Расходы на медицину приближают население Казахстана к черте бедности
Exclusive.kz ранее публиковал тревожную статистику по смертности, суицидам и болезням как результат того, что медики страны перестали лечить любые другие заболевания, кроме COVID-19. В концепции здравоохранения Казахстана до 2025 года власти планируют за четыре года увеличить ожидаемую продолжительность жизни с нынешних 71,77 до 73,37 лет и поднять уровень удовлетворенности населения качеством медуслуг до 80%. Но для этого ожидаемо просят больше денег.
КОВИД-19 остается глобальной угрозой до 2025 года
Эксперты ВОЗ определили 10 глобальных вопросов здравоохранения, которые они будут отслеживать в 2021 году, и рекомендуют странам по всему миру, помимо продолжения борьбы с COVID-19, укреплять свои системы здравоохранения, в том числе по вопросам резистентности к противомикробным препаратам, элиминации (избавления организма от поверхностного антигена – авт.) вирусного гепатита к 2030 году. Также там советуют развивать системы развертывания глобального биобанка для содействия быстрой разработке безопасных и эффективных вакцин и лекарственных препаратов, обеспечения справедливого доступа к медицинским услугам, предотвращения и лечения неинфекционных заболеваний (НИЗ) и нарушений психического здоровья и др.
Разработчики концепции до 2025 года актуальными глобальными угрозами для РК считают пандемию, сознательный отказ от вакцинации, распространение хронических неинфекционных заболеваний, загрязнение окружающей среды и воздуха.
Госрасходы на здравоохранение в РК в 9 раз ниже, чем в странах ОЭСР
В минздраве выяснили, что в странах ОЭСР идет преимущественное развитие ПМСП, которое составляет 61%, и дает возможность удерживать основную часть больных на этом уровне и не позволять переходить им на уровень стационаров.
Во-вторых, для стран ОЭСР характерен довольно высокий уровень финансирования отрасли.
«Доля общих расходов на здравоохранение в ВВП составляет 9,4%, в Казахстане – 3,0 %. В целом, государственные расходы на здравоохранение на душу населения в Казахстане в 9 раз ниже, чем в странах ОЭСР: Казахстан – 268 долл. США; ОЭСР – 2414 евро», - говорится в концепции.
Расходы на медпомощь в 35,4% приближают население к черте бедности
Вследствие недостаточного финансирования здравоохранения в Казахстане сохраняется высокий уровень частных расходов на получение медицинской помощи (РК – 35,4%, ОЭСР – 19,6%, ЕС – 16,3%). По данным ВОЗ, уровень расходов населения свыше 20% является признаком низкой финансовой устойчивости системы здравоохранения. Он означает приближение населения к черте бедности вследствие болезней, которые, в свою очередь, могут затронуть все сферы (способность получать образование, экономическая продуктивность, уменьшение спроса на медицинские услуги), а также привести к ухудшению здоровья и демографических показателей.
В-третьих, в странах ОЭСР высокая доступность к основным лекарственным средствам. Надо отметить, что низкий уровень доступности к лекарственному обеспечению сдерживает успешное развитие ПМСП и провоцирует избыточную госпитализацию в стационар. Поэтому роль лекарственного обеспечения очень высока и находится на одном уровне с ПМСП.
В-четвертых, отличительной особенностью для стран ОЭСР является приоритетное развитие медицинской науки. По их мнению, инвестиции в научные исследования – это инструмент ускорения технологического прогресса, который ведет к росту ВВП, появлению новых продуктов, новых рабочих мест с высокими заработными платами и высоких стандартов жизни.
Четыре задачи до 2025 года
В концепции до 2025 года перед сферой здравоохранения поставлены четыре задачи: развитие сферы здравоохранения; формирование современной системы эпидемиологического прогнозирования и реагирования; развитие отечественной фармацевтической промышленности; формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни, правильному питанию, занятию спортом.
Расходы на здравоохранение увеличат до 5% от ВВП
Широкий охват населения качественными медицинскими услугами планируют обеспечить за счет увеличения объема финансирования системы здравоохранения из всех источников до 5% от ВВП.
Повышение доступности медицинской помощи будут осуществлять через снижение доли расходов домохозяйств за счет средств ГОБМП и системы ОСМС, увеличения амбулаторного лекарственного обеспечения, развития системы добровольного медицинского страхования.
Для повышения потенциала амбулаторно-поликлинической помощи минздрав обещает развивать амбулаторные виды медицинской помощи, продолжить открытие центров лучших практик и развитие конкурентной среды для оказания медицинской помощи.
Кроме того, планируется открытие новых региональных реабилитационных центров, оказывающих помощь в рамках ГОБСП и ОСМС.
Обеспечить социальное благополучие разработчики концепции планируют за счет единого цифрового пространства здравоохранения (eHealth, mHealth), включая цифровизацию санитарно-эпидемиологической и лабораторной служб, а также повышение качества оказания государственных услуг в электронном формате.
Дальнейшее расширение подготовки прикладных и академических бакалавров, по замыслу минздрава, даст возможность передать ряд функций врачей и усилит роль средних медицинских работников.
Строительство больниц в 16 городах на 50% обновит инфраструктуру
Для улучшения инвестиционного климата в медицинской отрасли власти планируют реализовать не менее 20 инвестиционных проектов по строительству современных больниц, в том числе в рамках государственно-частного партнерства и концессии. Новые объекты наполовину заменят изношенные, устаревшие мелкие и узкопрофильные стационары.
Для регионов введут поправочные коэффициенты в распределении ГОМБП и ОСМС
Для совершенствования системы финансирования медицинской помощи будет пересмотрено планирование медицинской помощи в части распределения объемов ГОБМП и ОСМС по регионам с учетом поправочных коэффициентов, учитывающих эпидемиологические и демографические особенности.
Будут пересмотрены тарифы на медицинские услуги с учетом реальных затрат на их оказание с учетом повышения заработной платы, обновления основных средств и уровня инфляции.
Будет внедрен переговорный процесс в процедуры закупа медицинской помощи для распределения объемов наиболее эффективным поставщикам путем переговоров по снижению тарифов за счет экономии через эффект масштаба (оплата по тарифам ниже установленных уполномоченным органом).
Для своевременного реагирования СЭС будет внедрена новая модель системы эпидемиологического прогнозирования и реагирования. Для улучшения инфраструктуры будут построены 3 новых лаборатории и реконструированы 6 лабораторий санитарно-эпидимиологической экспертизы.
Компенсируют затраты на зарубежную регистрацию лекарств и медизделий
Для развития отечественной фармацевтической промышленности будут разработаны программы по возмещению затрат на регистрацию лекарственных средств за рубежом, механизма налоговых и таможенных послаблений и льготное кредитование экспортных операций, а также совершенствование фармацевтического инспектората РК и принятие мер по вступлению Национального фармацевтического инспектората в систему международного сотрудничества фармацевтических инспекций (PIC/S)».
Внедрение механизма цифрового персонифицированного учета лекарственных средств и медицинских изделий улучшит обеспеченность пациентов, находящихся на наблюдении. Будут усилены лаборатории для проведения доклинических исследований и лабораторий.
Доля отечественных лекарств на местном рынке достигнет 50%
Будет увеличена доля лекарственных средств и медизделий отечественного производства на локальном фармацевтическом рынке до 50%. А для формирования ЗОЖ будет увеличен охват занимающихся населения физической культурой и спортом в стране, в том числе людей с особыми потребностями, с внедрением национальных видов порта.
Также будет создана единая цифровая платформа e-sport, которая обеспечит доступность данных о спортивных учреждениях, составе команд, тренерах, судьях и спортивных мероприятиях.
Среди ожидаемых результатов исполнения концепции рост продолжительность жизни казахстанцев до 73,37 лет, снижение младенческой смертности до 7,2 случаев на 1000 родившихся живыми, а материнская смертность уменьшится до 33,4 случаев. Кроме того, уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг достигнет 80%.
Однако, эксперт Health & Capital Марат Мамаев считает, что в вопросе формирования ГОБМП и пакета ОСМС есть значительные законодательные пробелы:
«Так, например, законодательные нормы Кодекса о здоровье определяют принципы формирования ГОБМП, однако ни он, ни Закон об ОСМС не определяют принципы формирования медицинской помощи в системе ОСМС. Отсутствие принципов формирования медицинской помощи в системе ОСМС и принципов для разделения медицинской помощи на ГОБМП и ОСМС усугубляется отсутствием критериев отбора медицинских услуг в пакеты медицинской помощи», - обратил внимание эксперт.
Также Мамаев считает, что для сбалансированной и устойчивой системы обеспечения гарантий и обязательств оказания медицинской помощи требуется участие в процессе принятия решений по вопросам формирования пакетов ГОБМП и ОСМС всех представителей заинтересованных сторон: государства, бизнеса, «Фонда социального медицинского страхования» и поставщиков, медиков и наконец – пациентом. По его мнению, во всех процессах именно у медицинского бизнеса больше всего шансов влиять на согласование нормативно-правовых актов через НПП «Атамекен».
«В концепции говорится, что за счет значительного увеличения текущих расходов на обеспечения медицинской помощи повысилось доступность медицинской помощи. Однако номинальное увеличение финансирования не может гарантировать повышение доступности. На это влияет инфляция, импортозависимость отрасли, чувствительность процесса определения потребности населения в медицинской помощи и прочие аспекты. Также не указываются прямые меры по снижению импортозависимости отрасли и меры для обеспечения стабильности покупательской способности Фонда медицинского страхования для закупа медицинской помощи для населения на фоне удорожания лекарственных средств и медицинских изделий», – заключил Мамаев.