воскресенье, 19 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Балхаш может повторить судьбу Арала

Брахма Челлани

Китайская стратегия лихорадочного строительства плотин и водохранилищ на транснациональных реках поставит экономики Азии перед более постоянным препятствием на пути к долгосрочному экономическому процветанию: нехваткой воды, даже после того, как они выйдут из рецессии, связанной с COVID-19. Наибольшую угрозу может представлять недавно обнародованный Китаем план строительства мегаплотины на реке Ярлунг Зангбо, более известной как Брахмапутра.

Китай доминирует на водной карте Азии благодаря аннексии родных земель этнических меньшинств, таких как богатое водой Тибетское нагорье и Синьцзян. Территориальное усиление Китая в Южно-Китайском море и Гималаях, где он нацелился даже на крошечный Бутан, сопровождалось более скрытными усилиями по присвоению водных ресурсов в транснациональных речных бассейнах – стратегия, которая не пощадила даже дружественных или послушных соседей, таких как Таиланд, Лаос, Камбоджа, Непал, Казахстан и Северная Корея. Более того, Китай без колебаний использовал свою гидрогегемонию против своих 18 соседей, расположенных ниже по течению.

Последствия были серьезными. Например, 11 мегаплотин Китая на реке Меконг, главном водном пути Юго-Восточной Азии, привели к систематическим засухам в нижнем течении реки и превратили бассейн Меконга в горячую точку с точки зрения безопасности и окружающей среды. Между тем, в большей части засушливой Центральной Азии, Китай отвел воды из рек Или и Иртыш, которые берут начало в аннексированном Китаем Синьцзяне. Отвод воды из реки Или грозит превратить казахстанское озеро Балхаш в еще одно Аральское море, которое менее чем за четыре десятилетия практически высохло.

На этом фоне, план Китая по строительству плотины Брахмапутры вблизи ее спорной - и глубоко милитаризованной – границы с Индией не должен быть сюрпризом. Китайское коммунистическое издание Huanqiu Shibao со ссылкой на статью, опубликованную в Австралии, недавно призвало правительство Индии оценить, каким образом Китай мог бы “вооружить” свой контроль над трансграничными водами и потенциально “задушить” индийскую экономику. Китай на это ответил своим мегапроектом “Брахмапутра”.

Запланированный проект мощностью 60 гигаватт, который будет интегрирован в стартующем в январе в следующий пятилетний план Китая, согласно сообщениям, превзойдет китайскую плотину Три ущелья – в настоящее время крупнейшую в мире – на реке Янцзы, вырабатывая почти в три раза больше электроэнергии. Китай достигнет этого, используя силу падения с высоты 2800 метров (3062 ярда) непосредственно перед пересечением реки границы с Индией.

То, что председатель китайской государственной корпорации Power Construction Corp Янь Чжиюн называет “исторической возможностью” для своей страны, будет иметь разрушительные последствия для Индии. Непосредственно перед переходом в Индию Брахмапутра резко огибает Гималаи, образуя самый длинный и крутой каньон в мире – вдвое глубже Американского Гранд-Каньона – вмещающий крупнейшие натуральные водные ресурсы Азии.

Опыт показывает, что предлагаемый мегапроект ставит под угрозу эти ресурсы - и соседей Китая, проживающих вниз по течению. Прошлая деятельность Китая в верховье вызвала внезапные наводнения в индийских штатах Аруначал и Химачал. Совсем недавно такая деятельность изменила воду в некогда нетронутой реке Сианг – главной артерии Брахмапутры – в грязную и серую на входе в Индию.

Около дюжины небольших или средних китайских плотин уже работают в верховьях Брахмапутры. Но мегапроект в районе каньона Брахмапутра позволит стране гораздо более эффективно управлять трансграничными потоками. Такого рода манипуляции могут усилить притязания Китая на соседний индийский штат Аруначал, который почти в три раза больше Тайваня. Учитывая, что Китай и Индия уже вовлечены в напряженное, многомесячное военное противостояние, которое началось с территориальных посягательств Китая, риски высоки.

И все же страна, которая больше всего пострадает в результате проекта строительства плотины Брахмапутра в Китае, это вовсе не Индия; это густонаселенный и дружественный Китаю Бангладеш, для которого Брахмапутра является крупнейшим источником пресной воды. Усиливающееся давление на его водоснабжение, вероятно, вызовет массовый отток беженцев в Индию, где уже проживают миллионы незаконно поселившихся бангладешцев.

Мегапроект “Брахмапутра” также равносилен пощечине Тибету, который является одним из самых биоразнообразных регионов мира и имеет глубоко укоренившуюся культуру почитания природы. Фактически, регион каньона является священной территорией для тибетцев: его главные горы, скалы и пещеры представляют собой тело их божества-хранителя, богини Дордже Пагмо, а Брахмапутра представляет собой ее позвоночник.

Если ничто из этого не является для Китая сдерживающим фактором, то им должен стать ущерб, который он наносит своему народу и перспективам. Чрезмерное перекрытие внутренних рек Китаем нанесло серьезный ущерб экосистемам, в том числе вызвав фрагментацию рек и нарушив годовой цикл паводков, что приводит к естественному заиливанию сельскохозяйственных угодий. В августе, из-за рекордного наводнения, поставившего под угрозу плотину “Три ущелья”, в зоне риска оказались около 400 миллионов китайцев. Если мегаплотина Брахмапутры рухнет – что вряд ли неправдоподобно, учитывая, что она будет построена в сейсмически активной зоне – могут погибнуть миллионы людей, живущих ниже по течению.

Великий Гималайский водораздел – это дом для тысяч ледников и источник крупнейших речных систем Азии, которые являются жизненной артерией практически для половины населения мира. Если истощение ледников продолжится – не говоря уже о том, что оно будет ускорено экологически катастрофической деятельностью Китая – Китаю не будет пощады.

Ради самого себя – и ради Азии в целом – Китай должен согласиться на институционализированное сотрудничество по транснациональным прибрежным потокам, включая меры по защите экологически уязвимых зон и соглашение не устанавливать плотины на относительно свободно протекающих реках (которые играют решающую роль в смягчении последствий изменения климата). Это потребует от Китая обуздания своего безумия по поводу плотин, прозрачности своих проектов, принятия многосторонних механизмов по урегулированию споров и заключения договоров о совместном использовании воды с соседями.

К сожалению, нет особых причин верить в то, что это произойдет. Напротив, пока у власти остается Коммунистическая партия Китая, страна, скорее всего, продолжит вести тайные войны за воду в которых нет победителей.

Брахма Челлани, профессор стратегических исследований Центра политических исследований в Нью-Дели и научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, является автором девяти книг, включая Азиатский джаггернаут, Вода: новое поле битвы в Азии и Вода, мир и Война: противостояние глобальному водному кризису.

Copyright: Project Syndicate, 2020. www.project-syndicate.org

Данный комментарий содержит карту, которую можно скачать здесь

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33