События в Хабаровске – начало распада России?
Уже третью неделю в Хабаровске не прекращаются митинги протеста. Все началось с выступлений в поддержку арестованного губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, но позже к требованиям стали добавляться антипутиновские лозунги. Протесты идут по всему ДВК (Дальневосточному краю) и затронули и другие города страны. Мы побеседовали с одним из активистов хабаровских протестов, секретарем регионального отделения Либертарианской партии России Артемом Мозговым, которого власти считают его организатором.
- Артем, как сегодня обстоят дела в Хабаровские?
– Если говорить именно про сегодняшний день (воскресенье, 26 июля, – М.Н.), то точно вам сказать не могу, так как не нахожусь в центре города, но люди собираются и выходят заново на площадь.
- Давайте, начнем с вызова вас в полицию. Что это было за повестка, чем закончилось, какие обвинения предъявляют?
– Мне предъявили статью 20.2, не указав при этом, какой именно пункт, но статья сама посвящена незаконной организации уличных мероприятий. Судя по всему, мне попытаются приписать организацию самого первого митинга, который состоялся у нас 11 июля и, видимо, хотят оштрафовать. Это была не повестка и этот документ (так называемое приглашение) никакой особой юридической силы не имеет и по нему я не обязан являться в ООВД для дачи каких-либо показаний. Но мой адвокат порекомендовал это сделать и как раз завтра утром я туда поеду. Там и посмотрим, чем дело закончится.
- Кстати, по организации митингов. Мнения разделились – был ли это изначально стихийный протест или же это была какая-то организованная акция. Если она была организована, то кем – какими-то гражданскими активистами, людьми Фургала или кем-то еще, вплоть до мафии?
– Нет, могу с уверенностью сказать, что проходящие сейчас митинги – стихийные. Люди выходят сами, без какого-то единого организатора. Поэтому все обвинения, которые мне сейчас пытаются приписать, что я, якобы, организовал самый первый митинг, это просто смехотворно.
- Честно говоря, впервые услышал про вашу партию. Расскажите пару слов о ней – имеет ли она что-то общее с ЛДПР (там тоже в названии присутствует слово «либерал»)?
– Либертарианская партия не является системной, она не ставит целью войти в парламент, Государственную Думу. Наша партия, прежде всего, идеологическая. У нас строгая выборка людей – мы не берем в свои члены каждого желающего, как это делают парламентские партии по типу ЛДПР или КПРФ. Лирертарианство – это идеология, в основе которой лежит принцип «не агрессии». То есть, проявлять агрессию по отношению к человеку нельзя, но если физическое насилие происходит по отношению к тебе, то ты имеешь полное право симметрично ответить на эту агрессию. И так как государство постоянно попирает свободы своих граждан, постоянно отбирает собственность граждан в виде налогов и, возможно, земли, то либератарианство расценивает государство, как стационарного бандита и выступает против государственной системы, как таковой.
- А с господином Фургалом вы лично знакомы?
– Нет, лично мы не знакомы, никак не контактировали и никаких связей с Фургалом у нас не было.
- У нас, в Казахстане, да и в самой России, говоря о протестах в Хабаровске, идут споры о причине протестов: за Фургала или против Путина? Действительно ли изменились основные требования митингующих?
– Изначально преобладали лозунги за Фургала, но были и антипутиновские плакаты. Но к началу второй недели манифестаций появились провокаторы из силовых структур, администрации города или даже из правительства края и Администрации президента, которые оттаскивали протест на себя и пытались выбить из него политическую повестку. Поначалу у них это получалось – остались лозунги исключительно в поддержку Фургала, а все антипутиновские высказывания сошли на нет. Однако, после назначения врио губернатора Хабаровского края Дегтярева, они снова стали появляться и на сегодняшний день, я бы сказал, что они начали преобладать.
- Насколько я знаю, протесты проходят не только в Хабаровске, но и в других городах ДВК (Дальневосточного края). Вы как-то контактируете с местными активистами, синхронизируете свои действия или там тоже все стихийно происходит?
– В других городах, возможно, есть какие-то организаторы. Но протесты сейчас проходят по всей России, и в том числе далеко от ДВК – в Краснодаре и даже в Москве. Но никаких контактов с ними дальневосточные протестующие не имеют.
- Давайте с другой стороны. Если бы вас лично или кого-то другого активиста признали бы единым лидером протестного движения в Хабаровске, то как бы вы сформулировали конечную цель протестов? Какие требования к правительству края или к Москве должны были стать главными?
– Самое первое требование – это суд над губернатором Сергеем Фургалом должен проходить здесь, в Хабаровске. Второе требование – здоровая федерализация региона. Под этим имеется в виду, что Кремль оставляет в покое регионы, и они развиваются сами по себе. Пусть Москва остается центром, но регионы не будут направлять туда большинство налогов и будут иметь собственные законы, как в Соединенных Штатах. И третье требование – это отставка Трутнева (официальный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, – М.Н.) и, вообще, упразднение института полпредства, потому как это бесполезный орган, который ничего не делает, никак не влияет на развитие регионов.
- Но ведь в соответствии с последними поправками в Конституцию Российской Федерации, кроме всего прочего, наоборот регионы во многом теряют самостоятельность. И вы думаете, что Кремль пойдет на попятную и станет увеличивать свободу краев?
– Нет, конечно – в текущих условиях он на это не пойдет. Но это мощное требование, без выполнения которого развитие России сейчас и в будущем просто невозможно.
- Артем, как вы считаете, чем все это закончится – протест перейдет на другие регионы или, как надеются в Москве, все само собой рассосется и утихнет, или центральная власть пойдет на какие-то компромиссные варианты, выполнив отдельные требования хабаровчан? Коротко говоря, чем закончатся протесты в ближайшее время – скажем, до конца лета?
– На самом деле, очень сложно сказать что-то однозначно. Как я уже отмечал в нашем разговоре, повестка протестов меняется практически каждую неделю – то у нас митинги исключительно в поддержку Фургала, то они чисто против Путина. Все это идет по кругу и нам самим не понятно, чем все это закончится. Но, скорее всего, в какой-то момент Кремлю все это просто надоест, и будет иметь место силовой разгон. У нас уже сейчас ходят разговоры о введении обязательного карантина и комендантского часа. И, судя по всему, ссылаясь на это, людей будут просто разгонять.