Ольга Цой: «Государство создает информационные поводы, а мы делаем новости»
О буднях и праздниках одного из ведущих телеканалов страны нашему журналу рассказывает директор информационно-аналитических программ телеканала «Хабар» Ольга Цой.
- Расскажите, пожалуйста, как начался Ваш путь на канале «Хабар»?
- Меня несколько раз приглашали работать в Агентство, но всякий раз я отвечала, что еще не готова, что для «Хабара» нужно созреть, дорасти профессионально, набраться опыта… Я всегда была убеждена и убеждаюсь теперь на практике, что на «Хабаре» работает действительно самая профессиональная команда, здесь особая атмосфера, ощущение чего-то фундаментального, качественного, большого… и если выбирать «Хабар», то точно надолго. И вот настал в моей жизни необычный период, когда со мной происходили чудесные события, вдруг неожиданно я оказалась перед выбором – как продолжить свой профессиональный путь? Это была весна 2012 года. Я разослала свое резюме руководителям казахстанских телеканалов, и через некоторое время мне позвонила Асель Балгаева, тогда она возглавляла информационную службу, мы встретились и она сказала: «Давай уже на «Хабар»!». Как раз в новостной службе шел процесс финального этапа передислокации новостей из Алматы в Астану, и нужен был выпускающий редактор и ведущий в одном лице для утренних и дневных выпусков. Так и начался мой путь на «Хабаре». Ну а потом закрутилось, завертелось… и затянуло.
- «Хабар» - главный государственный общественно-информационный канал страны. Помогает ли такой имидж в работе или мешает?
- И да, и нет. Бытует мнение, и многие его в корыстных целях используют, что, мол, новости «Хабара» - новости для чиновников и про чиновников. Мне бы хотелось опровергнуть этот стереотип. И надеюсь, это видно по эфиру с начала нового сезона, когда мы запустили новый формат новостей «Итоги дня». Нашей команде интересно делать новости прежде всего для населения страны, для тех, кто действительно интересуется новостями, и включает телевизор в 20.00 или 21.00, чтобы не себя в нем увидеть, а узнать что-то новое для себя - как и чем живет мир, республика, регион, село, что будет завтра и как это самое завтра может повлиять на жизнь. Когда мы верстаем выпуск новостей, представляем себе нашего потенциального зрителя. Это могут быть друзья, родители, соседи и так далее. Это могут быть руководители структур, чиновники, бизнесмены… Неважно. Новости адресованы всем. За исключением случаев, если мы с экрана телевизора делаем запрос к какому-либо конкретному руководителю госструктуры с просьбой прокомментировать проблемный вопрос. Бывает и такое, когда отдельные чиновники предпочитают прятаться за спинами своих пресс-секретарей. Наша работа – на важные и главные события дать разные точки зрения, включая официальную, и мы предоставляем для этого площадку. Объективность – золотое правило журналистики. Поэтому чтобы ни у кого не возникало вопросов по поводу присутствия государства в формировании новостного ряда, я отвечу так: государство создает информационные поводы, а мы делаем новости. «Хабар» всегда был и будет проводником между властью и населением. И обо всех государственных программах мы говорим исключительно с точки зрения выгоды для населения.
- По какому принципу Вы отбираете новости для эфира, допустим, когда происходит много событий, и нет возможности поставить в эфир все сюжеты?
- Событий действительно много. Жизнь ускоряется, как адронный коллайдер… А принцип отбора очень прост. Новость должна быть действительно новостью. А дальше место в новостном блоке определяется по степени важности. Я бы назвала это весом новости. Кроме того, существует конкретная концепция итоговой вечерней программы, если речь идет о ней. Общий настрой таков – рассказать о событиях уходящего дня, заглянуть в день завтрашний и обязательно пожелать зрителю спокойной ночи. Очень важно, чтобы зритель ощущал себя в потоке событий, сидя перед телевизором. Визуализированная информация его должна постоянно увлекать. Для этого не обязательно показывать расчлененку и кошмары. Мы говорим о том, что должен знать каждый, мы прорываемся в высокие кабинеты, чтобы от первых руководителей ведомств получить ответы, которые волнуют казахстанцев. Если новость заинтересует нашего потенциального зрителя, она будет достойна эфира. Главный критерий – зрительский интерес.
- За 20 лет многое изменилось в мире СМИ, появились новые возможности. Как менялся канал, какие новые подходы в освещении событий он стал применять за эти годы? И какие традиционные журналистские подходы «Хабар» Вы применяете в работе до сих пор?
- Нашей команде новостников повезло делать документальный фильм к 20-летию «Хабара». Он так и называется «20 лет в эфире», 23 октября в 21.30 запланирована премьера на нашем канале. Посмотрите обязательно. Это целая эпоха отечественного телевидения. Так вот, пока готовили документальную ленту, сами для себя сделали много интересных открытий. Это, конечно, уже история. И насколько увлекательная, что мы сами погрузились в те времена, когда новости делали первые шаги. Мурашки по коже, честное слово.. Мне бы очень хотелось оказаться в том времени. Наши старшие коллеги с блеском в глазах и с таким восторгом, ностальгируя, рассказывают, с какой прытью, интересом, невероятной энергией команда готовила выпуски новостей, прямые эфиры, трансляции.. Мне очень понравились слова Ерлана Бекхожина, он в своем интервью для фильма «20 лет в эфире» сказал: «Если кто-то звонил к нам на программу, начинал вмешиваться, то было абсолютное понимание, что этот человек на следующий день теряет работу. Потому что вмешиваться не имел права. Просто вмешиваться в нашу работу!". В общем, телевизионная жизнь кипела. И вот именно тогда были заложены теперь уже классические подходы и приемы в подготовке выпусков. Мы хотим эти традиции продолжить, потому что это на самом деле мощная телевизионная школа. Такому в университете не научат. И вот что интересно: мы вроде бы что-то изобретаем, а оказывается, 20 лет назад это уже было. Конечно, в современном варианте какие-то форматы получаются причесанными под стать времени и с использованием новых технологий, но все же… Еще раз убеждаюсь, что все новое – это хорошо забытое старое.
- Совсем недавно канал заявил об изменении формата новостей, появились новые лица, в новостной службе произошли серьезные кадровые изменения. Какая сейчас команда новостников?
- 17 августа 2015 года мы начали активную фазу реализации проекта трансформации процессов в новостной редакции. Мы запустили новый формат вечерней итоговой программы и дали ей «имя» «Итоги дня»/ «Қорытындыжаңалықтар», запустили новое оформление, усилили команду ведущих медийными лицами, укрепили состав журналистов и режиссеров, решили несколько технических задач, перестроили работу редакции, добавили творческих форматных приемов и т.д. И в этом увлекательном процессе сформировалась крепкая команда. Я уверена, что на сегодняшний день это одна из сильнейших в профессиональном плане новостная редакция. Каждый из членов нашей дружной команды – часть большого механизма, где все работает по определённым правилам, которые мы сами себе установили. При этом успех кроется не только в том, что каждый четко выполняет свою работу на определённом участке, но и вкладывает в конечный результат всю свою душу, творчество, живет от планерки до планерки общей идеей, в постоянном поиске новых решений, при этом есть и чувство плеча и понимание общих целей. Это на самом деле очень важно. А коллектив у нас не маленький. Только в Астане в информационной службе трудится более ста человек. Это и редакторы и корреспонденты, и режиссеры эфира, режиссёры монтажа, ассистенты, администраторы и так далее. Не так давно к нам присоединились Руслан Оспан и Александр Трухачев. Они в качестве главных редакторов практически в ручном режиме управляют процессами внутри редакции.
Я очень доверяю их опыту и таланту. Не могу не отметить тот факт, что в новостях появилась продюсерская служба, где трудятся Гульфариза Рамазанова и Ердаулет Байдуллаев. Исторический запуск ракеты, на борту которой находился казахстанский космонавт Айдын Аимбетов, мы показали зрителям в специальном выпуске новостей в прямом эфире. Это удалось сделать, безусловно, благодаря, в том числе и отличной работе продюсеров. Наши молодые, креативные, с горящими глазами, бегущие с микрофонами только вперед Руслан Идрисов, Индира Жылкайдарова, Асхат Ниязов, ТалгатУали, Дамир Галиев и другие корреспонденты готовы браться за самые сложные темы. Эта молодая гвардия восполняет дефицит профессиональных журналистов, который, не будем скрывать, сложился в последние годы на информационном рынке. Уверена, что наши корреспонденты достигнут серьезных результатов в собственном развитии, и таким образом внесут лепту в целом в развитие казахстанской журналистики. В каком-то невероятном, бешеном цейтноте, что называется «на честном слове и на одном крыле», но всегда безупречные в кадре журналисты президентского пула – Мухтар Ибраймов, Дмитрий Крюкович, Зайнура Байжигитова и Гульнара Жандагулова открыли для себя совершенно иное направление в журналистике и с каждым днем повышают свой уровень. Мы экспериментируем и пробуем новые форматы подачи информации. Так у нас «родился» аналитический центр, частыми спикерами которого стали наши обозреватели НазымТенельбаева, Эльвира Жургенбаева, Назия Туякова, Кайрат Журумбаев. И конечно, без опытного профессионального режиссера и его команды телевизионного продукта не бывает. С Зохиджоном Хаджиметовым не стыдно и не страшно в любой прямой эфир. Это я по себе знаю. Надеюсь, зрители увидели изменения в составе лиц новостных программ, и заметили многие другие новые визуальные и не только, решения… Я так могу бесконечно говорить о каждом из редакции, потому что каждый лично мне, как член семьи, очень дорог. Для нас это больше, чем просто работа.
- То есть, вы уверены, что именно кадры решают все?
- Абсолютно! С профессиональной командой под силу любые задачи. Главное - не останавливаться на достигнутом.
- Оправдали ли себя эти перемены, есть ли уже какие то результаты?
- Прошло всего два месяца. Конечно, рано пока делать какие-то выводы. Но тенденция все же наметилась. По вечерним выпускам мы добились прироста в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это серьезное достижение за столь короткий промежуток времени. Поминутные показатели позволяют сделать вывод о том, что «Итоги дня» способны практически с нуля разогнать доли в несколько раз и честно отвоевать своего зрителя. Это большая заслуга редакции. Но мы еще не все сделали для преображения формата, поэтому не хочу делать выводы сейчас. Пусть нас оценит зритель.