суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Европейская культура – для аристократии, культура кочевников – для всего народа

Оставим за рамками разговора спор о различиях между дефинициями «культура» и «цивилизация», а также дискуссию о подходах к определению цивилизации, поскольку за пару последних веков были предложены десятки концепций, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Гораздо продуктивнее обратиться к тем элементам, которые составляют духовные и материальные ценности, воплощенные в культуре. Это позволит нам понять, как и какое влияние культурные маркеры и традиции оказывают на тот или иной путь развития цивилизации, а также не только увидеть истоки проблем, с которыми сегодня сталкивается западная цивилизация, но и найти ответы на многочисленные вызовы. В этом свете для нас представляет интерес включенность кочевой культуры в систему мировой и то значение, которое обретают ее ценности в ХХI веке.

Новости по теме

Казахская элита застряла между этажами цивилизаций

19.03.2021 19:03
Создать современный Казахстан без опоры на национальную культуру – это гарантия деградации

12.03.2021 19:03
Можно ли назвать модернизацией то, что произошло с кочевниками в ХХ веке?

09.03.2021 12:03
Кочевники - создатели идеальной модели управления 

26.02.2021 19:02
Казахстан: навязанный феодализм и внедряемый неофеодализм

19.02.2021 21:02
Номады сформировались как нации гораздо раньше оседлых народов

12.02.2021 14:02
Религии объединяли кочевников, а не разделяли их 

05.02.2021 20:02
Комплекс жертвы формирует у казахов роль жертвы

22.01.2021 19:01
Легенды и тайны «поднятой целины»

25.12.2020 20:12
«Подарки» СССР, от которых казахи не могли отказаться

25.12.2020 11:12
Кем и для кого строились города в Казахстане?

11.12.2020 18:12
Правда о том, кто на самом деле поднимал казахам промышленность

04.12.2020 19:12
Почему в степи не существовало проституции

27.11.2020 11:11
Оклеветанная барымта -  институт медиации кочевников

20.11.2020 19:11
Как избираемые народом бии превратились в назначаемых судей

13.11.2020 19:11
Миф о казахском бае: эксплуататор или защитник интересов народа?

30.10.2020 19:10
Миф о «бедных» кочевниках

23.10.2020 20:10

Не следует вооружаться оценочными суждениями, поскольку речь не идет о том, что лучше/хуже, прогрессивно/архаично. Более важным представляется попытка увидеть происходящие процессы не с высоты нашего времени, а в историческом контексте и с точки зрения законов диалектики.

Кочевники сыграли значительную роль в формировании политических границ, разрушении, создании и модернизации государств и их политического устройства, выступили посредниками в культурных обменах между оседлыми обществами, обеспечив доступ к технологическим инновациям. Оседлые перенимали у кочевников вооружение, сбрую, седла, украшения, одежду, атрибуты рыцарства, политические и экономические традиции (дипломатия, перепись населения, система налогов), а также то, что было связано с путем (организация таможни, почтового сообщения и др.). В некоторые исторические периоды система поведенческих норм номадов была принята определенными слоями оседлого общества. Однако мировоззрение номадов, то, чем были детерминированы их культурные, духовные и материальные, ценности, во многом оставалось закрытым для оседлого мира.

Прежде всего следует отметить, что культура номадов распространялась не только на элиты, но на весь народ. Номады – хан, бий, бай, рядовой скотовод – существовали в рамках единой культуры, говорили на одном языке, соблюдали одни и те же обычаи и традиции, придерживались одной системы нравственных ценностей, были одинаково восприимчивы к музыке, поэтическому слову жырау и акынов.

Европейские же народы прошли долгий путь приобщения всего этноса к единой культуре, а формирование национальных языков заняло многовековой период. Так, многие культурные традиции, освоенные рыцарями после столетий крестовых походов, не стали достоянием большинства, а закрепились в качестве признаков отличия формирующейся аристократии от плебса. Оседлые демонстрируют приверженность иерархической системе – культура только для элит. Это важный момент, который окажет влияние на продолжительность процесса формирования европейских наций, а позже определит характер взаимоотношений с другими народами.

Подобное разделение, культурный разрыв между элитой и народом был присущ европейцам долгие века, фактически до новейшего времени. Исключение составляет т.н. золотой век Перикла, когда все свободные граждане Афин законодательно обеспечивались возможностью посещать театр, а мужчины – правом принимать участие в политической жизни. В Древнем Риме культура стала носить элитарный характер. Это – следствие имперского устройства, которое позволяло римлянам занимать особое положение и иметь особые права. Для них создавалась элитарная культура, они отличали себя от плебса большей образованностью и культурой.

Номады создали свою духовную и материальную культуру, передавали каждому следующему поколению свой язык, взгляд на мир, накопленные знания, традиции, законы, ценности, навыки кочевой жизни. Рассмотрим ряд важных составляющих культуры – язык (и письменность), философия, религия, тип хозяйственной деятельности, общественное устройство – и сопоставим их отличия в кочевой и оседлой культурах. Это, во-первых, позволит увидеть слабые места западного (оседлого) цивилизационного пути, во-вторых, продемонстрирует тот факт, что западная цивилизация, пройдя многовековое развитие, кружным путем пришла к ценностям, которых придерживались номады.

Начнем с языка как важного маркера любой культуры. Тюркские языки имеют долгую непрерывную историю своего существования. Древнетюркские надписи (порядка 300 памятников), найденные при раскопках и датируемые V в. до н.э. (Иссыкское письмо), VIII в. (надписи Кюль-Тегина, Бильге-кагана, Тоньюкука), IX в. («Ырк Битиг»), XI в. («Кутадгу Билиг»), XIV в. («Кодекс Куманикус») и др., звучат понятно для нынешних носителей тюркских языков. Менялась письменность (руника или древнетюркская письменность, согдийское письмо, арабица, латиница), существовали наречия, но в основе своей язык сохранялся.

В период Зрелого средневековья на кыпчакском, т.е. тюркском, языке разговаривали на Западе и Востоке. Он был одним из самых распространенных в мире языков и выполнял функцию международного. Это был язык пути, торговли, дипломатии, язык новых знаний о мире. Его учили купцы, послы, путешественники, потому что этот язык гарантировал возможность быть понятым, торговать, общаться на огромной территории, которую населяли и контролировали кочевники. Его роль заметно возросла в период расцвета Золотой Орды. Его изучали в школах для подготовки переводчиков, в странах, связанных торговлей по Шелковому пути, создавались словари.

В этот период европейские языки как национальные только начинают формироваться. В Англии народ говорил на разных диалектах, а знать – на норманно-французском (почти 3 века). Английский язык, созданный на основе кокни и впитавший латинскую, норманнскую, скандинавскую, германскую лексику, стал формироваться в XIV-XV вв. (судопроизводство, образование, законы). Широкое распространение он получает лишь с развитием книгопечатания, благодаря чему создается нормативный английский язык. Во Франции в период раннего средневековья старофранцузский язык складывался на основе разговорного латинского языка. Сильное влияние латыни, языка церкви и образованных людей того периода, сделало его популярным в придворных кругах европейской знати. Формирование современного французского языка как государственного, а также языка науки и литературы происходит в XVI в., когда начинает вытесняться латынь. А в 1635 г. была создана Французская академия, в стенах которой создавался нормативный французский язык.

Современный немецкий язык начинает складываться на основе одного из диалектов как литературный язык в XVI-XVII вв., однако еще в XVIII в. единого немецкого языка не существовало. В многочисленных графствах, курфюршествах говорили на десятках диалектах. Нормативный общегерманский язык начал складываться на рубеже XVIII-XIX вв. Разговорный русский язык начал складываться XVII-XVIII вв., а нормативный литературный благодаря творчеству писателей и поэтов – в XVIII-XIX вв. Дворяне же до середины XIX в. говорила преимущественно на немецком, французском или английском языках.

Столь продолжительный период формирования национальных языков, а также та граница, которая значительное время разделяла аристократию и народ, отразился и на процессе долгого складывания европейских наций. Наличие единого национального языка – принципиально важный фактор в вопросе формирования нации. Неслучайно М. Маклюэн в качестве определяющего признака своей концепции развития цивилизации избрал формы существования языка: устная эпоха, эпоха письменности, эпоха печатного станка (здесь – все остальные формы тиражирование информации: радио, ТВ, интернет).

Каким образом письменность и книгопечатание повлияли на развитие культур? Для оседлых распространение письменности и книг открывало путь к знаниям, окно в широкий неизведанный мир. Однако в период раннего Средневековья книги были доступны только в монастырях, там же можно было получить образование. Владением грамотой не могли похвастать не только простолюдины, но и представители аристократии. Оседлый образ жизни ограничивал представления людей о мире. Так, например, в конце XI в., отправляясь в крестовый поход, крестьяне пускали впереди себя гуся, чтобы он указал направление пути, а дойдя до города, спрашивали, не в Иерусалим ли они пришли. Это – свидетельство о представлениях оседлых о географии и расстояниях. Их знания о мире значительно расширятся в период крестовых походов, позже новые сведения станут поступать от купцов, отправляющихся в дальние края, и, наконец, начнут пополняться благодаря тем, кто превратится в новых кочевников – мореплавателей. Мореплавание воплотило новую мобильность. Оседлый мир становился кочевым.

Именно в пути кочевники добывали информацию о мире, лежащем далеко за пределами их владений. Они уже многие века владели навыками ориентирования по звездам, что значительно позже освоят европейцы и тогда начнут кочевать по морям. Высокая мобильность номадов обеспечивала их знаниями о самых разных народах и культурах. По сути, кочевники осуществили информационную революцию, перенося сведения о мире, достижениях в разные части материка; они же практиковали приглашения ученых из разных стран в свои города, создавали школы для сыновей чиновников; внедряли, говоря современным языком, идеи космополитизма и глобализации.

Широкое использование книгопечатания позволило реализовать вторую информационную революцию. И если кочевники распространяли информацию на дальние расстояния и благодаря своей мобильности обеспечивали скорость ее передачи, то книгопечатание позволило распространять информацию вширь, делая ее доступной для все более значительного количества людей. В эпоху Возрождения осуществлялись попытки приобщить к знаниям простолюдинов посредством перехода с латыни на народные языки. Следующая попытка – в эпоху Просвещения – нашла выражение в популяризации образования, и этому во многом способствовала доступная по цене печатная книга.

В кочевом мире книги и библиотеки были сосредоточены в крупных городах и, следовательно, недоступны значительному числу тех, кто вел кочевой или полукочевой образ жизни. Если необходимые знания европейцы получали из книг, то знания, необходимые для номадов, как и до распространения книгопечатания, были им доступны в прежнем формате. Кочевники успешно передавали из поколения в поколение необходимые для жизни знания и навыки, а именно умение «читать» природу и небо, разбираться в анатомии (селекция, лечение) и ботанике, знание истории, повадок зверей и птиц, владение ремеслами и языками соседей и т.д. Новые знания о мире, народах, культурах номады получал благодаря пути. Образование, получаемое кочевником, носило ярко выраженный прикладной характер и позволяло быть успешным в его жизнедеятельности. При этом многовековое функционирование нормативного языка позволяло воспринимать сложную метафоричность художественного языка, а широкое распространение музыкальной культуры – ценить исполнительское мастерство.

Отсутствие у номадов широкой практики использования письма предопределило сохранение значения и силы устного слова. Устное слово заменяло договоры, закрепление которых на бумаге не требовалось, потому что слову человека верили, и слово неизменно держалось. В кочевом обществе долгое время сохранялось доверие к слову, будь то принесенная весть или сведения о произошедшем, свидетельство в суде или простое обещание. Носителю информации – жырау, аксакалам, акынам, шежирешi, рядовому скотоводу, охотнику – доверяли, и этим доверием не злоупотребляли. У номадов слово было персонифицировано, и потому слову доверяли так, как доверяли лично человеку. В Степи человек за слово отвечал своим именем. Отсюда поражающая путешественников доверчивость, бесхитростность и прямодушие казахов-кочевников.

Написанному верили тем более, поскольку у кочевников были только самые важные печатные книги или записи велись преимущественно того, что имело большое значение. Эта золотая пора правды завершилась с началом колонизации Степи, а по-настоящему сокрушительный удар (цензура, искажения, сокрытия, манипуляции, пропаганда и пр.), от которого мы до сих пор не избавились, нанесли большевики. Так, кочевники потеряли шанс поступательно развиваться в соответствии и с сохранением своих культурных маркеров, и оказались перед теми же проблемами, что и европейская цивилизация.

Что мы имеем сегодня? Слово в коме. Представители власти не говорят Слово, они читают по бумаге текст, написанный чьей-то рукой, послушной чьей-то волей. Многие научились говорить не то, что думают, а то, что требуется в тот или иной момент. Другие научились глотать слова, чтобы не вырвалась правда. Слово покупают и продают, как на базаре. Оплачивают из нашего кармана. А еще занимаются пропагандой, цензурой, популизмом, манипуляциями, откровенно лгут. Слово покрылось коростой лжи. Настоящее слово под запретом, заточено: аксакалам не дают говорить, правдолюбов преследуют. Айтыс, в котором сливается слово и правда, методично убивают, потому что это просвещение, открытый спор, борьба идей и мнений, обнаженная правда жизни, вызов оппоненту быть предельно откровенным и честным. Без всего перечисленного айтыс мертв. Лишь когда возродится айтыс, можно будет поверить, что у нас свобода слова и правда возвращаются…

Насколько логичным является тот вызов, перед которым мир оказался в информационную эпоху? Оседлый мир в раннее и зрелое Средневековье, когда формировалась его культурная парадигма, ограничивал доступ к знаниям (монастыри), использовал цензуру, преследуя авторов и запрещая «вредные» книги. Наряду с этим практиковалась манипуляция информацией для формирования определенных знаний и, шире, картины мира. Церковь подавала информацию избирательно и навязывала свои трактовки, преследуя собственные цели (после глубокого и полного прочтения Библии и перевода ее на национальные языки грянет реформация). Были и другие причины искажения и объяснения действительности – отсутствие объективной информации, отчасти ментальность оседлого человека, что объясняет формирование и устойчивость европоцентристского взгляда на мир. Последствия этих «традиций» продемонстрировало дальнейшее увеличение каналов трансляции информации. С распространением в Европе в последней трети XIX-ХХ вв. всеобщей грамотности СМИ все больше становились орудием власти. Возможности тиражирования информации посредством газет, радио, ТВ значительно увеличило возможности пропаганды и манипуляций. Во второй половине ХХ в. это привело к недоверию массового читателя, слушателя, зрителя. Слово становилось все больше обезличенным, за ним не стоял человек со своими взглядами, мнением, которому можно было доверять или не доверять.

В XXI в. интернет стал источником альтернативной информации. Обнаружилось, что конкретному человеку и его слову доверяют больше, чем традиционным, даже достаточно авторитетным СМИ. Отдельный человек может иметь гораздо более широкую аудиторию, чем газета или ТВ-канал. Это – показатель востребованности т.н. новой искренности в потоке обезличенных, тенденциозных, а иногда и откровенно лживых слов.

Соцсети уже тоже поражены болезнью лжи, пропаганды, манипулирования. Для получения достоверной информации людям сегодня требуется умение самому добывать информацию, сопоставлять, сравнивать факты из множества источников, соотносить их с окружающей реальной действительностью. Это – новая мобильность, теперь по просторам интернета. Прямая связь с миром без посредника в виде ТВ, информационного сайта, где информация уже отобрана, отфильтрована, уложена в нужную упаковку. Кто мобилен и не довольствуется информацией, которую ему поднесли в уже обработанном виде, кто пускается в самостоятельный путь в поиске знания, тот имеет шанс на получение объективной информации.

Если еще недавно мы стремились к широкому охвату информации, то теперь мы должны научиться выбирать нужное в ее стремительно увеличивающемся потоке. Значит, искать тех, чьей информации можно доверять, и это не столько СМИ, сколько конкретные люди. Мы вновь обращаемся к человеку, который несет ответственность за свои слова. Значит, рано или поздно освободим информационный мир от лжи, фальсификаций и пропаганды.

(Продолжение следует).

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33