четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Какое место займет Казахстан в климатическом соревновании?

Казахстан вынужден стать участником глобального «климатического соревно­вания», поскольку входит в зону наиболее ускоренных темпов температуры - на +0,31°С каждые 10 лет. Но проблема еще и в том, что, если он не выполнит свои обязательства, экспорт сырья, на который мы уповаем, станет экономически бессмысленным.

Наиболее ускоренными темпами теплеет в средних и высоких широ­тах полушарий Земли, включая территорию Казахстана. За 1976-2019 годы скорость повышения среднегодовой температуры каждые 10 лет в среднем по всему земному шару составляла +0,18°С. На территории Казахстана повышение происходит более быстрыми темпами, а именно на +0,31°С каждые 10 лет. Естественно, что изменение климата при­водит к увеличению не только усредненной по годам температуры, но и увеличению количества и максимальной температуры аномально жарких дней. За последние годы в большинстве регионов страны побиты рекор­ды максимальных температур воздуха, увеличивается повторяемость дней с экстремально высокими температурами. С каждым десятилетием происходит увеличение общей продолжитель­ности волн тепла, особенно это заметно на юге и западе Казахстана. В то же время все чаще наблюдаются сильные ветры, дожди, паводки на горных реках и маловодье на равнинных реках, сели и оползни.

Вклад Казахстана в глобальное потепление

В конце 90-х годов ХХ в. и в начале 2000-х годов многие страны на бывшем постсоветском пространстве переживали ажиотаж, связан­ный с участием в Киотском протоколе. Ожидалось, что они смогут от этого получить боль­шие экономические выгоды, особенно это касалось стран с переходной экономикой. Дело в том, что квоты на выбросы парниковых газов уста­навливались относительно уровней 1990 г., а в бывших постсоветских странах это был период резкого спада производства, а значит значительно снизились выбросы парниковых газов. В Украине, Бе­ларуси и России многие руководящие органы планировали продать из­лишки квот, полученные за счет спада производства («горячий воздух»), западным странам. Позднее к этому процессу присоединился также и Казахстан. Для нашей страны процесс присоединения к Киотскому протоколу затянулся более чем на десятилетие с ратификацией Киот­ского протокола Законом от 26 марта 2009 г.

Никакой экономической выгоды от продажи «горячего воздуха» наша страна не получила, впрочем, так же, как и большинство других стран. Однако Казахстан решил участвовать в Киотском протоколе с количественными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов, то есть на условиях развитых стран и стран с переходной экономи­кой. Это привело к регулярным подсчетам выбросов парниковых газов и их поглощения на территории страны, а впоследствии и на уровне компаний.

Важно отметить, что данные наших ежегодных национальных до­кладов предоставляют картину за два года до подачи национального до­клада в Секретариат РКИК ООН, поскольку необходимо время на сбор и обработку данных. При этом они показывают тенденции по парнико­вым газам с 1990 г. Так, в 2017 г. Казахстан увеличил объем парниковых газов в атмосфере на 346,15 млн тонн СО2-эквивалента. Это меньше по сравнению с 1990 г., когда этот показатель составлял 370,18 млн тонн СО2-эквивалента. Однако, если в 90-е годы ХХ века выбросы парнико­вых газов нашей страны резко упали по причине спада производства, то с 2002 г. происходит ежегодный их прирост. Это отличает Казахстан от большинства развитых стран, где происходит постепенное снижение либо приостановление дальнейшего роста выбросов парниковых газов на национальном уровне. В этом отношении мы сейчас ближе к тем развивающимся странам, которые пока увеличивают свое воздействие на климатическую систему, например, Индия, Китай и Индонезия.

Почти 82% выбросов парниковых газов в Казахстане приходится на энергетическую деятельность, охватывающую процессы от добычи ископаемого топлива (нефти, газа, угля) до их сжигания с целью полу­чения энергии. Около 40% этого объема приходится на производство тепло- и электроэнергии, где по-прежнему основным видом топлива остается уголь с очень высоким уровнем выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ. На транспорт приходится около 8% выбросов, но этот показатель растет с каждым годом.

С одной стороны, Казахстан выбрасывает по-прежнему менее од­ного процента от общего объема выбросов парниковых газов всех стран мира, который составил 49,4 млрд тонн СО2-эквивалента в 2016 г. С другой стороны, на каждого гражданина Казахстана, включая детей, приходится почти 20 тонн СО2 в год. Этот показатель сравним с таки­ми развитыми странами, как Австралия и Канада, но он примерно в 2 раза превышает показатель по России. Можно сказать, что «углеродный след» казахстанца примерно равен «углеродному следу» австралийца и канадца при существенно более низких уровнях благосостояния граж­дан и развития национальной экономики.

Важно отметить, что с 2013 г. в Казахстане введена в действие национальная система квотирования и торговли выбросами парниковых газов на уровне компаний с объемами выбросов свыше 20 тыс. тонн СО2-эквивалента в год. Она охватывает сейчас 140 компаний нефтегазовой, элек­троэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической отраслей, а также компаний, занимающихся производством стройматериалов (цемента, извести, гипса и кирпича). В целом, на них прихо­дится более 40% общего объема выбросов парниковых газов по стране, и каждая из компаний ежегодно ведет подсчет своего объема выбросов парниковых газов. А это дает возможность вести учет воздействия на гло­бальное потепление на уровне наиболее крупных промышленных компаний страны, и вовлекать их в климатические действия.

Последствия и прогноз до 2030 года

Если не будут предприняты беспрецедентные меры по переходу к нулевому уровню выбросов парниковых газов к середине нынешнего века, то глобальное потепление к концу текущего века может достигнуть 3-4°С. Согласно данным Специального доклада МГЭИК о глобаль­ном потеплении на 1,5°C, рост глобальной усредненной температуры до 1,5°C при нынешних темпах роста будет достигнут в 2030-52 годы. Однако на территории Казахстана, согласно результатам моделей гло­бального климата, средняя годовая температура уже к 2030 г. может под­няться практически на 2°С, а годовое количество осадков увеличится менее чем на 10%.

Наибольший рост температуры ожидается в зимний и летний сезо­ны. Таким образом, нас ждет неблагоприятное сочетание значительного повышения температуры воздуха и незначительного увеличения количе­ства осадков, что приведет к ухудшению условий увлажнения на терри­тории Казахстана. В летний период в южных регионах возможно даже уменьшение количества осадков. При этом продолжится деградация лед­ников в горах востока и юго-востока Казахстана, а исчезновение малых ледников приведет к пересыханию малых горных рек в летний период.

Увеличится речной сток в весенне-летние месяцы (май-июнь) и зна­чительно уменьшится в июле-августе, когда наиболее необходима влага для урожая. При потеплении климата на 2-3°C неизбежно дальнейшее возрастание селевой активности, паводков и наводнений. Такие измене­ния климата могут повлечь за собой ряд негативных последствий для экономики, прежде всего, сельского хозяйства и условий жизни людей, вклю­чая дефицит воды и большие риски экстремальных погодных явлений.

Последствия для развития экономики и здоровья населения

Сельское хозяйство занимает весомую долю в экономике Казах­стана. В стратегии «Казахстан-2050» предусмотрено увеличение к 2050 г. доли сельскохозяйственного производства в ВВП страны в 5 раз, то есть до­ведения до уровня около 25%. Вместе с тем, в Специальном докладе МГЭИК об изменении климата и землепользовании наш регион отмеча­ется как один из наиболее уязвимых. При любом сценарии развития событий клима­тические угрозы для сельского хозяйства возрастут за счет целого ряда факторов.

В сельскохозяйственном обороте республики находится более 21 млн га земель, на 95% из них сельскохозяйственные культуры возде­лываются без полива. Оценки урожайности яровой пшеницы, основной зерновой культуры, показали, что в условиях ожидаемого климата к 2030 г. урожайность по восьми зерносеющим областям составит 63-91% от их современного уровня.

Вероятно, увеличится прямой ущерб от учащения таких опасных гидрометеорологических явлений, как засуха, паводки, наводнения, мало­водье, сильный ветер. Также изменение климата принесет такие угрозы здоровью населения, как новые болезни и преждевременная смертность.  Возможно ухудшение социально-экономического положения некото­рых регионов страны. В сельской местности, где проживает более 40% населения и большинство населения Казахстана с низкими доходами, уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур усугубит ситуацию.

Внешнеполитические последствия

Казахстан недостаточно обеспечен водой и основную часть водных источников составляют поверхностные водоемы. Только около полови­ны водных ресурсов формируется на территории Казахстана, остальная часть поступает с территорий сопредельных государств: Китая, Узбеки­стана, Кыргызстана и России. Поэтому проблемы трансграничного перераспределения речных стоков на границе будут только нарастать. Страны выше по течению будут стараться удержать как можно больший объем воды на своей территории, что создаст проблему доступа к во­дным ресурсам стран ниже по течению, а также угрозу переполнения водохранилищ с последующим прорывом плотин и разрушением насе­ленных пунктов и даже человеческими жертвами.

Казахстанская энергетика по-прежнему основывается преимуще­ственно на сжигании угля, поэтому производство многих видов продук­ции сопровождается высокими уровнями выбросов парниковых газов, то есть делает ее высокоуглеродоемкой. Уже в ближайшие годы это может сделать экспорт многих товаров из Казахстана невыгодным. Все больше известных зарубежных компаний принимают на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, включая в них также положения по сокращению «углеродного следа» продукции, за­купаемой у поставщиков. Одной из таких международных инициатив является инициатива «Научные цели» (англ. - Science Based Targets), к которой уже присоединилось около тысячи компаний. Ограничения по продукции с высоким углеродным следом получают развитие и на уровне стран. То, что еще недавно казалось казахстанскому бизнесу «страшилками экологов» уже озвучивается и реализуется на уровне ком­паний и политиков самого высокого уровня.

Глобальное потепление может превратить многие территории в не­пригодные для жизнедеятельности человека. Последствия изменения климата могут привести к новому витку борьбы стран за территории и массовым потокам международной миграции в результате экстремаль­ных природных явлений и невозможности выживания на определенных территориях. Многие годы на международном уровне безрезультатно обсуждался вопрос о «климатических и экологических беженцах». Казахстан - страна с большой территорией и очень низкой плотностью населения, поэтому есть вероятность, что он может оказаться привлекательным объектом в плане заселения территорий и столкнуться с попытками их захвата, а также с массовым притоком мигрантов.

Аварийный выход

Казахстан взял на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 15% до 2030 г. относительно базового 1990 г. и закреплен в Стратегическом плане развития РК до 2025 г. Это означает необ­ходимость сокращения выбросов парниковых газов на уровне страны относительно текущего уровня примерно на 9-10% или в абсолютном выражении - примерно на 30 млн тонн СО2.

Определенные шаги в направлении климатического «аварийного вы­хода» были сделаны правительством страны уже после присоединения к Киотскому протоколу в 2009 г. Тогда представители казахстанского бизнес-истеблишмента не сразу осознавали значимость климатиче­ских вопросов для будущего развития страны. Осознание пришло лишь в конце 2011 г. с введением в стране квотирования выбросов углекис­лого газа для крупных предприятий в нефтегазовом секторе, энергетике и промышленности. Она направлена на то, чтобы ввести рыночную цену на выбросы углекислого газа, а в последующем, возможно, и на другие парниковые газы, чтобы тем самым стимулировать компании к сниже­нию их выбросов. Это стало большой неожиданностью для представителей нашего бизнеса, который недооценил предлагаемое регулирование выбросов парниковых газов. Лобби нефтегазового и энергетического секторов по­стоянно и на самом высоком уровне блокирует полноценное применение регулирования их выбросов парниковых газов, откладывая его на более поздний период. Тем не менее, в среду казахстанского бизнеса уже при­шло понимание, что впереди нет «тучных» десятилетий, основанных на экспорте нефти в другие страны и сжигании угля внутри страны.

В качестве трех основных способов сокращения выбросов пар­никовых газов в масштабах страны признаются переход со сжигания ископаемого топлива (угля, нефти, газа) на возобновляемые источники с выводом из экс­плуатации старых электростанций и ТЭЦ; энергосбережение и повы­шение энергоэффективности; увеличение поглощения углекислого газа на территории Казахстана посредством лесовосстановления, лесоразведения, улучшения управления лесами. Пожалуй, пока более или менее заметно развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), где планируется довести их долю в производстве электроэнергии до 6% - в 2025 г. и до 10% - к 2030 г. До 2050 г. их доля долж­на достигнуть 50%.

Двигаться в направлении «климатического аварийного выхода» должны не только страны, компании, но и каждый гражданин. Наше потребление энергии, товаров, услуг, тоже имеет свой «углеродный след» в объеме выбросов CO2. Все чаще об­суждаются возможности сокращения углеродного следа путем перехо­да на веганский и вегетарианский рационы питания. В Специальном докладе МГЭИК об изменении климата и землепользовании говорится об изменении диетических предпочтений как одной из многих мер по со­кращению выбросов парниковых газов от продовольственного потребления. В целом переход на диету с большим потреблением продуктов растительного происхождения позволит снизить углеродный след, свя­зываемый с выбросами метана. Однако необходимо помнить, что любая пищевая цепочка связана с выбросами парниковых газов. К примеру, выбросы метана наблюдаются и при выращивании риса, а не только крупного рогатого скота или коров. В крупных городах Казахстана в последние годы развивается гражданское движение - отказ от личного автомобиля в пользу перемещения с меньшим или нулевым углеродным следом: общественный транспорт, электроскутеры, велосипеды, пешие прогулки. Самое активное движе­ние в направлении безуглеродного транспорта происходит в Алматы.

Подводя итоги, нужно сказать, что для успеха в глобальном климати­ческом соревновании в Казахстане движение должно стать массовым. В него должны включиться не только государствен­ные органы, бизнес, неправительственные организации, но и каждый из нас.

Подготовлено по материалам исследования «Завтра было поздно. Экологические риски Казахстана».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33