четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Нужен ли нам отечественный автопром?

Какая политика сегодня нужна Казахстану: экспорт или импортозамещение? Мнения казахстанских экспертов диаметрально расходятся.

Недавний залп дал сайт www.exclusive.kz, там опубликован видеоматериал, в котором устами сразу нескольких участников бизнеса высказано все, что можно было бы сказать против утильсбора. Очень удобно: собрано все и отвечать тоже можно по порядку. Что касается организационных недостатков и эксцессов исполнения, - здесь критики во многом правы, исправлять есть что. Но задача ораторов иная – подвергнуть сомнению саму необходимость утильсбора или хотя бы увести вопрос в сторону. Например, в сторону расчета ставок по стоимости утилизации, хотя этот «экологический сбор» на самом деле, - и об этом стоит сказать прямо, направлен на поддержку национального производителя.

А вот насчет критики утилизационного сбора не по исполнению, а по существу – там же имеется статья экономистафинансиста Мурата Темирханова, с таким концептуальным утверждением:

Необходим полный пересмотр промышленной политики государства. Прежде всего прекратить политику импортозамещения. Очень важно полностью перенаправить государственную поддержку только на рост экспорта отечественных товаров и услуг.

А до этого автором заявлено, что автомобильная промышленность никогда не станет драйвером экономики Казахстана.

Для начала напомним, что утилизационный сбор на автомобили введен в Казахстане еще в 2016 году, хотя до сих пор подвергается атакам на предмет отмены.

Сбор на сельхозтехнику был введен в декабре 2019 года, причем имел непростую судьбу еще до своего рождения и сразу после. Поначалу утильсбор (после «жарких дискуссий», по выражению одного из руководителей НПП «Атамекен») содержал исключения для не собираемой в Казахстане, но качественной иностранной техники. Но Евразийская экономическая комиссия сразу же (с подачи России, конечно), потребовала исключить «неравноправие». И приказ (несмотря на активные возражения НПП) был изменен с распространением утильсбора на всю сельхозтехнику.

И хотя этот акт Минэкологии несет в себе возможности для Казахстана самому закрепиться в машиностроении и помочь обновить стареющий парк, атака, как на организацию утилизационного сбора и его ставки, так и на сам принцип ведется столь настойчиво, будто ее организаторов и участников не оставляет уверенность – крепость падет.

Итак: никакой самодеятельности с импортозамещением, - развиваться должно только то, что может быть продано на внешнем рынке. А в ответ на этом внешнем рынке будет куплено все, что необходимо внутри страны. И вообще, должно работать «созидательное разрушение» - сам открытый рынок, без искажающего воздействия государства, должен определять, чему банкротиться, а чему развиваться.

Это – именно концептуальная постановка вопроса и это очень хорошо, что в Казахстане есть такой финансист-публицист, который без обиняков такую концепцию, - в каждой своей последовательной публикации, будь то электроэнергетика, или горное дело, или квазигоссектор, или финансовый рынок, отстаивает.

Самое ценное в Мурате Темирханове, это то, что он пропагандирует не личную позицию, а именно концепт глобального «разделения труда» в чистом виде. В идеале, именно такая страновая специализация обеспечивает наибольшую эффективность глобального рынка, с максимальным выпуском товаров-услуг и с минимальными затратами рабочей силы и ресурсов на их производство. И действительно, действуй правительство Казахстана в соответствии с рекомендациями носителя такого чистого концепта, наша экономика стала бы раза в два, и то и больше, эффективнее. В смысле, при том же ВВП число задействованных в ней рабочих мест смело можно было бы урезать в три-четыре раза. И примерно на столько же можно было бы сократить затраты на содержание социальной и бытовой инфраструктуры. Да, три четверти населения Казахстана остались бы вообще вне такой идеальной модели, но на то оно и «созидательное разрушение», чтобы избавляться от ненужного. И давайте не спрашивать финансита Темирханова, куда девать миллионов десять «сэкономленного» населения Казахстана, это ведь не его проблемы.

Собственно, в конце 90-х – начале нулевых лет Казахстан, отбросив всякие сомнения, и вписывался в такое «разделение труда» и «созидательное разрушение», активно избавляясь от советского машиностроения, легкой промышленности и колхозно-совхозного агропроизводства. Благо начавшийся рост мировых сырьевых цен как раз и иллюстрировали тезис ненужности импортозамещения, - все и так купим.

Мировой кризис 2007-2008 годов прозвучал звоночком, который руководство Казахстана поняло правильно: начались программы индустриально-инновационной модернизации. Впрочем, почти безуспешной, и не только из-за отсутствия национального кредита, национальных инвестиций и должного планирования – гораздо более сильным был как раз концептуальный тормоз, выписываемый через зарубежную консалтинговую опеку, собственными экспертами, да и самим правительством.

И вот «приехали»: не только Мурат Темирханов, - правительство уже лет десять декларирует ту же самую задачу наращивания несырьевого экспорта, принимало не одну программу, направляло ресурсы и прилагало усилия. Каковы же результаты?

Структура экспорта за шесть месяцев этого года: традиционно самая большая статья - «минеральные продукты», потянула на 75%, вторая по весу – «металлы» – 14,2%, а вот по графе «машины и аппараты» имеем только 0,9%. Сравниваем с положением десятилетней давности: минеральные продукты 83%, металлы 10%, машины 0,3%. Экспорт как был сугубо сырьевым, так и остался. И только машиностроение, хотя бы и немного, но прибавило.

По импорту: за январь-август тоже традиционно самая главная статья, – «машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты», составила 58,8%, тогда как в 2011 году эта доля была «всего» 50,6%, - зависимость от получения из-за рубежа высокотехнологичного оборудования только возросла, и существенно.

Еще немаловажно: а как изменились собственно объемы экспорта-импорта? Смотрим: в 2010 году экспорт товаров – $61,4 млрд, импорт $32,9 млрд. В прошлом (еще благополучном по нефтяным ценам и коронавирусу) 2019 году экспорт товаров $58,2 млрд, импорт $40 млрд. То есть, экспорт заметно сократился, а зависимость от импорта – заметно возросла. В этом году – складывается значительно хуже.

Как видим, положительных сдвигов в направлении, куда нас зовет Мурат Темирханов, нет. И не будет, потому что завоевание сбытовых ниш на внешних рынках, - задача не экономическая, а политическая, требующая таких ресурсов, которыми отдельно взятый Казахстан не располагает.

И еще немного статистики насчет того самого импортозамещения, отказаться от которого призывает наш визави. Если просуммировать показатели платежного баланса с 2000 года, начала «тучных лет», то в этом году можно праздновать круглое достижение – суммарная валютная выручка по статье «экспорт товаров» превысит триллион долларов. По графе же «импорт товаров» к концу года набежит, круглым счетом, шестьсот миллиардов. Балансы – они на то и составляются, чтобы приходы равнялись расходам.

Так куда же ушли 400 миллиардов? А это доходы иностранных инвесторов и кредиторов, - такова цена отсутствия у нас национального кредита и национальных инвестиций.

А также – это цена отсутствия полноценной индустриальной политики. Недаром вокруг того же утильсбора ведутся упорные информационные и аппаратные бои. В самом деле, а на что же и могла быть нацелена реальная промышленная политика, если не на импортозамещение? Вглядимся в шестьсот миллиардов долларов затрат на импорт товаров: - более двух третей этих денег составляют затраты на завоз в Казахстан всего того, что обеспечивает тот же сырьевой экспорт. А представим теперь, что хотя бы половина из этих четырех с лишним сотен миллиардов долларов была бы инвестирована в реальное импортозамещение, - порочный (а для лоббистов «свободного рынка» - идеальный) круг: экспорт сырья в обмен на импорт оборудования для его добычи, плюс импорт инвестиций и кредитов в обмен на экспорт доходов иностранными инвесторами и кредиторами, был бы разорван. И мог бы быть запущен само-расширяющийся круг экономического и социального развития: экспортная выручка инвестируется в импортозамещение, а сам импорт тогда все более смешался бы в сторону приобретения новых технологий и современных знаний.

Заметьте, все рассчитывающие на Большой Евразийский рынок мировые машиностроительные концерны уже зашли в Казахстан. В Усть-Каменогорске раньше всех организована сборка тольятинских авто, а сам «АвтоВАЗ» давно уже часть «Рено-Ниссана». Было заявлено строительство большого завода, но дело заятягивается, дошло до конфликта с минидустрии. Понятно, что государство спрашивает за инвестиции и не все могут выполнить условия, но это трудности роста. Удачнее в Кустанае: там уже действуют мощности по сварке и окраске кузовов, и идет уверенное расширение по нескольким фронтам: зашел крупный китайский инвестор и активно развивается кооперация с узбекскими автопроизводителями – на фоне открывающегося для ЕАЭС Узбекистана.

Плюс, в Алматы собираются корейские автобусы, а недавно начал действовать завод по сборке легковушек «Хюндай».

Никому особо не нужен мало емкий автомобильный рынок собственно Казахстана, но всем – закрепление и обретение конкурентных преимуществ на общем рынке ЕАЭС. Ни у кого нет благотворительных намерений развивать машиностроительный потенциал Казахстана, но перед всеми стоит задача – выйти из своих казахстанских филиалов на общий рынок, для чего придется преодолеть барьер в, как минимум, 50% местной добавленной стоимости.

И ровно тоже происходит с сельскохозяйственным машиностроением. В Казахстане уже созданы опорные сборочные производства тракторов-комбайнов и другой сельхозтехники ведущих Белорусских и Российских, фактически – международных, концернов, активно заходит и Китай. И даже немецкий «Класс» тоже собрался создавать свое производство, - немцы не хотят упускать перспективный рынок. Но, как и во всем, здесь также будут как лидеры, так и аутсайдеры. Другими словами, на сегодняшний день заключены соглашения о промышленной сборке по конкретным маркам и моделям техники, которые составляют почти 90% рынка. А в оставшиеся 10% входят и John Deere, за интересы которого (не говоря это вслух) и бьются противники утильсбора, - тот тоже приступил к инвестированию впервые за 20 лет, но … в сбытовой сервис. В Кокшетау ТОО «Евразия Групп Казахстан», - официальный дистрибьютор «John Deer», строит Центр по сборке и ремонту сельхозтехники – тоже хорошее дело. Но это – торговля, а не производство.

В одном мы согласны с Муратом Темирхановым: пусть рынок сам определяет, кто хочет производить, а кто сбывать готовое, каждый должен получить по заслугам.

Петр Своик

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33