Как подожгли фермера
Похоже, мы вновь возвращаемся «лихие 90-е». Именно тогда только рождавшийся казахстанский бизнес подвергался атакам криминала, от наездов «братков», до наглых рейдерских захватов и похищения заложников. Поджог также был в арсенале бандитов – рэкетиров домашнего «разлива». И вот, кажется, опять… В прошедшую субботу в Аламтинской области, в Енбекшиказахском районе, было подожжено неизвестными лицами крестьянское хозяйство «Исмида», занимающееся садоводством. Наш корреспондент сразу выехал на место происшествия…
Фермерское хозяйство «Исмида» расположено неподалеку от Кульджинской трассы, километрах в 75-80 от Алматы. Здесь издавна занимались садоводством, получая хорошие урожаи яблок – основной садовой культуры. Несколько лет обновляли сад, внедряли новые сорта на карликовом подвое. Хозяйству сегодня принадлежит отличный сад в 50 гектаров, который развивают по современным технологиям, выращивают яблоки пяти сортов. Значительная часть продукции сразу же идет в торговую сеть, к столу алмаатинцев, яблоки поставляются и за рубеж.
И все было хорошо до того рокового дня, 10 октября. Работники хозяйства, их было двое, довольно рано легли спать. А примерно в 11 часов ночи проснулись – на дворе отчаянно ржали лошади и в комнату тек едкий дым…
Рассказывает Алмас Саламатов, охранник сада:
- Побежали к двери - дверь заперта. Вторая – тоже. Бросили матрас на подоконник, выбили окно, выскочили, все уже горело. Мы дверь на замок на ночь никогда не закрывали. Я сразу же бросился к лошадям, отвязал и отогнал их, Куандык заскочил в дом, вынес газовый баллон, чтобы не взорвался. Пожарные приехали, когда уже почти все сгорело, потушили, что осталось. Полностью сгорели административное и служебное здание, в которм люди ели и спали, летняя кухня, склад готовой продукции. В хранилище было около 25 тонн яблок – тоже все сгорело. Ясное дело, кому-то не нравится, что здесь люди работают.
Постоянных рабочих в хозяйстве – 4 человека. А в пору уборки нанимают 50-70 человек. Так что народу в саду порой бывает много. Но пострадавшие уверены, что, скорее всего, причиной происшествия стали неоднозначные отношения, которые сложились у бизнесменов в местными жителями.
Дело в том, что местные жители трех близлежащих к хозяйству деревень по-прежнему живут старыми представлениями, по которым выходит, что, как и при советской власти, «все вокруг колхозное- все вокруг мое». Поэтому и к саду, и к яблокам в нем у них отношение, можно сказать, семейное… Лезут в сад, рвут яблоки, набивают сумки, а потом – на базар. Проблема такого мелкого, а иногда и довольно крупного, воровства, для хозяйства острейшая. Для защиты от воров обнесли сад сеткой – рвут, режут сетку, и все-равно лезут. Их ловят, стыдят, но потом, как правило, отпускают. А они не унимаются. То, что сад – частная собственность, что это бизнес-проект, довольно серьезный, требующий для развития постоянной заботы и инвестиций, их не занимает.
Куандык Сыргабаев, управляющий крестьянским плодоводческим хозяйством «Исмида», сам еле спасся из горящего дома, выпрыгнул в окно в чем был, все вещи сгорели, даже сотовый телефон. Он не скрывает, что, по его мнению, в данном случае хозяйству кто-то хотел просто отомстить.
- Это мог бы сделать любой человек, которому почему-то не понравилось наше хозяйство, который за что-то в обиде на нас. На уборке у нас порой работают от 10 до 50 человек в день. И вот, представьте: каждый день приходится увольнять от 5 до 10 человек, за воровство яблок! Тащат яблоки в сумках, в рюкзаках, прячут их…И все это жители близлежащих трех поселков. Говорим, объясняем – ничего не помогает… Не удивлюсь, что кто-то из таких уволенных затаил на нас злобу и решился отомстить. И таких людей, я думаю, немало. Возможно, толчком к этому преступлению стало то, что мы в этом году резко усилили охрану сада, обнесли его сеткой, стали патрулировать, ловить воров. В прошлом году такого не было, вот и не понравились новые порядки! К нам даже приходили какие-то люди, так сказать, «поговорить, познакомиться…» Нет, денег у нас они не просили, не угрожали нам, не просили «делиться», но намекали: что мы, мол, местные, мы здесь испокон века живем, а вот вы – чужие, пришлые, так что… Думаю, следствие во всем должно разобраться.
Другая версия, которую нам довелось услышать, также, на наш взгляд, имеет право на существование. Ухоженный плодоносящий сад, который еще долгие годы будет приносить верный доход - лакомый кусочек для тех, кто хотел бы "отжать" его у крестьянского хозяйства. А такие и в районе, и за его пределами, найдутся... А вдруг поджог - это "первое предупреждение" владельцам, что их не оставят в покое? Поэтому и здесь следствие должно тщательно поработать.
На вопрос, что он будет делать дальше, Куандык Сыргабаев отвечает не задумываясь:
- Нас не запугают! Отстроим новый дом, склад, все заново отстроим. Но теперь усилим охрану, поставим видеокамеры, и будем продолжать трудиться. В этот сад вложен огромный труд, и мы не дадим его погубить.
Зависть к тем, кто работает, у всяческих бездельников и воров в крови. Китайцы называли зависть «болезнью красных глаз». А у казахов для этого тоже есть меткая поговорка: "Бар болса - корелмайды, жок болса - берелмайды". Но одно дело, когда завистник исходит бессильной злобой у себя на кухне. И совсем другое, когда он берет в руки коробок со спичками и канистру с бензином. Это уже не только хулиганство, но и попытка убийства! Здесь одно из двух: или у нас есть власть, которая защитит бизнесмена от люмпена, или наши правоохранительные органы – только имитация.
Серик Сембаев, юрист крестьянского хозяйства:
- Мы провели служебное расследование, параллельно с органами внутренних дел и МЧС, опросили потерпевших, собрали информацию обо всех обстоятельствах, предшествовавших поджогу, собрали всю документацию, которая потребовалась следствию и передали все этов правоохранительные органы. Мы готовы встречаться со следователями – если у них будут какие-то вопросы. Наша цель – всемерно содействовать тому, чтобы это возмутительное преступление было раскрыто быстро, а виновные были найдены и преданы суду. Насколько нам известно, уголовное дело уже возбуждено, расследование идет, его осуществляют сотрудники Чиликского отдела полиции.
- Как по-вашему, какова могла быть причина такого поджога?
- По-нашему мнению, судя по характеру этого происшествия, оно носит криминальный характер. И очень серьезный! Мы опрашивали наших сотрудников, которые в это время были в здании, они утверждают, что дверь помещения была чем-то подперта, чтобы люди не могли выйти… Таким образом, преступники предусматривали самые тяжелые последствия своих действий, покушались на жизнь людей. Мы надеемся, что следствие будет активным, полноценным и объективным, и что никто из виновных не уйдет от ответственности.
Мы тоже на это надеемся. Если на бизнес начинают нападать какие-то явно криминальные личности, то вся система рыночных отношений в стране, созданная за все годы, ставится под угрозу. Особенно, если дело это удастся спустить на тормозах. Поэтому мы будем очень внимательно следить, как идет следствие по этому делу, раскрыть которое – дело чести для сотрудников Чиликского отдела полиции, а если их сил и способностей не хватит для этого – то и для всего республиканского МВД.
А это одна из двух лошадей, которых спас от огня Алмас Саламатов...