понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сколько стоит кресло директора школы?

Место директора школы стоит от 15 до 25 тысяч долларов, а учителя – от 700 тыс. до 1,5 млн. тенге. Но доказать это невозможно. Те, кто против поборов, рискуют остаться без работы.

Продуманный «дефицит» кадров

Генеральный директор частной школы «Дана» Рената Толегенова опубликовала в Фейсбуке пост о том, сколько стоит в Алматы устроиться учителем в школу.

«Вчера на собеседование на должность ассистента педагога пришла молодая девушка – свежеиспеченный учитель начальных классов с дипломом выпуска 2020 года. Красивая, уверенная в себе, с грамотной речью и хорошей дикцией, отлично владеющая казахским и русским языками… Словом, находка для школы.

На вопрос «Почему же вы до сих пор не трудоустроены?», девушка бесхитростно ответила: «Я хотела работать именно в школе. Но зашла в одной из них попросили 200 тысяч тенге за трудоустройство на должность учителя начальных классов, в другой - 250, в третьей – 300 тысяч... Так я обошла 8 школ, везде просили примерно столько же за «входной билет». Но у меня не было таких денег, да и не хотела я платить. Думала, что для меня оценят и без денег. Но таких школ в Алматы не оказалось, и я устроилась на работу не по специальности…»

Еще одна история связана с поисками в нашу школу педагога по физкультуре. При «Дане» работает несколько спортивных кружков. Я подумала про одного из наших тренеров по восточным единоборствам: «А не пригласить ли его на эту должность? На тренировках отличная дисциплина, все дети активно работают, у их наставника чувствуется организаторская жилка». На предложение о работе я услышала от молодого тренера: «Апай, я же там, где сейчас работаю (в государственной школе), 150 тысяч входных заплатил… Теперь даже и не знаю. Как-то жалко уходить» (?!). Занавес.

– Меня и тот, и другой случай не то что возмутил, а испугал. Ведь, значит, это стало повсеместной тенденцией, - говорит Рената Толегенова. - И я попросила учителей написать в личных сообщениях – не приходилось ли им сталкиваться с этим? У многих из них был ведь опыт работы в государственных школах и структурах. Пятеро из 45 педагогов ответили утвердительно. Мой HR –менеджер сказала, что некоторые из тех, кого мы приняли на работу, подходили к ней с вопросом, сколько они должны заплатить за это. А ведь это мы за учителями должны бегать, а не они за нами, да еще и платить нам. В Алматы еще более или менее, но наши коллеги из частных школ Нур-Султана говорят, что у них ощущается жуткая нехватка педкадров, и они готовы забрать с руками и ногами любого толкового учителя. Но при этом, сказали они, во всех государственных школах, особенно в сельской местности, нужно платить за место. Сейчас на фоне растущих зарплат (к 2022 году должностные оклады учителей вырастут на 50%) оно становится еще более привлекательным и дорогим.

Когда я прочитала комментарии к своему посту, то шок у меня был еще бОльшим. В Туркестанской области и в Шымкенте учительское место стоит от 700 тысяч до 1,5 млн. тенге. Люди пишут, что берут кредиты, чтобы устроиться на работу в школу.

Я и раньше слышала об этом, но лично с этой ситуацией не сталкивалась. После разговора с девушкой, которая в силу своей молодости рассказала все, как есть (хотела, но не могла устроиться, потому что не могла заплатить), я переговорила со своими педагогами. Оказывается, даже за распределение часов (чтобы была, допустим, максимальная нагрузка - 27 часов в неделю) нужно платить. По их словам, это уже не остановить: все поставлено на поток и те, кто берет мзду, так просто от нее не откажутся.

Один наш педагог сказала, что не знает ни одного директора, который получил бы это место благодаря своим заслугам и способностям. Они все платили за кресла. Она призналась, что ей самой предлагали его за $10 тыс. Сейчас, сказали мне, тарифы выросли – должность директора в алматинских гимназиях или лицеях стоит $20-25 тыс., и $10-15 тыс. - в обычной общеобразовательной школе.

Сколько может это продолжаться?! Сколько мы еще будем плакать и ныть, что у нас жуткий дефицит педагогических кадров?! Может, стоит задуматься, почему часть свежеиспеченной дипломированной молодежи из педагогических ВУЗов не идут работать по профессии?! Кто в этом виноват?!

Директорский оброк

– Это правда – надо платить входные, чтобы закрепиться в школе, - подтвердила знакомая учительница на условиях анонимности. - Далеко не будем ходить – моя одноклассница, тоже учительница, устроилась в простую школу в поселке под Алматы. Ей там намекали-намекали, что нужно заплатить, а она все не понимала и не понимала. Летом прошлого года ей сказали открытым текстом - или давай 150 тысяч, или освобождай место. Что делать? Пришлось отсчитать завучу часть отпускных для директора.

Не хочется верить в это, но так, видимо, везде. Вот как я лично устроилась в свою школу? Директор должна была вести казахский язык в параллельной группе, но за нее ее часы отрабатывала я: полгода вела уроки полным классом. В итоге отдала почти полмиллиона. Лет 20 назад такого не было, я устраивалась в школу без всяких денег. А сейчас, чтобы получить хорошую нагрузку, надо расшаркиваться перед директором, глаза при разговоре с ней надо опускать, не спорить, свое мнение не высказывать. Воспитания при этом у нашего директора – ноль. При детях может иной раз отчитать так, что те начинают нас жалеть. За глаза старшеклассники называют директрису «девушкой с Бродвея» за наклеенные ресницы, вечерний макияж с блестками и высоченные каблуки. Вот вам смешно, а мне не до смеха. Помимо обычных подарков, перед каждым праздником по списку собираем деньги для нее (минимально две тысячи, максимально - пять, а школа большая – больше ста человек). В прошлом учебном году с каждого из нас собрали по $100 – взятку представителю комиссии, осуществлявшей финансовый контроль за школами Алматы. Сказали, не хотите сдавать, тогда каждый будет оплачивать индивидуально - за каждый «косяк» будем удерживать с зарплаты. Сейчас стало еще хуже. Разным проверяющим «бабки рубить» больше негде – многие предприятия простаивают. Вот мы, бюджетники – учителя и медики - и отдуваемся за всех.

Комментарий представителя Казахской Лиги экспертов в сфере образования:

Специалисты этого профессионального сообщества подтверждают, что такая практика – покупка рабочих мест и часов – распространена во многих областях Казахстана, особенно на юге республики. Но учителя, обращаясь к ним за защитой, соглашаются говорить об этом только на условиях анонимности. Открытые заявления иногда делают только те, кто уже в системе не работает

– Во-первых, наши учителя юридически безграмотны, а во-вторых, они просто боятся, - сказала вице-президент Лиги Наталья Дрейт. - Система выстроена таким образом, чтобы они не могли даже рот раскрыть. Здесь я встану на сторону МОН. Наше профильное ведомство все-таки предпринимает какие-то шаги, чтобы искоренить вымогательство денег с учителей, но когда нет доказательств, то и оно ничего не может сделать. А как их предоставить, даже если сильно захотеть? Обвеситься «жучками» и потайными камерами, чтобы предоставить факты?

Если учитель где-то обмолвится, что с него вымогали, но доказать не сможет, то потом этот директор позвонит другому директору, тот – третьему, и все будут знать, что такого-то учителя брать на работу нельзя: может подставить. В общем, это палка о двух концах. Что делать? Я не знаю.
Фото из открытых источников.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33