Казахстан не выиграет от роста нефтяных цен, если не перестанет тратить Нацфонд
Нефтяной рынок в значительной степени восстанавливается. К концу 2020 года настроения на мировом нефтяном рынке сменились с негативных ожиданий на осторожно-позитивные, благодаря новостям о вакцинации, восстановлении фондового рынка, мерах поддержки экономики и росте деловой активности по всему миру. Тем не менее, эксперты нефтегазовой отрасли с осторожным оптимизмом относятся к перспективам восстановления нефтяного рынка и не исключают возможности повторения событий 2020 года, когда нефть марки Brent снизилась до рекордно низких цен.
Аналитики FinReview.info считают, что к докризисному спросу на нефть миру удастся вернуться лишь к 2022–2023 годам, а котировки эталонного сорта Brent закрепились выше 65 долл. США за баррель.
Безусловно увеличивать добычу нефти сейчас достаточно рискованно из-за неопределенности ситуации с пандемией. Однако ОПЕК+ полагает, что во второй половине года процессы оживления мировой экономики ускорятся, что должно привести к росту спроса на энергоносители. Таким образом, увеличивая добычу сейчас, страны делают шаг на опережение.Тем не менее рост цен выше 75 долл. США за баррель в ближайшие три года маловероятен
Однако прогноз цен на нефть в текущих условиях можно делать только как сценарный, поскольку в настоящий момент сталкиваются неопределенности сразу по всем необходимым для прогнозирования параметрам — это неопределенности спроса, предложения и финансовых рынков.
Сдерживает проведение прогноза и тот факт, что страны–участники ОПЕК+ не заинтересованы в поддержании слишком высоких цен, которые могут позволить восстановиться сланцевым компаниям в США. Текущий уровень полной себестоимости сланцевой добычи близок к 50 долл. США за баррель. ОПЕК+ балансирует рынок с учетом данного уровня, ограничивая прибыль сектора и не давая ему восстанавливаться слишком быстро. Поэтому ориентировочно стоимость нефти в ближайшие три года сохранится в диапазоне 60–70 долл. США за баррель.
Что касается перспектив развития нефтяного рынка Казахстана, то при сохранении текущих цен на нефть поступления в Нацфонд вырастут более чем на 800 млрд тенге.
За четыре месяца 2021 года объем добычи нефти в Казахстане составил около 24 млн тонн. Это на 11% меньше, чем в 2020 году. В денежном эквиваленте объем продукции достиг 3,7 трлн тенге.
В рамках ОПЕК+ обязательства Казахстана в апреле составляли 1,457 млн баррелей в сутки. В мае этот показатель был увеличен до 1,463 млн баррелей в сутки, в июне он будет повышен до 1,469 млн баррелей в сутки, а в июле — до 1,475 млн баррелей в сутки.
Возможно, ОПЕК+ еще не раз будет корректировать действующее соглашение. Утверждение таких стратегических решений позволяет сохранить сделку, что не только важно для рынка, но и выгодно для казахстанского бюджета. Приблизительно соглашение принесло стране более 500 млрд тенге дополнительных доходов в 2020 году за счет роста цен с 25 долл. США до 50 долл. США за баррель за счет его реализации. При сохранении текущих цен на уровне более 60 долл. США за баррель на весь 2021 год Казахстан сможет не только закрыть потребности бюджета, но и нарастить выплаты в Нацфонд более чем на 800 млрд тенге.
Однако нефтегазовая отрасль нуждается в дополнительном финансировании.
Особенности отечественной нефтедобычи в том, что в силу геологических и технологических условий изменение уровня добычи компаниями происходит за счет приостановки действующих скважин или пересмотра инвестпрограмм в части бурения и капитального ремонта, что занимает длительное время. Поэтому казахстанским компаниям необходимы четкие ориентиры по восстановлению объемов добычи. Тем более после завершения срока действия соглашений ОПЕК+ в апреле 2022 года Казахстан должен будет нарастить добычу нефти на 5 млн тонн в год, что требует дополнительного финансирования.
Тем временем, наблюдается спад инвестиционных поступлений в страну. По итогам 2020 года объем прямых иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль снизился на 47% и достиг 6,5 млрд долл. США. Очевидно, это снижение несет угрозу восстановления нефтяного рынка в будущем.
В то же время, продолжающиеся высокие изъятия из Нацфонда могут привести к тому, что уже к концу 2023 года его запасы дойдут до неснижаемого остатка - 30% от ВВП.