Арман Сейтмамыт: «Главное для нас – оперативность и объективность…»
Одному из самых популярных казахстанских телеканалов -«24.kz» исполнилось 3 года. За это сравнительно небольшое время он сумел обрести собственную аудиторию, авторитет и уважение среди профессионалов эфира. О том, как это удалось коллективу, какие у телеканала задачи и перспективы, мы узнали из беседы с его директором, Арманом Сейтмамытом:
- Три года работы для нового телеканала - это период становления. Но за это время канал стал узнаваемым, его с интересом смотрят зрители. Как вы думаете: в чем причина успеха канала?
- Сегодня уже с уверенностью можно говорить, что канал состоялся. А причиной успеха была, на мой взгляд, правильно выбранная стратегия развития. До появления канала «24KZ» на телевизионном рынке Казахстана, в стране не было чисто информационного канала. Мы были первые. И мы стали первыми, кто работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, без выходных, без праздников. У нас новости выходят и в субботу, и в воскресенье, 31 декабря и 1 января и.т.д. В любое время любой человек, который включит телевизор и захочет узнать, что происходит в стране и в мире, может в течении получаса посмотрев наш информационный выпуск, и узнать это. Кроме того, у нас есть такая полезная вещь, которая называется «бегущая строка», она позволяет очень оперативно давать информацию, даже во время 15-ти минутного перерыва между новостями. Самое главное условие, которое мы ставим перед корреспондентами - это оперативность. В идеале мы позиционируем себя как информационное агентство в телевизионном формате. Если где-то что-то произошло - мы максимально стараемся, чтобы информация об этом первой появилась на нашем канале. В начале, если даже нет видеоматериала, мы размещаем информацию в «бегущую строку», на сайт. Но потом мы, конечно, пытаемся предоставить картинку события. На сайте канала также размещается ежедневно самая свежая сводка новостей.
-Что представляет собой ваша аудитория, кто вас смотрит?
- Наш зритель — это люди самостоятельные, уже состоявшиеся. Кроме того, те, кто активно интересуются всеми жизненными вопросами, политикой, экономикой, например – молодежь, студенты, интеллигенция. Возрастная категория – от 20 лет и выше. Мы в основном ориентируемся на активных, энергичных людей, которые получили высшее образование, работают. Это те, кому интересно то, что происходит в стране и в мире.
- Помимо новостей вы большой упор делаете на программы. Скажите, какие программы выходят на вашем канале?
- Мы смело можем говорить, что мы единственный телеканал со стопроцентным отечественным контентом. Все, что мы выпускаем в эфир - это наше, казахстанское производство. Мы не покупаем никаких сериалов, шоу-программ. И мы этим гордимся, потому что мы вначале думали, что это будет сложно, непривычно зрителю. Но, как оказалось, это очень даже возможно. Сейчас уже прошло три года с момента нашего открытия, и с тех пор на казахстанском рынке появились очень много продакшн - компаний, производящих телевизионные программы. И сейчас предложений у нас много.
Мы от них требуем одно: чтобы их продукция была информационно-познавательной. Программа всегда должна нести полезную информацию. Наш зритель ждет именно этого.
- А какие программы наиболее популярны?
- У нас все программы хорошие. Плохая программа у нас в эфир просто не попадает, потому что, прежде чем выйти в свет, эта программа должна пройти через очень много фильтров и должна доказать свою необходимость и качественность. Трудно выделить какую-то особенно, они все хорошие и у каждой есть свой зритель.
Но есть, к примеру, программа, которую для нас производят - «Большие города»/ «Дархан дала» - она получила недавно президентский грант. Можно отметить программу «Интервью» - это наше собственное производство. Она очень популярна, на сайте www.24.kz, ее чаще всего просматривают. Одна из немногих программ, которая выходит в прямом эфире.
- Как вы думаете, за счет чего растет популярность канала?
- Вы знаете, новости, как телевизионный продукт, имеют свою специфику. Сегодня любой телеканал включаешь - я не буду называть – там показывают очень много негативных вещей. Одну и ту же новость можно показать с разных сторон. Кто-то увидел одно, кто-то другое, у каждого телеканала есть своя линия. Мы требуем от наших корреспондентов объективности. Мы не говорим им: ты сам, как личность, не должен через себя все это пропускать и твое отношение к этому событию или явлению не должно быть в материале. Но ты должен быть объективным, говорить и показывать правдиво. Выводы зритель должен делать сам. Мы не должны навязывать никому из зрителей свое мнение. Может быть, поэтому нас смотрят.
Эфирная политика информационного канала сформирована по принципу «новости каждые полчаса», и за счет частых выпусков новостей мы можем дать зрителям больший объем информации.
- Расскажите о вашей команде, о тех людях, которые работают на «24KZ»?
- Когда мы только открывались, мы искали корреспондентов. Этот сложный этап мы, к счастью, прошли легко. К нам пришли молодые, активные ребята, те, которые закончили вузы и другие, которые работали в регионах. Конечно, каждый из них проходил свой этап проверки на профессионализм, своеобразный «кастинг». Коллектив у нас молодой, но уже, можно сказать, состоявшийся. Именно благодаря слаженной работе дружного и профессионального коллектива мы уже провели несколько важных мероприятий, одно из самых определяющих для жизни нашего коллектива - выборы Президента, которые прошли весной. Ни один казахстанский телеканал не сделал столько материалов по этой теме, сколько выпустили в эфир мы. Прямые включения, с 7 утра до 3 ночи. Выпуски в режиме «нон-стоп» из регионов, из Алматы, Астаны, потом включались все наши корреспондентские пункты за рубежом. Они тоже рассказывали, в каком посольстве и сколько граждан наших проголосовали. Мы были в тот день рекордсменами. Поэтому можно говорить, что наш коллектив уже состоялся, и мы готовы брать любые новые высоты. Я сейчас говорю не только про работу корреспондентов, режиссеров - вообще про всех. Телевидение — это командная работа. Зритель включает телевизор и видит: там читает новости ведущий, и он думает, что ведущий - это главный человек на телевидении. На самом деле телевидение – это слаженная работа десятков людей, команды, и в определенный момент главным человеком может быть и звукорежиссер, и ассистент, и администратор, и водитель, который отвозит съемочную группу на место действия. Может случиться, если он вовремя не привезет группу, то этого материала не будет в эфире. Это огромный механизм, который называется телевидением, и коллективная работа в нем важна каждую секунду.
- А как вообще происходит процесс работы? Как канал получает информацию?
- У нас есть свои координаторы. Телефоны, электронные адреса и контакты координации знают все министерства, государственные ведомства, на сайте канала указаны все контакты. Информация вначале стекается координаторам, затем вечером определяется: что мы снимаем завтра. Непосредственно шеф-редактор, продюсер - они сидят вечером и «мозгуют» что мы будем снимать завтра, что – на другой день, что еще позже. Вырабатывается план. Затем корреспонденты выезжают со съемочной группой на площадку, работают там, возможно это будет прямое включение, если нет, то они привозят материал и сразу выдают его в эфир. Новости на «24KZ» можно сравнить с безостановочной работой конвейера. Постоянный поток новостей во многом обеспечивается благодаря работе нашей технической дирекции.
- Три года работы — это хороший период. Какие у вас планы на будущее? Какие цели вы сейчас себе поставили?
- Есть такая планка, к которой надо всегда стремиться: это быть первоисточником информации. Для информационного канала, я думаю, это должно быть стратегической целью. Планы - максимально увеличить количество прямых включений с места событий. Для этого сейчас закупается техника, у нас, в принципе, есть возможность делать прямые включения из каждого региона, все регионы обеспечены небольшими передвижными телевизионными станциями, плюс еще закупается специальный рюкзак для корреспондента. К рюкзаку присоединяется камера, на которой расположена небольшая антенна и все, что оператор снимает, сразу идет в прямой эфир. Это очень мобильная версия оборудования. Можно делать прямые включения даже на ходу, на скорости 160 км/час. В прошлый раз, во время инаугурации Президента, были вертолётные съемки в прямом эфире - и все благодаря этому рюкзаку. Теперь можно и с воздуха делать прямые включения. Освоить новые технологические возможности прямого репортажа - вот такие планы у нас.
Также мы хотим стать более доступными для наших зрителей. Контент канала активно интегрируется в интернет-пространство. Мобильное приложение сайта помогает оставаться в потоке актуальных новостей в любом месте и в любое время. Мы создали приложения как для пользователей iOS, так и для пользователей Android.
- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние казахстанского медийного рынка, видите ли вы на нем своих соперников?
- Вообще, если говорить о соперниках, о конкурентах, на нашем рынке я их для нашего телеканала не вижу. На нашем рынке, именно в таком формате, нет других работающих телекомпаний. Потому что ни у кого нет такого количества выпусков новостей, нет такого количества прямых включений, как у нас. Единственные, условно говоря, наши конкуренты — это информационные агентства, потому что им намного легче: они могут сидеть на месте события и там же, благодаря своим лэптопам или айпадам, или даже телефонам, готовить информацию - и это тут же выходит на сайт. Мы, к сожалению, так не можем делать, если только все это не выдавать в прямом эфире. Ведь телевидение — это картинка. Сразу быстро обеспечить картинку иногда бывает сложно, или может даже невозможно, в некоторых случаях. А в общем, если сравнивать с другими телеканалами, то Lifenews мне нравится, они работают оперативно.
- А из иностранных?
-Russia Today (RT). И EuroNews, конечно.
- Вы хотели бы что-то применить из их методов работы?
- Нет предела совершенству. Надо ориентироваться на лучшее, что есть в мировой новостной тележурналистике. И смело применять.
- Спасибо за интервью.