Наш милый доктор:вчера и сегодня
Каждый год, после выпускных экзаменов в школах, тысячи молодых людей приходят к стенам медицинских ВУЗов в надежде получить профессию врача. Только нескольким сотням из них удается поступить и учиться, а еще нескольким десяткам - дойти до ординатуры и стать врачом. Мы доверяем им – лечить нас, заботиться и переживать за каждого, кто оказался на больничной койке. Порой нам попадаются хорошие врачи, а иногда и не очень. Много повидавшие на своем веку «мэтры» и совсем юные доктора – такие они, наши врачи. И с каждым годом, поколение за поколением, сменяют они друг друга, передавая молодым опыт и знания старших. Именно в этой профессии преемственность поколений играет самодостаточную роль.
Кто они, наши врачи? Побеседовав с некоторыми из них, мы получили совершенно разные ответы. Но во всех них сквозит что-то общее. Это уважение, любовь и преданность своему делу.
Марат Абдуллаев – профессор, директор ЦГКБ
- Почему вы пришли в эту профессию?
- В этой профессии я с 6 класса, уже с того возраста работал санитаром. Мой отец был врачом, и все, что касалось больницы – было и моим делом. Именно тогда я понял, что тоже буду врачом. Меня никто не заставлял, не убеждал, это было как данность. И мне кажется, что мне повезло, я не ломал себе голову над вопросом: кем стать и где работать.
- Что Вам нравиться в современной медицине?
- Все! Мне все очень нравиться. И то, что сегодня мы можем заменить сустав, и провести шунтирование, вылечить больных от таких болезней, победить которые еще лет 10 назад было мечтой. Нашим докторам сегодня предоставлены уникальные возможности, технологии настолько ушли вперед, что дух захватывает. Поэтому, мне кажется, что сегодня учиться очень интересно.
-Бывает такое, когда Вы боитесь говорить с пациентом о его диагнозе?
- Нет, я не боюсь говорить с больным, скорее, наоборот - для меня важно узнать о его диагнозе как можно больше, и это знание дает мне возможность назначить правильное лечение. Если у меня сложный случай, тогда я прошу дать мне тайм-аут, для анализа своих действий, для подбора нужной тактики в борьбе за здоровье пациента, могу даже обсудить с коллегами, если есть какие-то сомнения. Но не боюсь откровенно говорить с пациентом.
- Есть такое понятие, как «профессиональный цинизм», оно встречается в медицинской среде. Как Вы к такому относитесь?
- Нет, люди нашей профессии не имеют права быть циниками, поскольку это говорит о его гордыни. «Взгляд сверху» недопустим, поскольку больной и так в положении нуждающегося в заботе, и нам надо быть максимально милосердными. У моего отца был наставник, Розонов Борис Сергеевич, профессор, преподаватель Симферопольского мединститута, одного из старейших вузов СССР. Его перед войной, вместе с остальными врачами из Крыма, переселили в Кзыл-Орду, только потому, что они были «не той национальности». Так вот, он всегда говорил: «Врачом не может работать горделивый, равнодушный человек, который ставит себя выше больного».
-Чем вы гордитесь?
- Я горд своей профессией, тем, что у меня есть такое, очень нужное дело, тем, что мне доверили руководить коллективом – это огромная ответственность. Моя гордость складывается не из горделивого несения себя, а из большой ответственности за каждого, кто здесь и работает и лечиться.
За последние 30 лет очень многое произошло, молодые врачи стали маститыми докторами, многие из них имеют не один десяток уникальных операций, внушительные списки пациентов и т.д. Те, кто еще 20 лет назад «подавали надежды», сегодня стали мэтрами в своей области знаний. Как в медицинской среде происходит эта связь поколений? Что несет в себе «новая волна» врачей?
Инесса Имашева – врач - невропатолог
- Когда вы решили стать врачом?
-Еще в школе, где-то в классе 6-7, хотя в семье нет врачей. Плюсы этой профессии перевесили минусы, и потом я всегда очень интересовалась медициной.
-А вам было страшно?
- Пока училась - страха не было, но когда пришла работать, и у меня появился пациент, я почувствовала страх внутри себя. Потом поняла, что это ответственность перед пациентом, надо было собраться с духом и применить все, что знаю и умею. А сейчас привыкла, работа обязывает.
- Что вы говорите пациенту, когда у него плохие результаты обследования?
-Что касается неутешительных прогнозов для пациента, конечно же, мне не хочется расстраивать его. Но если есть диагноз, который, впоследствии, может привести к инвалидности, а ему надо соблюдать определенный режим, и только один этот фактор спасет его здоровье - тогда разговор необходим, как лекарство. В любом случае, я стараюсь поддержать человека, дать позитивный настрой, для пациента это путь к восстановлению.
- Как Вы себя видите в будущем? Ваши планы и цели?
-Моя цель – это продолжить учебу, защититься, может заняться кафедральной деятельностью, по мере возможности улучшить то, что уже есть. А на сегодня мне очень нравиться заниматься диагностикой, размышлять, анализировать и, конечно же, когда после пройденного лечения виден положительный результат – это приносит колоссальное удовольствие. Я люблю своих пациентов, и даже с некоторыми из них после продолжаю поддерживать связь, потом они для меня становятся родными людьми.
-Что нравиться в современной медицине?
-Вообще современная медицина необыкновенно интересна. Мне особенно нравиться Магнитно-резонансный томограф (МРТ) – в моей специализации на нем все и завязано, мы можем увидеть такие крошечные сосуды мозга, до которых ранее мы не могли бы никак добраться. После исследований на МРТ мы даем полноценный диагноз. А современные препараты – они способны во много раз облегчить страдания больного, продлевают ремиссию. Тем более, что многие дорогостоящие аппараты государство предоставляет бесплатно, что позволяет улучшить качество лечениия пациентов.
- Чем Вы гордитесь?
-Горжусь тем, что я работаю в таком коллективе. У нас потрясающие доктора, они все способны многому научить, подсказать, и главное - у нашей клиники такая богатая история. Горжусь тем, что у нас есть кафедры, куда можно прийти и узнать для себя что-то новое. В нашей клинике есть огромные возможности и перспектива, можно заниматься и научной работой, совмещая ее с практической деятельностью. Я считаю, что мне очень повезло.
«Мэтры» медицины, наши светила говорят, что молодым легче: ведь современные технологии позволяют диагностировать заболевание на столь ранней стадии, что лечение не требует больших усилий. А молодые сетуют, что оборудование уже морально устарело, хотя ему нет еще и пяти лет… Старшие товарищи объясняют, что есть заболевания, которые невозможно вылечить, а молодые утверждают, что можно, если применить новые методы. Вечный спор «отцов и детей», который был всегда. Но сегодня он, возможно, имеет более глубокий смысл, и, может быть, очень позитивный характер. Ведь речь идет о преемственности поколений, передачи профессии и мастерства.
Апаз Абдыкадыров– заведующий клинико-диагностическим отделением
- Что вас возмущает и расстраивает в современном медицинском мире?
- Сегодня меня расстраивает отсутствие уважения у молодого поколения к своим больным, к старшим товарищам, к профессии, которой занимаются. Многие из них учатся формально, поверхностно - не пытаясь вникнуть в суть, узнать больше о человеке, об уникальности человеческой природы. А это ведет к формальному отношению и к профессии. Видя это со стороны, пациент начинает оценивать нас совершенно по - иному. Кроме того, сам пациент стал совсем другим. Даже те расценки и зарплаты, которые устанавливают нам чиновники, ставят нас в заведомо унижанное положение. Пациент по этой причине думает, что доктор ничтожен, раз он готов работать за такие деньги, и в результате идет в частные структуры.
- Что бы вы сделали сегодня, если бы могли?
- Лучше было бы, если бы госчиновники, прежде чем отпускать нам свои указания, для начала посоветовались бы с практиками. Забрал бы у частных структур прохождение профессионального медосмотра, который сейчас проводиться с чудовищно халатным и поверхностным отношением. Чаще всего это происходит по схеме «утром деньги – вечером стулья». Никто никого не осматривает, просто отдали деньги – получили бумажку с печатями, а есть ли у человека какое-либо заболевание - мало кого волнует. У нас все иначе. Мы проводим полный осмотр, в результате которого можем выявить диагноз, о котором наш пациент мог и не знать, назначить лечение, пройти полный скрининг, тем более сейчас это повсеместно проводится бесплатно.
- Чем хороши новые технологии?
- Тем, что медицина движется вперед, но вот, опять – таки - молодые очень сильно зависимы от современного оборудования, а провести логическую «цепочку» при приеме больного им сложно. Им проще отправить пациента на всевозможные дорогостоящие анализы и снимки, хотя это не всем доступно, и не всегда надо. А сами не хотят думать, хотя порой диагноз лежит на поверхности.
Лариса Николайчук – заведующая отделением Центра Микрохирургии Глаза
- Испытывали Вы страх, когда начинали карьеру врача, и есть ли он сегодня?
- Пока молод – страх неведом. Резала, делала операции, ничего не боялась, г лавное - у меня все получалось. За мной стояли такие маститые доктора, что мне не было страшно. Единственный случай, когда я плакала, это когда меня прислали сюда из Института офтальмологии. Мне сам профессор Ульданов сказал, что буду здесь работать, а я в слезы…. Никак не могла понять - зачем. Потом меня выдвинули на должность заведующей, совсем молодую. Но, несмотря на это мои учителя-хирурги очень сильно меня поддержали. Вот тогда был страх: не справиться с такой большой должностью. А вот сейчас страх имеет совсем другой вкус. Это даже не страх, а огромная ответственность, не столько за себя, сколько за молодых докторов, которые идут за мной.
-О чем Вы мечтаете?
- О, я мечтаю о многом! Наверное, не как все нормальные люди, мечтаю дальше работать, для меня работа - это моя жизнь. Встаю утром, пришла на работу и все – я включилась процесс и больше ничего не замечаю. Получаю огромное удовольствие от своей профессии. Мечтаю о возможности узнать что-то больше, рассказать молодым, поделиться с ними тем опытом, который так важен. Хотелось бы также путешествовать, увидеть новые страны, это очень увлекательно.
- Что бы Вы посоветовали бы молодым врачам?
- Сегодня стало модно иметь престижную работу с большим заработком. И вот – ходят молодые специалисты, с дипломом, из одной клиники в другую, в надежде, что им сразу дадут хорошее, «непыльное» место и большую ставку… Но в жизни с точностью наоборот. Многим из них кажется, что это не справедливо, но не многие знают, что прежде надо завоевать себе имя,как профессионалу, сделать его самому, своим талантом и желанием помогать людям, а не зарабатывать на людях. И вот когда у врача будет имя, которое идет впереди него - вот только тогда и будут большие деньги. Поэтому могу посоветовать молодым врачам – не тратьте время на поиски денежного места, а то все растеряете. И себя, в первую очередь…