажиотаж, недовольство и т.д. Люди ведь сутками стоят в очередях, чтобы сдать пробы, а потом неделю ждут, когда придут результаты исследовании.

И если минздрав России, например, выступил с 7-й рекомендацией по диагностике и лечению инфекции (сейчас там готовят восьмую), то у нас есть только  протокол, который издал Комитет контроля и качества относительно карантинных мероприятий. А  диагностический протокол ни в одном документе четко не описан, методических рекомендации тоже нет. Вся беда в том, что их некому готовить. Обсуждение в Интернете различных версий и предложений – это не метод. Дай бог сейчас нашему Минздраву встать наконец на правильный путь и создать рабочую группу из специалистов и уже вместе с клиницистами окончательно определиться, как надо проверять и подтверждать результаты тех же лабораторных исследовании на диагностику ковида. Результаты, кстати, лаборатории должны выдавать не через 8 дней, а максимум через двое суток или даже раньше. ПЦР-оборудования мирового класса и существующие сегодня новые методы дают возможность диагностировать наличие или отсутствие вируса в течение суток.

Китайская статистика

- Сейчас все лаборатории кинулись искать специалистов, а сколько времени потребуется на их подготовку?

- На сегодня в казахстанских лабораториях примерно 25-30% составляют врачи, а все остальные - специалисты с немедицинским образованием. Последним не обязательно проходить первичную специализацию, они после окончания, например, биофака могут работать специалистами по лабораторному делу (в области иммунологии, гематологии, репродуктологии, гистологии и т.д.), но не врачами-лаборантами.

На кафедре, которую закрыли два года назад, мы готовили полноценных врачей, но есть еще формат первичной переподготовки, которым занимается КазМУНО (Казахский медицинский университет непрерывного образования). Все доктора, кроме фармацевтов и стоматологов, могут переучиться на врачей лабораторной диагностики в течение 854 часов или  примерно 6 месяцев.

Что касается нынешней ситуации, то Минздрав, не имея грамотных советников, скорее всего, не ожидал такого развития сценария. Если бы у него была какая-то настороженность в вопросе с ковидом, он бы давно начал готовить кадры. Времени на это хватило бы, но не было специалистов, которые подсказали бы, что ожидается дальнейший подъем инфекции. Специалисты по лабораторной диагностике могли бы в крайнем случае подготовить врачей-лаборантов за 4 месяца. Но, к сожалению, никто этот вопрос перед нами не ставил.

- Ваши прогнозы?

 - Сегодня ситуация такова, что карантинные мероприятия особого эффекта не дают: идет эволюция коронавируса в сторону бессимптомности. Такая форма инфекции – это либо недостаточная диагностика, либо мы неправильно понимаем саму ее суть.  

Если внимательно посмотреть истории смерти китайских врачей, то там есть интересная статистика. Врач, заразившаяся от больных, переносила болезнь легко, но на 20 день она умерла от резкого ухудшения. Медсестра, которая тяжело переносила болезнь, выздоровела. Так что у этой инфекции много коварных вариантов. Китайцы поэтому и говорят: не обращайте внимания на тяжесть течения, обращайте внимание на возможность внезапной смерти. То есть бессимптомные носители даже при отсутствии температуры и сильного кашля должны проверять состояние иммунитета и легких. А у нас именно таким инфицированным и говорят, что мест в больнице нет, поэтому нужно уйти на самоизоляцию и лечиться дома.

Коронавирусная инфекция, идущая под грифом «пандемия», – это очень непростая болезнь. У меня чисто интуитивное ощущение, что мы имеем дело не с одним вирусом. Самый главный вопрос сейчас – это искусственно созданный или мутировавший природный вирус. Есть сторонники и того, и другого мнения, спор между ними все еще не решен. Но пока мы не определимся  с этим вопросом, то и подходы к лечению будут разные. Алгоритм  постоянно меняется. То говорят, что препараты против малярии эффективны, то – нет...

Или взять такой вопрос, как вакцинация. Сейчас ученые все больше склоняются к выводу, что, если человек заболевает после вакцинации, он умирает быстрее, чем те, кто не вакцинировался. И это касается в первую очередь вирусов, сходных по строению с ковид-19. Это говорит о том, что клинические варианты течения и осложнения от него разные. Там все должно уточняться, вплоть до вопросов смертности.

Вопреки медицинским стандартам

- Минздрав запретил вскрытие трупов людей, умерших от ковид. Это правильно?

- Эта рекомендация идет со стороны ВОЗ. Там считают, что врачи-паталогоанатомы могут заразиться коронавиурсом во время вскрытия. Но европейские и итальянские врачи, тем не менее, проводят вскрытия и, публикуя данные по ним, говорят, что есть большие несовпадения диагнозов – лабораторных и клинических. Практикующие врачи вообще все чаще говорят о глобальных просчетах при борьбе с пандемией ковид. Главная из них - неправильно определен контент умирающих. От пневмонии, вызванной ковид, умирает, согласно статистике ВОЗ, 23-30% заразившихся в возрасте от 65 и вышел лет, остальные - от других причин. Напомню, после 65 лет смертность от любых болезней возрастает в два-четыре раза.

От чего человек умер – вот в чем вопрос? Нам просто говорят, что столько-то человек у нас заболело и столько-то умерло, но причины смертности как таковые не указываются. Для этого нужен протокол вскрытия, но у нас есть лишь заключение о смерти, подписанное лечащим врачом. Мы сейчас, например, не можем сказать, что умерших от пневмонии больше, чем от заболеваний сердечно-сосудистой системы, потому что диагностика, проведенная без вскрытия трупа, по медицинским стандартам не будет считаться окончательной.

Надо говорить людям правду. Ковид - это в любом случае опасная инфекция, ее симптоматика до сих пор меняется. Поэтому людей надо ориентировать на то, что это не какая-то там простая инфекция. Она пришла не на один год, а, наверное, навсегда.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33