четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мажилис о создании Комитета по правам человека: «Мы не против, но мы против»

Exclusive.kz писал о предложении юриста Мереке Габдуалиева создать в мажилисе комитет по правам человека. 22 января президент ОФ «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина направила второе письмо в Мажилис на эту тему. Однако в Палате, похоже, не понимают инициативы гражданского общества. Вот какой ответ получила ответ от депутата Снежанны Имашевой.

Депутат правозащитнице: «Для расширения полномочий мажилиса нужны изменения в Конституцию»

«В соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 1997 года № 17/2 установлено, что статьи 53, 54, 55, 56 и 57 Конституции Республики Казахстан устанавливают исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его Палат. Расширение полномочий Парламента и его Палат, возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 91 Конституции», - пишет Имашева.

Также она информирует, что депутатские объединения Мажилиса Парламента создаются для выражения интересов политических партий и совместного осуществления полномочий депутатов.

«Все постоянные комитеты Мажилиса, а также депутатские объединения постоянно взаимодействуют с Уполномоченными по правам человека и Комиссией по правам человека при Президенте Республики Казахстан по вопросам, связанным с правами человека. Вместе с тем, любые обращения, в том числе и связанные с нарушением прав граждан, рассматриваются всеми депутатами на предмет необходимости внесения изменений в действующее законодательство, а в остальных случаях передаются для рассмотрения в уполномоченные государственные органы. Тем самым интересы казахстанских граждан, в том числе в части защиты прав человека, реализуются через законотворческую деятельность Парламента Республики Казахстан, на постоянной основе», - заключила парламентарий.

В переводе с канцелярского языка это означает: «В вашей просьбе отказано».

Правозащитница мажилису: «Комитет по правам человека мог бы системно принимать жалобы населения»

Вместе с тем, Торегожина предлагала несколько вариантов по созданию структуры по правам человека. 27 января она направила письмо председателю Мажилиса Нурлану Нигматулину, в котором напомнила, что ранее уже вопрос о создании комитета по правам человека в мажилисе обсуждался, и предлагалось рассмотреть его в новом созыве Палаты.

«(…) Комитет по правам человека мог бы принимать жалобы таких категорий населения и системно работать с резонансными событиями, чтобы не отвлекать депутатов от их текущей деятельности. В ходе бесед с депутатами мажилиса также возникли идеи по созданию структуры по правам человека не обязательно в виде комитета, так как уже есть семь действующих комитетов. Варианты такие:

  1. Реформирование одного из комитетов: например, комитета по экологии в комитет по экологии и правам человека. Либо комитет по судебной реформе и законодательству в комитет по судебной реформе и правам человека.
  2. Подкомитет по правам человека в составе одного из действующих комитетов.
  3. Депутатская группа по правам человека.
  4. Группа по правам человека при фракции «Нур Отан».
  5. Межфракционная комиссия по правам человека.

Для нас, правозащитников, не принципиальна форма, а принципиально содержание. Главное, чтобы работа по правам человека в Мажилисе была систематической», - писала правозащитница.

Что имела в виду депутат?

Таким образом, возникает вопрос, что имела в виду депутат Имашева, отмечая, что расширение полномочий парламента и его палат возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию РК. В мажилисе не хотят принимать жалобы населения, потому что это не входит в его полномочия? Или там не желают системно работать с резонансными событиями, так как это будет считаться расширением полномочий Палаты? Эти вопросы мы направили депутату Имашевой.

Мы приводим нашу переписку в мессенджере WhatsApp, где депутат Имашева ответила на наши вопросы:

– В ответе Торегожиной Вы пишете: "Расширение полномочий Парламента и его Палат, возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 91 Конституции". Но Торегожина писала о том, что "Комитет по правам человека мог бы принимать жалобы таких категорий населения и системно работать с резонансными событиями, чтобы не отвлекать депутатов от их текущей деятельности". Я правильно понял, что принятие жалоб населения не входит в полномочия Мажилиса?

Наоборот жалобы населения и не только все комитеты рассматривают каждый день, по резонансным событиям принимаются новые законы.

– А к чему тогда в ответе сказано о расширении полномочий Парламента?

Вы хотите, чтобы отдельный комитет занимался только жалобами по правам человека?

– Было предложено несколько вариантов: к одному из комитетов присоединить тему прав человека, либо создать подкомитет, либо депутатскую группу. Чтобы в Мажилисе было, к кому обращаться на постоянной основе. Например, по беженцам из Китая. По арестам митингующих, по политзаключенным и т.д. Такой комитет мог бы давать свои заключения по проектам законов в той части, где могут нарушаются ли права человека в случае принятия соответствующей нормы.

Основная роль Палаты – издание законов. Пример – реакция на резонанс многодетных матерей, требовавших жилье – изменился закон «О жилищных отношениях», многодетным выделена отдельная очередь. Это (беженцы из Китая – ред.) вопросы международного комитета и комитета по законодательству, они с ними работают постоянно. Все комитеты итак дают свои заключения ко всем проектам законов

– Но ведь Президент сказал, что права человека для него приоритет. Но по этой теме нет комитета в Мажилисе. Есть аграрка, оборона и т.д. Но нет именно прав человека. Почему? Может Вы подумали, что мы просим 8-ой комитет?

Я вам в письме ответила, изучите внимательно, для чего создаются комитеты.   

– Хорошо. Но я не понял, зачем сказано о расширении полномочий Парламента. Можете объяснить?   

Парламент издаёт законы, связанные с реализацией основных базовых прав человека: право на жизнь, на охрану здоровья, на труд, на образование и т.д.       

– Это понятно. Не понятно, почему Вы против создания такого комитета в составе Мажилиса?

Я не против, мы и так всем этим занимаемся, ежедневно.

Торегожина: «Депутаты не хотят заниматься правами человека, как нужно»

Тем не менее, Бахытжан Торегожина намерена продолжить попытки по созданию структуры по правам человека в Мажилисе. Exclusive.kz она заявила, что депутаты «просто не хотят заниматься правами человека так, как нужно заниматься».

«Они прекрасно понимают, что, если создадут такую структуру, сейчас все двинутся в Парламент, а им нечего будет ответить, поскольку у них нет ни полномочий, ни возможностей. Вернее, все это есть, но они просто не хотят работать, а хотят сидеть и бездельничать», - считает правозащитница.

Как выяснил Exclusive.kz, в мажилисе и сенате разное количество профильных комитетов. Семь комитетов в нижней Палате Парламента и шесть – в верхней. Оказывается, раздельные в мажилисе комитеты по аграрными делам и природопользованию в сенате объединены в один – комитет по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий. Может быть, мажилисменам нужно последовать примеру сенаторов, а на месте вакансии создать комитет по правам человека? Тем более, что и аграрный, и экологический комитеты мажилиса возглавляют депутаты от так называемой «парламентской оппозиции». «Ак жолу» и НПК наверняка будет легче договориться, кто из них возглавит аграрно-экологический комитет, а кто – по правам человека. Не будем также забывать, что в своем Послании народу Президент Токаев назвал сферу прав человека приоритетом.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33