Бедность «в законе»
Недавно Мажилис Парламента РК одобрили во втором чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», разработанный специалистами Министерства здравоохранения и социального развития РК. «Тихой сапой» законодатели решили кардинально поменять сами принципы назначения и выплаты пенсий в Казахстане – лето, время отпусков, общественное внимание рассеяно… Но последствия этого акта для миллионов казахстанских будущих пенсионеров могут быть трагическими.
Два главных новых положения, которые вносит этот Закон: изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты и введение нового условно-накопительного компонента пенсионной системы за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР).
По первому: предлагается с 1 июля 2017 года базовую пенсионную выплату назначать в зависимости от стажа участия в пенсионной системе при достижении пенсионного возраста. При стаже участия 10 и менее лет размер базовой пенсионной выплаты будет равен 50% от величины прожиточного минимума, с увеличением ее размера за каждый полный год сверх 10 лет на 2% от ПМ, но не более величины прожиточного минимума при 35 летнем стаже участия.
Второе нововведение предполагает, что новые 5-процентнтные взносы не являются собственностью граждан и будут фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ. Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, на чье имя открыт условный пенсионный счет, при условии перечисления ОПВР не менее чем за 60 месяцев, а также инвалиды I и II групп, инвалидность которых установлена бессрочно.
Пенсия выплачивается пожизненно, ежемесячными платежами и не наследуется. Ежегодно размеры пенсий будут индексироваться в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей.
Чего же ждать нашим пенсионерам, если эти положения нового Закона будут все-таки приняты ( а вероятность этого, благодаря тому, что законопроект прошел «тихо», не вызвав в обществе ни широкого общественного резонанса, ни обсуждений, ни даже всплеска активности в соцсетях, очень велика)? С этим вопросом мы обратились к нашему эксперту, хорошо знающему все «подводные камни» нашей пенсионной системы, экс-председателю Ассоциации пенсионных фондов, главе общественного объединения – союз потребителей финансовых услуг "Финпотребсоюз" Айдару Алибаеву.
- Прежде всего, я не согласен с методикой привязки величины пенсий к прожиточному минимуму, которую использует Министерство здравоохранения и социальной защиты. Величина прожиточного минимума у нас составляет сегодня 21 364 тенге – это очень низкий покащзетель, не соответствующий ни в какой степени реальности. Прожить на него нельзя. И 2 процента за каждый год, и потолок в виде двух размеров прожиточного минимума – все это «околопенсионные пляски» Министерства здравоохранения и социальной защиты. Иначе, как чиновничьими, бюрократическими играми я это назвать не могу. Задача их – просто«запудрить мозги» людям. Все эти непонятные формулировки, неясные цифры, привязки к прожиточному уровню – все это для того, чтобы ввести в заблуждение людей, большинство из которых не понимает, о чем идет речь. Сегодня эти игры бюрократов, антисоциальные и даже античеловеческие, уже перешли всякие разумные пределы. Работать всю жизнь, иметь 35 лет стажа, а в конце ее получать крошечную пенсию – вот к чему сводятся сегодня все заслуги этого министерства. Иначе, как «Министерство социального нападения» на граждан, я никак назвать это ведомство не могу!
- А почему вы считаете, что пенсия обязательно будет маленькой?
- Пенсия по новым правилам будет даже не на уровне элементарного выживания. Посмотрите – что творится с тарифами ЖКХ! Они растут постоянно. Фактически, сегодня тарифы ЖКХ выше прожиточного минимума. В небольшой квартирке, какие имеют наши пенсионеры, тарифы фактически «съедают» все доходы пожилых граждан. Вот пенсионер и должен, вынужден выбирать, куда потратить свои крохи пенсии. И выбор невелик: между телевизором, холодильником и аптекой. Выбор очень страшный, очень тяжелый.
- Но, может быть, новые 5-процентные отчисления работодателей как-то смогут поправить это дело? Их подают, как средство серьезной социальной поддержки пенсионеров…
- Нет здесь ничего социального. Это только принесет негативные последствия для экономики страны. Насколько мне известно, никаких компенсаций, никаких налоговых вычетов - ничего этого для предпринимателей не предусмотрено, в связи с вычетом из его дохода 5 процентов. Фактически работодателю вменили новые 5-процентный налог. У нас сегодня, в связи с тяжелым состоянием экономики, высокой безработицей, падением цен на нефть, сильно падает уровень деловой активности. И тот бизнес, который в стране еще есть, еще, как говорится, «шевелится», кто платит налоги – на этих людей падает новая нагрузка, в 5 процентов.
Их реакция предсказуема. Первое – они могут уйти в тень. Начнут уклоняться от налогов, возникнет массовая «двойная бухгалтерия», зарплаты в конвертах и прочее – все это мы уже проходили. С учетом того, что у нас, по разным оценкам, в «тени» работают от 30 до 50 процентов предпринимателей, это будет дополнительный удар по легальному бизнесу и снижение налогооблагаемой базы.
Второй вариант – работодатель просто переложит эти выплаты на плечи граждан, снизив их фактическую зарплату. Это также нанесет сильный удар по доходам граждан, которые в среднем и так невелики.
И, самое главное, эти 5 процентов не принесут никаких положительных результатов для оздоровления пенсионной системы. Потому что пенсионные деньги у нас инвестировать некуда. Ну, придут эти дополнительные деньги на пенсионный счет, и что? На них опять купят государственные ценные бумаги, эффективность которых крайне низка. К концу периода, когда придет время выплаты пенсий, их размер будет крайне низок. Это можно предсказывать с полной уверенностью. Вот простой пример: пенсионная реформа в Казахстане идет уже 17 лет. За это время, при регулярном вычете 10 процентов обязательных пенсионных взносов, мы в течение 17 лет добились только того, что средний пенсионный счет на одного человека у нас не превышает 400 тысяч тенге. Можно подсчитать, много ли еще накопит человек при дополнительных 5 процентах? Вопрос, конечно, риторический, потому что ответ все знают – пенсии при такой системе всегда окажутся мизерными! Ничего, кроме крайне негативной нагрузки на предпринимателей этот пункт не несет.
- Итак, если подытожить все вами сказанное, можно представить все, что будет: пенсионеры будут иметь крошечную пенсию, на которую невозможно выжить. А бизнес – новую, вредную для деловой активности налоговую нагрузку. И для экономики, и для общества, и для пенсионеров эта реформа сыграет отрицательную роль...
- Да, это так.
-Тамара Дуйсенова, министр здравоохранения и социального развития РК сказала, представляя это Законопроект: « До этого базовая пенсионная выплата всем проставлялась одинаково. Теперь, с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет выплачиваться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в накопительной пенсионной системе». То есть – вот, мол, все по справедливости: у кого стаж есть, кто всю жизнь честно работал – тем и пенсии… Такой вот принцип «социальной справедливости» ставится во главу угла… Что вы по этому поводу можете сказать?
- Министру можно бы возразить на это, что если государство называет себя «социальным», то оно должно обеспечить своим гражданам такие пенсии, которые реально соответствовали бы уровню жизни, на которые они могли бы жить, а не выживать. И ставить пенсии в зависимость от стажа - это неправильно, прежде всего надо обеспечить всех людей работой. Что делать с 2,8 млн. так называемых «самозанятых»? А массовая безработица на селе? Где людям реально найти работу? Огромное количество людей не участвует в накопительной пенсионной системе. О них разработчики Закона не думают… Министерство просто сбрасывает таким образом этих людей, как «балласт»! Это ставит крест на самом понятии «социального государства».