Заявление Казахского Национального Совета по вопросам космодрома Байконыр, полигонов и БЯТ
Сегодня Казахстан, занимающий 9-е место в мире по территории, на глазах превращается в зону сплошного экологического бедствия. В течение 70 лет при СССР в результате варварской эксплуатации земельных и водных ресурсов республика унаследовала Аральскую катастрофу, которая обескровила и поставила в невыносимые условия южный регион. Итогом экстенсивного освоения целины в северных областях стала эрозия обширных участков почвы. Сложная экологическая обстановка сложилась в индустриальных регионах страны на Западе Казахстана, главным образом ввиду хищнической добычи нефти, без всякого внимания к защите окружающей среды. Не менее драматическую ситуацию переживает Центральный и Восточный Казахстан в результате вредных выбросов в атмосферу угольных, металлургических, химических предприятий. Наконец, за 40 лет испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, радиации и другим формам отравления подвергся огромный край с населением 1,5 миллиона человек.
В августе 1991 года накануне обретения Независимости Казахстан добился закрытия Семипалатинского ядерного полигона. Тогда всем казалось, что мрачная страница в истории нашего народа окончательно перевернута, и Казахстан больше никогда не будет местом для опасных экспериментов в интересах чужих государств и глобальных игрищ. Ошиблись.
В новую эпоху практика хищнической эксплуатации земли продолжилась. Миилионы гектар превратились в могильники, хвостовики, склады для опасных отходов под открытым небом. Но самая плачевная картина наблюдается на арендованных Россией территориях для космодрома Байконыр и еще шести военных полигонов. Речь идет о площади сопоставимой с такой крупной державы, как Польша. Вызывает беспокойство поведение властей, которые вместо пресечения вредоносной практики, делают все, чтобы она продолжалась. Взять положение дел с пресловутыми Протонами. Официальные инстанции уверяют, что эти ракетоносители надежны и безопасны. Но факты говорят об обратном. Так, в качестве компонентов топлива для Протона используются несимметричный диметилгидразин (НДМГ, также известный как гептил) (CH3)2N2H2 и тетраоксид азота N2O4. Если сравнить с боевыми отравляющими веществами, эти компоненты относятся, согласно ГОСТ12.1.007-76 к веществам первого класса опасности.
Для одного запуска Протона расходуется в среднем 700 тонн (!) этого вещества. Но даже в случае успешного запуска ракетоносителя это несет угрозу окружающей среде. Дело в том, что при выводе ракеты на орбиту сжигается не все топливо, а остается порядка 7-10 процентов (50-70 тонн) изначального объема, которые вместе с фрагментами ракеты падают на землю. Траектория полета ракетоносителя лежит почти через половину территории Казахстана с юга-запада по направлению на северо-восток, далее через Алтай и Сибирь к Тихому океану. По данным российских источников, из-за падающих в районе Горного Алтая ступеней ракет-носителей, запускаемых с Байконура, в биоматериале 10 процентов жителей региона обнаружены следы гептила, при этом каждый пятыйимеет опухоль разной локализации. В Казахстане подобных замеров не проводится вовсе, а соответствующая статистика тщательно скрывается.
Отдельного внимания в этой связи заслуживает вопрос о якобы "надежности" Протона. С 2001 по 2015 год с космодрома Байконыр было запущено в общей сложности 90 ракетоносителей Протон (весь цинизм в том, что данный вид ракетоносителей запускается только с космодрома Байконыр. В России в связи с жесткой позицией общественности и региональных властей Протоны запрещены). Из них лишь 80 оказались удачными, а 10 потерпели аварию, то есть каждый 9-й аппарат рухнул. Это значит, что в открытую атмосферу и почву попало свыше 6 миллионов тонн гептила. Но дешевые аппараты приносят по 100 миллионов долларов за каждый пуск. При этом Казахстан получает в качестве арендной платы за Байконыр 115 миллионов долларов в год, большую часть которой Россия предоставляет в виде списанной и вышедшей из строя техники.
Если прибавить к деятельности Байконыр еще запуски ракет, применение новых видов взрывчатки, иные опасные эксперименты, которые осуществляются ВВС РФ на 6 военных полигонах в Казахстане, то масштабы катастрофы потрясают. Примечательный факт: массовая гибель сайгаков (более 150 тысяч голов) весной нынешнего года в Казахстане произошла именно в тех районах, над которыми пролегают траектории полетов российских космических и военных ракет. Более того, именно в этих районах наблюдается высокий уровень заболеваний онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, материнской и детской смертности, падежа домашнего скота, аномалии наподобие "сонной болезни" и т.д.
Теперь же в нашей республике запускается новый опасный проект - Банк ядерного топлива (БЯТ).Что представляет из себя это хранилище, почему ни одно из 200 государств в мире не пошло на такой шаг? Площадкой размещения склада выбран Ульбинский металлургический завод (УМЗ). Говорить о том, что он сулит какие-либо финансовые дивиденды не приходится. Находящийся там материал будет собственностью Международного агентства по атомной энергии - МАГАТЭ. То есть это сугубо имиджевый проект, лишенный иной составляющей.
В связи с запуском БЯТ отечественные чиновники то и дело любят проводить параллели между Казахстаном и Швейцарией. Мол, если швейцарцы – мировые хранители финансов, то мы станем мировыми хранителями ядерного топлива. Возможно, притянутые за уши ассоциации и ласкают слух отдельных «небожителей», не подозревающих что на самом деле происходит внизу. Но в случае с БЯТ напрашиваются совершенно другие ассоциации, как трагедии Чернобыля или Фукусимы. Причем, если указанные катастрофы произошли в странах, которые на тот момент имели лидирующие позиции в области ядерных технологий, то какое будущее ожидает БЯТ в Казахстане, не имеющего ни надлежащего опыта, ни кадров, остается догадываться.
Однако, генеральная установка властей – БЯТ абсолютно безопасен, все предусмотрено и находится под контролем. Верится в эти заявления с трудом.Удивляют и доводы адвокатов БЯТ типа: «На Ульбинском металлургическом заводе за 40 лет его существования было произведено тысячи тонн ядерного топлива. А потому, мол, завоз для БЯТ дополнительно 60-90 тонн низкообогащенного урана ядерно-радиационную безопасность в близлежащих районах не ухудшит. Такой циничный подход можно сравнить с диагнозом, который вместо лечения больного раком предписывает ему дополнительную порцию канцерогенов, ибо уже не повредит.
Факты же говорят о том, что исходное сырье для обогащения урана гексафторид урана характеризуется как легколетучее вещество, переходящее в газ уже при 53 градусах. При контакте с парами воды в атмосферном воздухе гексафторид образует два крайне токсичных вещества – уранилфторид и плавиковую кислоту. При отравлении гексафторидом урана у человека наблюдается поражение дыхательных путей, почек, роговицы глаз. В случае относительно высокой концентрации утечки половина пораженных людей гибнет за 30 дней. Что касается темпов распространения заразы, то по данным британских ученных при определенных погодных условиях смертельные концентрации могут установиться в радиусе минимум 32 километров от очага выброса. Для сравнения: Установленная санитарно-защитная зона УМЗ – 1 километр.
Наконец, результатом обогащения какого бы то ни было урана станут т.н. «урановые хвосты». Обычно на одну тонну конечного продукта образуется 10 тонн подобных радиоактивных отвалов. Указанное вещество требуют специального хранения и далее перевода его в более стабильное, а значит безопасное состояние. Но не только в Казахстане, даже в России, куда боле продвинутой в этих делах, нет технологии его перевода в такую форму. Это значит, что по мере неминуемого увеличения объемов урановых отвалов, экологическая обстановка будет только ухудшаться.
Для народа Казахстана, на себе познавшего все ужасы атомно-ядерных экспериментов, технологий уничтожения, вопрос об их прекращении, если не во всем мире, то на своей исконной земле, напрямую связан с выживанием. В этой связи мы ставим перед властями Казахстана следующие требования и призываемвсех неравнодушных сограждан поддержать их:
1) Требовать от российской стороны безоговорочного прекращения запусков ракет с гептилом в Казахстане. Внести в договоры между РК и РФ об аренде космодрома Байконыр пункты, которые в полной мере будут защищать права и интересы казахстанцев, проживающих на этих территориях.
2) Вся информация о запусках на/над территорией Казахстана любых ракет должна быть открытой, в местах их запуска и падения ступеней должны работать соответствующие службы, имеющие необходимое оборудование для мониторинга ситуации с загрязнением, отбора проб на местности и у населения. Государство должно обеспечить населению, находящемуся в зоне негативного воздействия, полагающиеся лечение, реабилитацию и компенсации.
3) Закрыть все иностранные военные базы и полигоны на территории Казахстана. Объявить Казахстан зоной свободной от размещения любых иностранных военных сил.
4) Свернуть деятельность Банка ядерного топлива в Казахстане как крайне опасную. Вместе с тем отказаться от идеи строительства атомных электростанций. Все высвободившиеся при этом средства направить на освоение альтернативных источников энергии, как Солнце и ветер.
5) Провести тщательную проверку всех без исключения промышленных объектов в Казахстане на предмет загрязнения ими окружающей среды. На основе полученных данных не ограничиваться наложением штрафов. При этом навести порядок и обеспечить прозрачность с использованием экологических штрафов. Необходимо установить конкретные сроки для доведения указанными предприятиями работ по очистке вредных выбросов до мировых стандартов. В противном случае закрыть вредные предприятия, все вытекающие из этого социальные обязательства перед трудовыми коллективами должны нести владельцы указанных объектов.
6) Составить подробную экологическую карту Казахстана с указанием степени и типа загрязненности атмосферы, почвы, рек, водоемов и грунтовых вод. Граждане Казахстана должны и имеют право знать, какой опасности и по чьей вине подвергается их здоровье.
7) Создать при Правительстве независимую общественную комиссию с полномочиями центрального государственного органа для оперативного мониторинга и контроля за экологической ситуацией в Казахстане, а также своевременного решения возникающих проблем. В комиссию должны войти независимые экологи, общественные деятели, представители научных кругов, а также члены Казахского Национального Совета.