вторник, 24 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему в степи не существовало проституции

Европейские и российские путешественники, наблюдавшие в XIX веке традиционную кочевую и полукочевую жизнь в Степи, нередко писали о положении казашки, ее «рабском» труде и зависимости от мужчины. При этом авторы отмечали удивительную, на их взгляд, для восточной женщины вовлеченность в жизнь социума, возможность участвовать наравне с мужчинами в спортивных состязаниях (скачки, борьба, стрельба из лука), айтысах, народных праздниках, играх и т.д.

В настоящее время создано немалое количество научных и научно-популярных трудов, позволяющих изнутри увидеть и понять разные аспекты мира номадов в их обусловенности образом жизни, способом хозяйствования и сложившимися традициями. Многие не укладывающиеся в голове оседлого человека явления и нормы кочевой жизни имеют рациональное объяснение и, более того, содержат очевидную целесообразность и эффективность в определенных исторических условиях.

С высоты нашего времени мы не можем не согласиться с выводом о том, что жизнь и быт казашки был сложен, сопряжен с тяжелым физическим трудом и ограничением ряда ее прав. Однако более объективная оценка «закабаленного» положения казашки возможна, если рассматривать его в сравнении с положением женщин других стран и обществ того же исторического периода. Было ли угнетение женщин, так сказать, общим местом или на фоне положения женщин других обществ казашка действительно представала особенно ущемленной и угнетаемой? Обратимся к примеру оседлого общества, империи и, кроме того, самой промышленно развитой страны мира XIX в. – Англии (в рамках статьи не представляется возможным включить еще и аграрную Россию, в то время страны крепостной и аграрной).

Безусловно, в любом обществе женщины из состоятельных семей ограждены от изнурительного труда, обладают привилегиями, и потому следует рассматривать наиболее массово представленный тип, уровень и образ жизни.

Труд казашки включал самые разные виды работ: прядение шерсти, валяние кошм, обработка и покраска кожи и войлока, вышивка, шитье одежды, одеял, изготовление элементов интерьера юрты, стирка, мыловарение, готовка пищи, доение скота, сбивка масла, приготовление иримшика, курта, кумыса, заготовка копченных, вяленых и других продуктов из мяса и т.д. Кроме того, перекочевка фактически ложилась на ее плечи: упаковка домашних вещей, одежды, постельных принадлежностей, утвари, разборка и сборка юрты. Все это была обычная работа большинства казашек.

Что представлял собой труд работницы промышленного города в Англии?

«Женщины стали существенной частью новой рабочей силы... Среди фабричных рабочих Великобритании в 1839 г. женщин насчитывалось 57,7%... В 1840 г. британская правительственная комиссия в своем докладе обратила внимание на факты тяжелейших условий их труда. Женщин, используя в качестве тягловой силы для перевозки угля в шахтах, впрягали, как лошадей, в вагонетки. Эксплуатация женского труда превратилась в настоящее бедствие и не только в этой, но и в других странах Европы. Врач и социолог Виллернс в 1847 г. писал: «Надо видеть, как каждое утро они приходят в город и каждый вечер возвращаются обратно… Встают в четыре утра, идут пешком несколько километров, таща с собой своих детей, и вечером снова проделывают тот же путь после 12-13 часов работы в ужасающих условиях…» (Чикалова И.Р. Женский и детский труд в странах Западной Европы и США в ХIХ веке // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сборник науч. ст. – Вып. 2. – Минск: БГПУ, 2002).

После несчастного случая 1838 г., в результате которого погибло 26 детей (11 девочек в возрасте 8-16 лет и 15 мальчиков в возрасте 9-12 лет), был принят «Закона об угольных шахтах» (1842 г.), который запрещал работать под землей женщинам и мальчикам младше 10 лет. С этого времени английские женщины и девочки могли работать только на поверхности, занимаясь сортировкой угля.

«К 1868 г. в текстильной промышленности Англии 55,5 % всех трудящихся составляли женщины старше 13 лет, а вместе с подростками – 75 % всей массы рабочих. По состоянию на 1874 г. от общего количества всех рабочих (1005685 чел.) женщины составляли 61 %... Вред фабричной работы, причиняемый женскому здоровью, отражался не только на самих женщинах, но и на будущем поколении граждан Англии. Часто рождались мертвые и слабые дети как по причине болезней, так и по причине недостаточного питания и занятости на работе… Запрещение женщинам работать лишило бы их средств к самостоятельному существованию. «Избегая голодной смерти, женщинам пришлось бы прибегнуть к иным, вредным и безнравственным занятиям» (Вяселев Р.Р. Законодательное регулирование труда женщин в Англии в XIX веке//Вестник Саратовской гос. юрид. академии. – 2013. - № 1(90)).

В сельской местности англичанка также выполняла тяжелую физическую работу: «На крестьянку ложились заботы о коровах, молодняке, свиньях, домашней птице, огороде, выращивании корнеплодов, мака и льна, приготовлении пищи, выпечке хлеба, переработке молока в масло и сыр, консервировании мяса, плодов и капусты, варке обеда и стирке белья. Женщины постоянно выполняли тяжелейшие физические работы» (Чикалова И.Р. Указ.соч.).

Более легкой и лучше оплачиваемой работой для женщины в Англии считалось домашнее услужение. В 1870-ые гг. в нем были занято 1,5 млн женщин.

Женщины в городах выполняли разную работу на дому (т.н. «потеющие отрасли»): стирка белья, прядение и перемотка шерсти, шитье и др. Специальный комитет Палаты общин в 1890 г. определил эти виды деятельности как «работу, выполняемую за неадекватную заработную плату и сверхурочно в антисанитарных условиях». Работницы даже в условиях тесного проживания умудрялись разводить гусей, кроликов и птиц. Упоминаются случаи, когда инспекторы жилищного строительства находили в подвалах трущоб коров и ослов.

Беременные фабричные работницы трудились в обычном режиме, порой рожая прямо у станка, и стремились как можно скорее вернуться к работе.

«В 1890 г. германский император Вильгельм II обратился к главам других государств с предложением созвать конференцию по охране труда. Она состоялась в марте 1890 г. в Берлине с участием Германии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Австро-Венгрии, Швейцарии, Испании и Португалии… Решили рекомендовать введение для женщин рабочего дня не более 11 часов, а также предоставления им месячного послеродового отпуска. Признали недопустимой работу женщин и детей по воскресеньям и ночью» (Чикалова И.Р. Указ.соч.).

В 1891 году в Англии был принят закон, обязывающий женщин не работать 2 недели после родов, однако немногие работницы могли позволить себе этот неоплачиваемый отпуск, и потому закон фактически не соблюдался.

Казашки рожали в юрте. Если аул находился в пути, кош останавливался, ставились юрты и начинались приготовления к родам. Сорок дней после родов женщину оберегали, не позволяя ей не только работать, но и покидать юрту во избежание простуды, а также стремились ограничить круг ее общения (понимали, что в этот период ее организм ослаблен и особенно уязвим).

В Англии, несмотря на наличие больниц, роды в домашних условиях считались более безопасными, не грозящими заражением. Однако эта мера предосторожности не спасала рожениц от родильной горячки. В 1880-ые гг. обнаружили, что эта болезнь была следствием нестерильных инструментов и микробов на руках врачей, не мывших руки перед очередным приемом больного (мыть руки врачам рекомендовалось, но не требовалось).

Девочка-казашка в родном доме считалась гостем, которому предстоит уйти в другую семью, и потому ее баловали, подчеркивали ее особое положение и при этом учили вести хозяйство. Конечно, она ездила верхом, при наличии способностей играла на том или ином музыкальном инструменте, знала традиции, этикет, умела поддержать беседу. Как правило, девочки не пасли скот и занимались работой, не связанной с тяжелыми физическими нагрузками. Девушек готовили к семейной жизни, послушанию мужу, но это не отменяло свободу их нрава, даже дерзость в общении с молодыми людьми.

«Кэрролл Дьюхауз в книге «Воспитание девочек в поздневикторианской и эдвардианской Англии» поднимала вопрос о социальном конструировании женственности и о социализации девочек в обществе и семье... Во-первых, в понимании викторианцев женственность предполагала экономическую и интеллектуальную зависимость женщины от мужчины. Во-вторых, считалось, что жертвенность и услужливость должны быть определять поведение женщин» (цит. по: Нестерова С.А. Образ английской и американской женщины в представлении современников: Последняя треть XIX-начало XX веков).

Английскую девочку, принадлежащую к среднему классу, обучали чтению, вышиванию, музыке и традиционным ремеслам. В XIX веке англичане считали, что физическая активность неуместна, вредна и даже в некотором роде нескромна для викторианской женщины. Необходимо отметить, что викторианская мораль и нравы были довольно строги и даже жестки по отношению к женщине. Иметь и выражать свое мнение не полагалось, истинные чувства рекомендовалось скрывать (лучше вовсе не иметь). Кодекс поведения и речевые табу расписаны и изобилуют запретами.

Спорт (стрельба из лука, теннис, бадминтон) для женщин среднего класса стал доступен только в конце XIX в. Занятия верховой ездой могли позволить себе лишь представительницы имущих слоев общества.

Напомним, что упомянутый средний класс (юристы, инженеры, учителя, военные, священники, врачи, торговцы, журналисты и др.) в 1837 г. составлял примерно 15% населения, а к началу ХХ века – 25%. Женщины не работали, вели домашнее хозяйство и имели как минимум одну служанку.

Что касается основной части англичанок, то им с детства приходилось зарабатывать на жизнь тяжелым трудом. «В 1839 г. 46% фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. В это число входили и совершенно малолетние дети. Официально признавалось: бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках. В 1840 г. правительственная комиссия парламента Великобритании признала вопиющими условия труда малолетних детей: их привязывали к угольным тележкам, чтобы пройти по узким проходам шахты… К концу XIX в. в европейских странах количество несовершеннолетних фабричных рабочих не стало меньше» (Чикалова И.Р. Указ.соч.).

Представительницы среднего класса по понятным причинам воздерживались от тяжелого физического труда на фабриках и в поле, но их материальное и правовое положение было не многим легче. Многие женщины не имели никакого дохода и вынуждены были работать из-за отсутствия возможности выйти замуж. Высокая смертность мужчин, а также их активная эмиграция в другие страны и британские колонии привели к тому, что в 1851 г. число женщин в Англии превышало количество мужчин на полмиллиона. В качестве работы англичанки могли рассчитывать на доступное для них место гувернантки или компаньонки, что нередко было сопряжено с условиями работы, унижающими их достоинство. Даже судьба талантливых женщин складывалась плачевно (сестры Бронте). Возможность иметь работу, т.е. средства к существованию, стала одной из причин борьбы женщин за право на образование, открывающее путь к работе, не связанной с тяжелым физическим трудом и риском для здоровья. Альтернатива существовала в виде отъезда в британские колонии – «экспорт женщин оптом» для выхода там замуж. Общество эмиграции женщин из среднего класса, созданное в 1862 г., организовывало переезд девушек в Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Южную Африку. К слову, за время правления королевы Виктории (1837-1901) из Великобритании эмигрировало около 15 млн человек.

Что касается неравенства, то и в оседлом, и в кочевом обществе женщины в ХIX в. были одинаково ущемлены в имущественных правах. При этом, не имея юридически закрепленных имущественных прав, казашка распоряжалась домашним хозяйством (муж – скотом). Она участвовала в принятии важных решений по расходам, оказанию помощи родственникам, соседям и т.д. Конечно, состоятельные жены, живущие отдельным аулом, владели собственными табунами, отарами и прочим богатством.

В Англии вся собственность жены передавалась в распоряжение мужа; она имела права только на личные вещи. Женщина теряла права на имущество, которое она приносила в качестве приданого, даже в случае развода. Муж юридически получал право на полный контроль над любым доходом, полученным его женой. «Таким образом, в гражданско-правовых отношениях замужняя женщина фактически переставала существовать как отдельный субъект, уступая место «общности жены и мужа», в которой интересы жены представлял супруг, как если бы она была недееспособной» (Смирнов Е.Р., Поварова А.Е. Институт брака и правовое положение женщины в Англии XIX века. – Вестник Нижегородского ун-та. – Право. – 2013. - №3(1)).

Лишь после принятия в 1884 г. «Закона о собственности замужних женщин» англичанка получала право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению.

Нельзя не упомянуть о бытовавшем в казахском обществе законе аменгерства (левират) – это принятая в Степи традиция, согласно которой овдовевшая женщина по истечении года после смерти супруга должна была выйти замуж за брата своего покойного мужа или кого-нибудь из его родственников. Цель, которую преследовал этот закон, состояла в том, чтобы дети покойного оставались в ата-жұрт (род отца). Вопрос о реализации закона аменгерства обсуждался аксакалами рода и кровными родственниками. Поскольку последнее слово оставалось за вдовой, то решение принималось с учетом интересов женщины во избежание ее отказа. Если она принимала решение покинуть семью, то уходила одна, оставив детей и имущество. Если она решала выйти замуж за человека из другого рода, то тот выплачивал за нее калым и забирал ее без детей. Достигалась одна из главных целей – дети росли в семье отца, среди своих сородичей. Овдовев, женщина могла публично объявить о своем полном отказе от повторного замужества. Ее решение принималось, при этом она с детьми оставалась в роду покойного супруга, под защитой и опекой его родни.

В Англии после развода супругов детей в большинстве случаев отдавали отцам. Женщина, изменившая мужу, лишалась доступа к своим малолетним детям (подразумевалось, что она может негативно воздействовать на их нравственность). Мужчина даже в случае измены сохранял право на детей. В 1839 г. после принятия «Акта об опеке над детьми» мать получала право опеки над детьми до 7 лет и только при условии ее безупречной репутации. С 1873 г. суд мог решить, с кем из родителей оставить детей, а обновленный «Акт об опеке» 1886 г. позволял отдавать детей тому из бывших супругов, кто не совершал измены.

В Англии XIX в. проституция, так называемое «белое рабство», принимала большие масштабы. Распространение сифилиса в английских городах, портах и армии становилось серьезной угрозой. «Нужда и холод заставляли людей любым способом зарабатывать деньги, порой далеко не законным. Непомерная эксплуатация, снижение уровня жизни – все это вело человека к моральной и физической деградации. Масштаб проблемы был велик: значительное количество жителей английских городов находилось за чертой бедности» (Андрианова В.А., Рокина Г.В. «Плохая Англия» – обратная сторона викторианского общества второй половины XIX века. – Вестник Марийского гс.ун-та. – Серия «Исторические науки. Юридические науки». – 2017. – Т.3. – № 2(10)). С проституцией пытались бороться «Актами о заразных болезнях» 1864, 1866, 1869 годов.

В Степи проституции не существовало.

Добавим немаловажный факт: изнасилование приравнивалось к убийству, за что полагалась смертная казнь. Закон подчеркивал особое отношение к женщине и обеспечивал ее защиту. От наказания преступника могла спасти либо женитьба на изнасилованной девушке с уплатой за нее калыма, либо выплата куна как за убийство человека.

В кочевом обществе существовала практика многоженства. Часто причиной введения в дом второй жены становилась болезнь первой жены или отсутствие сына. Для богатых людей наличие двух-трех жен было показателем успеха. При этом пожилого человека-сладострастника, который брал в жены молоденьких девушек, порицали и высмеивали.

В Англии XIX века встречались факты двоеженства и даже двоемужия. Причиной тому чаще всего были сложности, продолжительность и дороговизна оформления развода. С этим обстоятельством связана и практика продажи англичанами своих жен. Эта процедура совершалась по обоюдному согласию супругов и становилась своеобразным способом прекращения брака. Продажа жены проходила в виде аукциона в публичном месте, например, на местном рынке или в гостинице. Продаваемую жену муж приводил на символическом поводке-ленточке. Нередко случалось, что покупатель был известен заранее, и женщина фактически сразу выходила за него замуж. Закон преследовал эту традицию, однако еще долгие десятилетия она продолжала существовать. Последний случай продажи жены в Англии был зафиксирован в 1913 году.

С учетом изложенного жизнь казашки XIX века при всей ее сложности предстает в несколько ином свете и позволяет усомниться в стереотипных трактовках и оценках жизни женщины кочевого общества.

(Продолжение следует).

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33