понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Господдержка бизнеса: недоступна и не эффективна

В сфере услуг занято 38 процентов занятого населения Казахстана. А это значит, развитость и доступность услуг во многом определяют качество нашей жизни. Однако опрос сотен предпринимателей показал, что карантин поставил существование их бизнеса под вопрос.

В июле этого года Первое кредитное бюро, Dasco Consulting Group и Tengri Partners, при поддержке АО «Банк ЦентрКредит» и «Просто бэк офис» запустили проект «Бежевая книга Казахстана». В период с июля по октябрь были проведены две волны опросов предпринимателей, занятых в том числе в сфере услуг. В общей сложности количество опрошенных составило 241 респондентов. Примечательно, что, если в июле-августе 2020 г. в опросе приняло участие 90 предпринимателей, то в сентябре-октябре уже 284 предпринимателя. Правда, 43 респондента не ответили ни на один вопрос. Таким образом, количество участников опроса выросла в 2.7 раза.

В июле-августе хуже всего отвечали на вопросы, связанные с господдержкой. Только 42.22% респондентов ответили на вопрос о том, получали они государственную поддержку или нет. Но доступность государственной поддержки оценили 66.67% участников опроса. При этом, эффективность господдержки оценивало меньшее число предпринимателей: 51.11%. 

Учитывая, что многие виды деятельности сферы услуг в XXI веке – это передовые технологии, определяющие будущее экономики, симптоматично, что предприниматели неохотно отвечали на вопросы, связанные уровнем технологического развития. На вопрос о способности вносить изменения в технологию ответили 56.67% опрошенных, на вопрос об уровне автоматизации и цифровизации – 66.67%.

В сентябре-октябре было не только большее число участников опроса, но и практически не было вопросов – явных аутсайдеров. Меньше всего, 81.74% респондента, ответили на вопрос о влияние нетарифных ограничений экспорта.

Надо отметить, что итоги опроса коррелируют и с статистическими трендами. Доля суммарной ВДС видов деятельности, входящих в услуги, колеблется в пределах 30% - 31% ВВП. Введенные в июле карантинные ограничения ударили по сфере услуг Казахстана: индекс физического объема сферы услуг за девять месяцев текущего года составил 98.1% к аналогичному периоду прошлого года. Сильнее всего пострадала «Профессиональная, научная и техническая деятельность» - спад составил 5.2% (9 месяцев 2020 г. к 9 месяцам 2019 г.).

Способность сферы услуг восстановится после спада важна как с точки зрения текущего состояния экономики, так и с точки зрения возможности экономического и общественного развития.

Карантинные ограничения, введенные повторно в июле, больно ударили по возможности реализовывать услуги: в июле-августе 35% опрошенных, считали, что у них ситуация с реализацией очень плохая или плохая. Это привело к ухудшению состояния финансов. В этот период 47.5% респондентов на вопрос о финансовом состоянии ответили, что оно у них отвратительное или тяжелое.

Первая реакция на ухудшение состояния финансов – это сокращение расходов. Самый доступный способ: снижение или замораживание зарплат. В июле-августе 30% опрошенных сокращали зарплаты, 52.5% оставили их без изменений и только 17.5% их увеличивали.

Смягчение карантина улучшило положение дел в сфере услуг. В сентябре-октябре уже 22.6% опрошенных оценивали ситуацию с реализацией как очень плохую или плохую. Соответственно, улучшилось, правда, не очень значительно, и финансовое состояние: уже 42.4% опрошенных ответили, что оно у них отвратительное или тяжелое. Но при этом, снизилась и доля тех, кто оценивал свое финансовое состояние как хорошее: с 17.5% в июле-августе до 6.5% в сентябре-октябре. Перераспределение долей произошло в пользу тех, кто оценивал свое финансовое состояние как приемлемое: с 35% в июле-августе до 51.1% в сентябре-октябре. Не улучшилась, а даже слегка ухудшилась ситуация с зарплатами: в сентябре-октябре 31.5% опрошенных снижали зарплаты, 58.7% оставили их без изменения и только 9.8% повышали.

Улучшение дел с реализацией и финансовым состоянием привело к росту оценок текущего состояния экономики. Если в июле-августе 75% опрошенных оценивали его как очень плохое или плохое, то в сентябре-октябре их доля снизилась до 56.8%.

Последствия вводившихся карантинных ограничений должна была смягчить помощь государства. Нельзя сказать, что государственная поддержка обошла стороной услуги. В июле-августе ее получили 38.9% давших содержательный ответ. При этом, это худший показатель среди всех отраслей. В сентябре-октябре, когда карантин смягчили, но экономика продолжала сжиматься, количество получивших государственную поддержку сократилось до 23.2%. Хуже с получением господдержки в сентябре-октябре дела обстояли только в строительстве.

Эффективность государственной поддержки оценивалась не очень высоко: если в июле-августе только 21.7% опрошенных считали, что помощь государства весьма существенна, то в сентябре-октябре таких стало уже всего лишь 6.1%.

При всей важности сферы услуг для экономики страны и доходов населения, государство не уделило ей должного внимания ни с точки зрения доступности помощи государства, ни с точки зрения ее эффективности.

Если говорить о пост-карантинном восстановление, то важными являются три фактора: готовность инвестировать, способность увеличить выпуск продукции и способность улучшить свое финансовое состояние.

В июле-августе опрос по готовности инвестировать не проводился и поэтому нет возможности оценить динамику. Говоря о сентябре-октябре, необходимо отметить, что готовность инвестировать невысокая: только 19.8% опрошенных ответили, что у них высокая или очень высокая готовность инвестировать.

Довольно мрачно выглядит картина со способностью увеличить объем оказываемых услуг. Если в июле-августе 80% опрошенных, считали, что у них есть значительные возможности по росту выпуска продукции, то в сентябре-октябре, уже после смягчения карантина, их доля сократилась до 22.2%. Но при этом, незначительно выросла доля тех, кто считал, что у них есть значительные возможности улучшить свое финансовое состояние: с 28.9% в июле-августе до 30.8% в сентябре-октябре.

Эти оценки показывают, что восстановление и последующее развитие фирм, работающих в сфере услуг, будет идти долго и сложно.

Принять участие в опросе вы можете по ссылке https://beigebook.kz.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33