понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

От кого нужно спасать казахов в Казахстане

«Между уборщиком и президентом нет системной разницы. Группа граждан тратит некоторую часть своих доходов на оплату работ и того, и другого… И если не найдется никого, кто решится сказать, - парниша, бери свою священную тряпку и мой лестницу, тогда получится то, что в итоге получилось. Сами жильцы и виноваты», - так оценивает то, что происходит на его исторической родине, живущий сегодня в Австрии журналист, политолог и историк Андрей ШУХОВ.

Исторические аналогии

Народ обвиняет проворовавшееся правительство, которое, как выяснилось, держало на складах медпрепараты в то время, как больницы задыхались без них, а также «бездушных» врачей, не справляющихся с валом больных. Медики, в свою очередь, - население в отсутствии дисциплины и инстинкта самосохранения. Кто-то предрекает голод, потоп, Содом и Гоморру...

Это то, что происходит сегодня в нашей стране. В связи с этим вопрос: может, это наша национальная особенность – собраться с духом, выдержать немыслимые трудности, а потом все пустить на самотек? Так ведь было уже не раз. 300 лет назад, к примеру, казахи встали перед угрозой раствориться среди джунгар. Но случилась Анракайская битва, где малочисленные, плохо вооруженные степняки победили регулярную армию врага и отстояли свою независимость. В 90-е в Казахстане тысячи предприятии закрылись, инфляция 1000%, но с помощью шоковой терапии вытащили страну. Потом расслабились. С пандемией: вначале самая низкая смертность, а теперь второй карантин.

- Как интеллектуальное развлечение исторические аналогии хороши, я сам их люблю, но в них есть одна опасность: они часто уводят в ложном направлении, - считает Андрей ШУХОВ. -  Похоже ли положение в Казахстане сейчас на времена битв с джунгарами? По-моему, не очень. Тогда у казахов был внешний враг. Иметь внешнего врага всегда хорошо – на него можно свалить все беды, все проблемы. А сейчас, как со стороны кажется, казахскую государственность надо спасать от самих казахов. Потому что, конечно, можно все свалить на Назарбаева, на Токаева, на советское и досоветское прошлое, на политическую элиту. Но политическая элита действует всегда только в тех рамках, которые ей устанавливает общество. Народ же видел, что государство строится бутафорское, деньги транжирятся на какие-то бессмысленные понты,  но до поры до времени все это принимал – по русской пословице «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И вот он наконец грянул.

Я не знаю, о каких немыслимых трудностях вы говорите. Конечно, распад империи – любой: османской, византийской, советской – это всегда историческая драма. Но эта драма одновременно означает закат для одних и рассвет для других. У Казахстана, у казахов были фантастические стартовые условия. Образовательный уровень, инфраструктура, промышленность, почва... В двадцатом веке многие нации выстроили свою государственность на песке, ничего не имея, и знаете почему? – потому что у них была мечта. Это самое важное – народ должен мечтать. И у него должна быть воля. Воля исполнить свою мечту. И тогда все получится. При одном условии – мечта должна быть достойной. 

Сплошная бутафория

- В последнее время все чаще звучат версии о том, что Казахстан, как государство, - это фикция. Особенно популярная такая версия среди некоторых россиян…

- У одного византийского автора (Византия – объект моего профессионального интереса) я встретил недавно мысль, которая меня поразила: мы исходим из ложного предположения, что за словами стоят предметы, явления и понятия, в то время как за словами есть только то, что мы хотим видеть. Что такое «государство»? Кто-то хочет за этим понятием видеть институализированную систему доминирования одной группы (этнической, конфессиональной и т. д.) – с этой точки зрения государство в Казахстане, конечно,  получилось. Кто-то (я, например) считает, что государство – это общественный договор с целью обустроить жизнь каждого – и в первую очередь самого слабого, незащищенного, нездорового, бедного – гражданина самым лучшим образом. С такой точки зрения казахстанская государственность, разумеется, сплошная бутафория. 

По большому счету, между уборщиком и президентом нет никакой системной разницы. Группа граждан тратит некоторую часть своих доходов на оплату работ того и другого. А теперь представьте себе уборщика, который начнет убеждать жильцов, что они сами должны убирать подъезд и молиться на тряпку, потому что это символ чего-то там якобы святого, повесить портрет уборщика в лифте, оплачивать удовольствия его жен, которых, оказывается, с десяток, детей, родственников, одноклассников… И если не найдется никого, кто решится сказать, - парниша, хорош заливать, бери свою священную тряпку и мой лестницу… ну, тогда и получится то, что в итоге получилось. Сами жильцы и виноваты.

- Может ли такое быть в Европе?

- В Европе вообще не может быть ничего, чем славно наше отечество. Не может быть тридцатилетнего правления, если, конечно, мы говорим не о монархе, а о главе исполнительской власти. Не может быть, чтобы в конституции страны одна персона, пусть самая расчудесная, получала большие права, чем остальные граждане. Не может быть, чтобы сотрудники спецслужб убили лидера оппозиции и власть бы не сменилась, такое даже в Африке трудно представить. Не может быть, чтобы столицу из Парижа (например) перенесли в какую-нибудь дыру, потому что так отчего-то решил месье президент. Я не склонен идеализировать Европу, здесь есть и бюрократия, и коррупция, и глупостей хватает, но это все-таки тот подъезд, в котором уборщик моет пол.

- Одной из главных причин неуспешной борьбы с коронавирусом в развивающихся странах известные экономисты называют неправильную статистику и, как следствие – неадекватное отношение населения к опасности. Есть ли у вас, как у политолога, свои версии такой высокой смертности в Казахстане?

- Я не вирусолог, никаких объяснений, почему Казахстан оказался на первом месте по приросту заболевших, дать не могу. Тем более, сидя в благополучной стране, в относительной безопасности, меньше всего хочется кого-то поучать. В этой истории с коронавирусом вообще много загадочного. В Израиле сейчас, кстати, что-то похожее происходит: жесткий карантин, потом спад, потом всеобщая эйфория, и снова страну закрывают. Хотя израильская медицина одна из лучших в мире. Казахская тоже могла бы быть такой. Если бы сохранили врачебный корпус, инвестировали не в Гогу и Магогу, так сказать, а в медицинскую индустрию (как это делали гораздо менее богатые кубинцы), сейчас бы хорошо зарабатывали на медицинском туризме. Да много на чем при умном подходе можно было бы зарабатывать…

Я в последнее время стараюсь поменьше рассказывать о том, что творится на моей родине. Потому что страшно (за родных, друзей, знакомых), стыдно и непонятно, как это вообще перевести так, чтобы люди не подумали, что над ними издеваются. Недавно говорил с итальянским другом. Он долго ругал свое правительство, это вообще любимая итальянская тема, а потом я говорю, - а у меня такая новость: МВД заявило, что никто не был арестован за то, что смотрел салют. Итальянец долго молчал, потом спросил: «Разве смотреть салют – преступление?» – «Конечно, потому что в стране карантин и все должны сидеть по домам». – «А зачем тогда устраивать салют?» – «Потому что день города. А этот день случайно совпал с юбилеем нашего первого президента. Так что, как понимаешь, без салюта никак нельзя. Тем более он, по официальной версии, не в честь юбиляра, а для укрепления духа врачей, которые борются с ковидом. Дорого, конечно, но деньги выделили еще год назад, когда о ковиде еще никто не подозревал».

Боюсь, он так ничего и не понял. Или решил, что я раздобыл сценарий нового фильма про Бората…

У власти было тридцать лет – не год, не даже десять. Тридцать. Огромный срок. Уже взрослыми стали люди, которые не знают никакой другой жизни, не помнят, а что было до Назарбаева. И если за тридцать лет власть не сумела заработать доверие народа, то это исключительно ее, власти, проблема.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33