вторник, 24 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Новые экономики на перепутье: роль государства после пандемии Covid-19 возрастет

В своем новом исследовании, озаглавленном «Государство наносит ответный удар», ЕБРР утверждает, что залогом успешного будущего становятся сила институтов и качество управления.

Когда в период эпидемии коронавируса раздаются призывы к более активному вмешательству государства, новые экономики оказываются перед трудным выбором. Нужно определить, какими – положительными или отрицательными – окажутся долгосрочные последствия возрастания его роли.

В очередном «Докладе о переходном процессе» Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) утверждается, что 45% жителей бывших социалистических стран теперь выступают за увеличение доли государственной собственности в экономике.

Все больше граждан надеются, что государство будет способно снизить эпидемиологические и экономические риски, с которыми они столкнулись.

Опыт предшествующих эпидемий сильно подорвал веру людей в экономические и политические институты, на которые опираются демократия и рыночная экономика.

Как следует из нового доклада, те, кто сформировался в тяжелых условиях экономических неурядиц, как правило более положительно относятся к идее государственного контроля за экономическими активами и перераспределения доходов.

В предисловии к очередному изданию доклада, вышедшему с подзаголовком «Государство наносит ответный удар», главный экономист ЕБРР Беата Яворчик указывает, что способность развивающихся экономик вести успешную политику на фоне роста влияния государства в решающей мере зависит от качества институтов и системы государственного управления.

«Экономики в регионах, где работает ЕБРР, стоят на перепутье: сегодняшние решения о том, какую политику проводить и какие институты развивать, определят путь дальнейшей эволюции этих стран на целые десятилетия. Нынешний период кризисов и потрясений, открывшийся с мировой пандемией, дает уникальный шанс заложить фундамент более благополучного, справедливого и «зеленого» будущего», отмечает Б. Яворчик.

Если институты будут слабыми, они будут не в силах противиться стремлению государства «наложить руку» на ресурсы, предназначенные для нуждающихся, трудоустроить друзей и родственников и использовать государственные банки для извлечения политической выгоды.

Предприятия, не способные добиться рентабельности в низкоуглеродной экономике, будут поддерживаться на плаву в виде «живых трупов», а те компании, которые будут национализированы во время пандемии, уже, вероятно, никогда не вернутся в частные руки.

С другой стороны, качественная система государственного управления поможет «заботливой» руке государства привести страны к «зеленой» экономике, гласно обеспечивая базовую поддержку нуждающимся и проводя политику с прицелом на будущее.
Б. Яворчик напоминает, что со времени крушения социалистической системы в конце 80-х годов ХХ века господствующими тенденциями были приватизация, дерегулирование и ослабление экономической функции государства.

ЕБРР был создан тогда именно для того, чтобы содействовать упорядоченному переходу к рыночной экономике, где ведущую роль играет частный сектор.

Однако в дальнейшем мировой финансовый кризис 2008–2009 годов и последовавшая за ним рецессия показали, что действие одних только рыночных сил не всегда обеспечивает общественно оптимальный результат и для решения таких проблем, как изменение климата и рост экономического неравенства, необходимо вмешательство государства.

Сочетая инвестиции с поддержкой реформ в вопросах государственной политики, ЕБРР содействует повышению качества институционального управления, экономической инклюзивности и устойчивому развитию в 38 странах и территориях с развивающейся экономикой.

В новом докладе отмечается, что государственные предприятия продолжают играть в регионах операций ЕБРР важную роль, обеспечивая почти половину занятости в государственном секторе. Предоставляя людям возможности трудоустройства в период спада и создавая рабочие места в малоразвитых районах, они могут служить стабилизирующим фактором в экономике.

Однако государство не демонстрирует той же эффективности в управлении государственными предприятиями, которые как правило уступают в инновационности предприятиям частным.

С середины 2000-х годов в регионах ЕБРР все большее значение приобретают государственные банки, которые напрямую конкурируют с частным сектором за счет менее строгих процедур отбора заемщиков, низкой процентной маржи и меньшей чувствительности к проблемной задолженности.
Готовность государственных банков брать на себя риски может смягчать последствия экономических шоков. При этом с другой стороны, компании, кредитующиеся в государственном финансовом секторе, обычно менее инновационны и не демонстрируют высокой динамики производительности труда.

Частично это объясняется тем, что государственные банки более подвержены политическому влиянию при принятии решений о выделении кредитов и обходят финансированием более производительные компании.
В докладе также отмечается, что страны и территории, где работает ЕБРР, отстают в стимулировании мер снижения углеродных выбросов, идущих в русле Парижского соглашения 2015 года.

Если говорить о краткосрочных задачах, регионам ЕБРР предстоит встроить в свои планы постковидного восстановления шаги по переходу к «зеленой» экономике. В среднесрочной перспективе государство должно заняться исправлением изъянов рынка и политических недоработок, мешающих экологизации экономики, с особым упором на неэффективные стратегии ценообразования на углеродные квоты.

В долгосрочном плане, государству следует содействовать процессу «созидательного разрушения», который неизбежно будет спровоцирован переходом к низкоуглеродным технологиям. Для этого будет необходимо обеспечивать социальную поддержку тех работников и сообществ, которые пострадают в ходе трансформации экономического уклада.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33