Как белорусы победили «вечного президента»
Официальные итоги выборов президента Белоруссии еще не объявлены. Однако есть предположение, что они могут несколько отличаться от официальных же данных экзитполов, которые вчера вечером просто рассмешили не только белорусов, но и всех следящих за происходящим в стране наблюдателей. Реальный результат же может быть диаметрально противоположным тому, что озвучит Центризбирком, и по нему Александр Лукашенко далеко не «всенародно избранный президент». Проиграл он еще тем, что применил силу против собственного народа. Как бы то ни было, Беларусь уже никогда не станет прежней, хотя пока рано говорить о том, что одной авторитарной страной на постсоветском пространстве стало меньше, а Европа избавилась от «последнего диктатора».
Неожиданно
Для понимания ситуации нужно провести небольшой экскурс в нынешнюю избирательную кампанию. Примечательно, что изначально планировались различные даты для голосования, в том числе и 30 августа – день рождения «главного кандидата». Но потом все же решили остановиться на 9 августа, в том числе потому, что Администрация президента хотела «побыстрее со всем закончить». По началу никаких особых отличий от предыдущих выборов у нынешней кампании не было – ничего не предвещало беды, так сказать.
Как всегда, предполагалось допустить определенное количество оппозиционных кандидатов, а потом с ними разобраться по отдельности. Здесь надо отметить, что белорусская оппозиция, как и у нас, не особо однородна. На этот раз же общественные и политические деятели, как с опытом, так и новоявленные, вроде бы, заявили о намерении пойти на выборы вместе. Был даже проведен своего рода праймериз, который определил одного кандидата (причем, не самого сильного и харизматичного), но в итоге пошли и другие из числа тех, кто заявлял об объединении. Наверное, мы не будем загружать нашего читателя этими фамилиями, а лишь отметим, что у Лукашенко против каждого из них был свой способ действий. То есть, Александр Григорьевич рассчитывал действовать по-старому.
По-старому – это когда на определенном этапе кандидата вынуждали самоудалиться или же у него в агитационном автобусе находили дымовые шашки. Нередко бывало, что уже после выборов, несмотря на «убедительную победу действующего президента», его соперники и даже статисты оказывались за решеткой на сроки от нескольких месяцев до нескольких лет. В общем, устранение конкурентов в Беларуси является постоянной игрой. Несколько необычно даже для самой оппозиции было появление на политической арене блогера Сергея Тихановского, который до весны прошлого года мирно занимался производством видеоклипов, а потом открыл «Ютуб-канал», на котором стал рассказывать в критических тонах о жизни в Белоруссии. Однако стать кандидатом ему не дали – блогер был арестован, дома у него был проведен обыск.
А в это время его супруга, еще более неизвестная Светлана Тихановская, еще более неожиданно подала свои документы в качестве претендента на участие в президентской гонке, и ЦК Белоруссии по выборам признала ее кандидатом. Похоже, это главной ошибкой режима Лукашенко…
Тест на протест
Однако нынешняя избирательная кампания проявилась широким протестным движением. Причем, оно началось с момента сбора подписей (их тоже нужно было собрать 100 тысяч, как и в Казахстане или соседней России) – в пункты инициативной группы выстраивались многолюдные очереди и все это нередко превращалось в импровизированные митинги. За это в том числе Сергей Тихановский был арестован во второй раз и, возможно, это должно было подействовать на его супругу отрезвляюще. Но простая переводчица, филолог по образованию 37-летняя Светлана Григорьевна оказалась «не того уклада». Похоже, репрессии против Тихановского вызвали у нее и всего народа обратный эффект.
Многотысячные митинги сопровождали практически всю кампанию. Власти в начале особо не придавали этому значения, а когда спохватились, было уже поздно. Последовали меры запретительного характера по всей стране – сторонникам Тихановской отказывали в проведении митингов поддержки (по закону положены) практически во всех городах Беларуси, мотивируя это то занятостью места другими кандидатами или мероприятиями, то какими-то карантинными мерами, то без каких-либо внятных обоснований. Здесь тоже прослеживается «наша школа», однако нужно учитывать, что белорусские протесты были более массовыми и охватили буквально всю страну.
Многие наблюдатели были уверены, что и после окончания выборов возможны большие митинги, и они не ошиблись. Люди самоорганизовались и стали тысячами выходить на улицы своих городов. В некоторых местах они собирались у своих избирательных участков, требуя протокола и демонстрируя, что будут бороться за свои голоса. При этом стоит отметить, что мобильная связь, как и интернет, были, мягко говоря, плохо работающими практически во всех регионах и народ собирался, так сказать, по наитию. Всю предыдущую ночь поступали кадры шествий, стычек протестующих с силовиками, применения милицией свето-шумовых гранат и резиновых пуль.
К концу ночи обе стороны успокоились, хотя, стоит отметить, что в некоторых городах применение силы со стороны правоохранительных органов не наблюдалось, а кое-где (в небольших городах) и протестов не было. Но на общем фоне это было малозаметно. Главные итоги митинговой ночи это, все же, демонстрация силы со стороны режима Лукашенко и решительный настрой белорусов, которые не только готовы до конца защищать свои голоса, но и всерьез «уволить президента».
Уроки Беларуси
Впрочем, это тоже было предсказуемо. Главная интрига состояла в том, как поведет себя сама Светлана Тихановская. Но это в большей мере касается наших «экспертов-белорусоведов». Немалая часть из них опасалась, что она в последний момент «сольет» своих избирателей, но на деле оказалось, что никаких параллелей с Косановым проводить в ее случае не нужно и даже оскорбительно. После полуночи Тихановская сделала заявление, подчеркнув, что верила в победу. «Вся избирательная кампания показала огромную поддержку белорусского народа. Большое количество людей выходило на митинги, такого в нашей Беларуси никогда не было», – сказала она, поблагодарив всех, кто был рядом – штабы, волонтеров, наблюдателей (Амиржан Косанов так этого и не сделал, между прочим). «Я считаю, что мы победили, потому что победили свой страх, мы победили свою аполитичность, победили апатию и равнодушие. Это такие победы, которые важнее всех остальных побед», – заключила она.
Светлана Григорьевна также отметила, что было немало избирательных комиссий, которые все сделали честно и посчитала это настоящим подвигом. И это, действительно, так. Ведь автократия на постсоветском пространстве во многом держится именно на сфальсифицированных выборах и беспрекословным выполнением всей пирамидой власти прихотей ее верхушки. А тут мы видим, как эта пирамида рушится с самого низа.
Так же на каналах Тихановской в социальных сетях появилась информация, что, по данным ее штаба, основанным на протоколах из избирательных участков, «где точно не было фальсификаций», победила именно альтернативный кандидат, которую до 15 мая никто в стране и за ее пределами не знал. Это так же видно по многочисленным протоколам, которые уже вывешены на участках и распространяются в Сети. Они до боли напоминают те, которые в штабы Косанова и через независимых наблюдателей поступали 9 июня 2019 года, но никаких схожих заявлений «наш кандидат» не делал.
Впрочем, белорусский электорат сам сделал свой выбор – второй раз за день. Сначала он пошел на голосование, хотя его итоги изначально и априори уже были подтасованы (в том числе, через «досрочное голосование», через которое якобы прошла львиная доля граждан страны), а потом вышел на улицы. Поэтому Светлане Тихановской не оставалось ничего другого, как заявить о намерении отстаивать голоса своего электората, и уж тем более она не могла поздравить своего соперника по данным экзитпола.
Напомним, официальный опрос электората показал, что Лукашенко якобы набрал 69,7 % голосов, а Тихановская – 6,8 процента. Экзитпол, проводимый за пределами страны (у посольств РБ), оставил Александру Григорьевичу около 15 процентов, а его сопернице – более 70. После полуночи ЦИК стал выдавать более осторожную информацию по некоторым округам: действующему президенту по одному из столичных районов уже написали 64 процента, а альтернативному кандидату – почти 15. Кстати, немало белорусов (по официальным данным, около 8,5 процента) поставило галочку напротив «против всех», что тоже довольно показательно. Реальные же протоколы демонстрируют безоговорочную победу Тихановской.
Сегодня, возможно, будут объявлены предварительные результаты, однако окончательные данные ЦИК пообещал предоставить в пятницу, 14 августа. Есть мнение, что до этого времени Лукашенко будет «стоять на своем», митинги, как стихийные, так и организованные штабом Тихановской, будут продолжаться. Существуют также опасения, что со стороны режима возможны разного рода провокации, в том числе те, о которых предупреждал сам президент накануне выборов, когда свои слова подтвердил арестом 33 «богатырей-вагнеровцев».
Также предполагается, что продолжаться аресты и задержания, которыми сопровождалась практически вся нынешняя избирательная кампания, а накануне дня голосования достигла своего апогея. Будут проблемы с интернетом и блокпосты в больших городах и на въездах в них. Также возможно усиление активности «батькоботов» и появление новых фейковых каналов, призванных дискредитировать Тихановскую и оппозицию в целом. Но все это, судя по происходящим событиям, уже не сможет остановить «выбор народа». И теперь, как бы то ни было, многое зависит от «последнего диктатора Европы» – пойдет ли он на второй тур, захочет ли выйти на переговоры с оппонентами или уже закрутит гайки и начнет новую волну репрессий. В любом случае, Беларусь уже не та, что прежде, а пробудившиеся белорусы вряд ли снова заснут в ближайшее время.