воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

За что создатель «Кыз Жибек» получил 20 выговоров и почему он отказался от вызова «Скорой»?

За фильм «Кыз Жибек» Султан Ходжиков был удостоен Госпремии Казахской ССР. За наградой он пришел в каком-то пиджачишке. Но и получив ее, не приобрел нормального костюма: премия ушла на погашение долга за перерасход пленки.  

Не тот Бекежан

В Алматы завершила свою работу деловая площадка Almaty Film Days, посвященная Дню города. Кроме Круглых столов на разные темы («Кино и карантин: как снимать в новой реальности»,  «Пиратство убивает творчество», «Казахстанский контент на стриминговых платформах: возможности и перспективы»), прошли также кинопоказы в автокинотеатре «Тикетон», где алматинцы увидели на большом экране среди прочих картин любимый многими поколениями зрителей фильм «Кыз-Жибек», которому в этом году исполняется 50 лет.

Эта картина стала главной в жизни фронтовика, гвардии капитана Султана Ходжикова. Огромное чувство ответственности, которое испытывал режиссер, передалось и актерам, сыгравшим главные роли в этой историко-романтической драме.

- Каждый его жест, каждое слово воспринимал как приказ, который обсуждению не подлежит, - вспоминал Куман Тастанбеков (Тулеген). -  Когда он сказал, что мне нужно похудеть, я тут же перешел на хлеб и воду. Нет, я никогда не был толстым, но лицо, хотя уже и жил в городе, оставалось по-деревенски круглым и тяжелым от кирпичного румянца. Когда пришел через неделю заметно осунувшимся, режиссер удовлетворенно сказал: «Вот это другое дело. Теперь можно начинать и кинопробы».

На роль Жибек претендовало много профессиональных актрис. Но режиссер был непоколебим: увидев что-то родственное в характере эпической героини и алматинской школьницы Меруерт Утекешевой, каким-то шестым чувством угадал настоящую Жибек.

- Я не вникала, но чувствовала, что в худсовете шли жуткие споры, - говорит Меруерт Утекешева. - Там боялись, что девочка, только-только сдавшая выпускные экзамены в школе, не сможет сыграть в двухсерийной картине.

На главную роль меня окончательно утвердили только потому, что Ходжиков настаивал: Жибек должна сыграть юная девушка. Иначе, считал он, народ не примет картину.  Чувство ответственности было до того огромным, что притуплялась даже боль. «Акбозат, где твой хозяин?» - спрашивает Жибек, когда лошадь вернулась без Тулегена. Животное в этот момент наступило мне на ногу, но я терпела. Эпизод был так хорошо сыгран, что Ходжиков сделал мне маленький подарок. На деревянной дощечке с его автографом (сегодня она для меня самая дорогая реликвия) написано: «Альту (так звали мою лошадь) и Кыз Жибек».

Асанали Ашимов, сыгравший в фильме «Кыз Жибек» наиотрицательнейшую роль – Бекежана, добился ее, можно сказать, вопреки желанию режиссера

- Султан-ага не собирался утверждать меня на эту роль, - рассказывает он сегодня.  - Не нравился я ему, и все тут! Пройти пробы он мне разрешил так, на всякий случай. А мне страшно хотелось сыграть Бекежана. Это была узловая роль, на ней держался весь фильм, поэтому соперники у меня подобрались архисерьезные: Каукен Кенжетаев, Нурмухан Жантурин, Ануар Молдабеков…

Накануне проб я всю ночь не спал, а с утра побежал в театр. Подобрал там костюм средневекового батыра и шлем, который очень шел мне, и попросил сделать грим, в первую очередь подчеркивавший глаза. А они у меня в те годы были хороши. И выдал все, что мог! У Габита Мусрепова, автора сценария, как говорится, челюсть отвисла.

- Вот он - Бекежан! – закричал старик.

Нравлюсь не нравлюсь я режиссеру уже не играло роли: всем было ясно, кто будет играть Бекежана.

Перед съемками фильма Султан Ходжиков собрал актеров, прошедших кастинг.

- Бекежан, какой масти должна быть ваша лошадь? – спросил он меня, почесывая подбородок.

- Думаю, это должен быть вороной тулпар.

Недолюбливающий меня Ходжиков (не только он, многие в те годы смотрели на меня как на выскочку и корыстолюбивого карьериста, за мной шлейфом тянулось - «зять Шакена Айманова») ехидно бросил:

- Ха! Ошибаетесь, Бекежан должен сидеть на кляче.

- Может быть, - ответил я. – Вы режиссер, значит, вправе посадить и на клячу.

Султан-ага как ни в чем не бывало продолжал допытываться:

- Как вы себе представляете этот образ?

И тут мне в голову стукнуло:

- Все мы знаем Ермека Серкебаева. Прекрасный певец и интересный мужчина. Все алматинские девушки убиваются по нему. Но вот однажды в городе появляется более молодой и не менее знаменитый Муслим Магомаев. И девушки, оставив прежнего кумира, все свои симпатии обрушили на него. Вот таким же было положение и Бекежана. Не появись Тулеген, и Жибек полюбила бы его. Другого такого рыцаря, как Бекежан, в тех краях просто не было.

В глазах режиссера появилось нечто, похожее на теплоту, похоже, ответ ему понравился. С этой минуты у нас стали налаживаться отношения. Человек со сложным характером, Ходжиков оттаивал постепенно, большими друзьями мы с ним стали только ближе к концу съемок.

20 выговоров за одну картину

 Рабочий день киногруппы картины «Кыз Жибек» начинался в шесть утра и заканчивался поздним вечером. Знаток своего дела, оператор Асхат Ашрапов подбирал натуру так, чтобы она гармонировала с роскошными костюмами и красотой героев. В поисках алых маков киноэкспедиция ежедневно совершала марш-броски по 30-40 километров. В лагерь возвращались не раньше 12 ночи, и режиссер тут же начинал планерку, где обговаривал кадры следующего дня. О жесткости и требовательности Ходжикова ходили легенды. Кто-то из остряков даже назвал самого норовистого и дерзкого скакуна его именем  – Султан. Создаваемый им фильм стал притчей во языцех. Деньги отпущены были только на одну серию  – 650 тысяч рублей вместо запланированных 850 тысяч. Но Габит Мусрепов категорически отказывался сокращать сценарий, а Ходжиков, добиваясь эффектных кадров, любил импровизировать. После того, как к первому секретарю ЦК компартии Казахстана Динмухаммеду Кунаеву был отправлен ходок – директор киностудии «Казахфильм» Камал Смаилов, выделили еще 250 тысяч. Но  денег на создание двухсерийной широкоформатной картины все равно не хватало.

В фильме не случайно доминирует красный цвет – символ тревоги и неизбежной трагедии. За главную картину своей жизни Ходжиков получил 20 выговоров. Каждая планерка на «Казахфильме» начиналась с «Кыз Жибек»: срываются сроки, идет многократный перерасход пленки. Сейчас такой подход назвали бы блестящей продюсерской находкой, а тогда ругали и ругали: костюмы не те, длинные волосы героя (Тулегена) – это вообще возмутительно, не эпический герой, а какой-то современный стиляга. Но режиссер занял принципиальную позицию: такой Тулеген будет близок молодой аудитории. И он оказался прав: «Кыз Жибек» стала самой кассовой картиной казахского кино - зритель принял тот романтический мир, созданный режиссером.

К концу съемок Ходжиков был на грани срыва. Осунулся, поседел, отпустил усы, которые старили его на добрый десяток лет, хотя было ему тогда всего 46. Во время монтажно-тонировочного периода с ним случился инфаркт. 

Когда фильм сдавали худсовету, зал был переполнен. Первым после просмотра взял слово автор сценария Габит Мусрепов, с которым у режиссера были жесткие трения еще до съемок картины. Молодой в ту пору режиссер Болат Шарип, помимо своих ассистентских обязанностей по приказу режиссера ставший еще и стенографистом, так передал отзыв классика: 

- Помните, я предупреждал: если даже фильм будет посредственным, голосуйте против. Но сегодня я хочу сказать: Султан Ходжиков снял прекрасную картину.

Долги режиссера

«Кыз Жибек» купили многие страны. Как вспоминала Гульфайрус Исмаилова (она сыграла роль матери Кыз Жибек и одновременно была художником картины), после просмотра картины в стенах бельгийского киноинститута зал после минутного молчания разом встал и взорвался аплодисментами! Однако триумф фильма никак не отразился на судьбе режиссера. После выхода «Кыз Жибек» на экраны Султан Ходжиков 15 лет не снимал игровые картины. Он признавался звукорежиссеру Кадыржану Косаю: «Я подсчитал свой ежемесячный доход  - он не превышает 40 рублей».

– Он и Госпремию за «Кыз Жибек» пришел получать в каком-то пиджачишке, - вспоминает тот. - Кстати, этой премией ни он, ни его семья так и не воспользовались: она ушла на погашение долга за перерасход пленки.

Годы вынужденного безделья были заполнены написанием сценариев, но ни один из них не был включен в тематический план «Казахфильма». Почему? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Возможно, отказы были продиктованы тем, что романтик Ходжиков был рожден снимать эпические фильмы, которые и тогда, и сейчас требуют огромных денег. А, может быть, не всем нравилась его прямолинейность и жесткость. Сам он никого не осуждал. «Наше дело снимать, а не давать оценку другим», - говорил он.

Незадолго до смерти Ходжиков задумал снять фильм о дружбе двух богатырей – Хаджимукане Мунайтпасове и Иване Поддубном. Идея так и не снятой картины «Знай наших!» была инициирована его другом, первым профессиональным казахским киноооператором Искандером Тынышпаевым. Режиссер долго подбирал актеров на роли главных героев. Остановившись на Алеухане Бекбулатове и Дмитрие Золотухине, Ходжиков отправил их на несколько месяцев в олимпийскую школу обучаться французской борьбе и приобретать спортивную форму. Его упрекали, что он транжирит деньги, а он, как всегда, добивался достоверности.

По замыслу режиссера, фильм «Знай наших!» должен был стать трилогией, но продолжение истории о легендарном Хаджимукане зритель так и не увидел. 10 марта 1988 года Султану Ходжикову исполнилось 65 лет, а на следующий день его не стало. Умер от пустяка - от аппендицита, категорически отказавшись от вызова «Скорой».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33