Конфликт в ВКО, Semey Bus: «Не мы эту войну начали, но мы готовы к диалогу»
Сообщения из ВКО напоминают сводки с линии фронта. В конце прошлой недели бастовали водители общественного транспорта сначала в Семее, а потом и в Усть-Каменогорске. У каждой из сторон своя версия происходящего, но очевидно одно – пора садиться за стол переговоров. Готовы ли к нему стороны? Об этом мы спросили Серикжана Айкельева, совладельца ТОО Semey Bus.
Новости по теме
Водители автобусов в Семее полностью остановили свою работу.
Сегодня жители Семея добирались на работу пешком – водители городского автопарка начали бессрочную забастовку. Напомним, что в среду, 16 июня, «автобусники» также не вышли на линию. Тогда водители объяснили, что таким образом они хотели обратить внимание СМИ, государственных органов и семейчан на проблемы автопарков.
22.06.2021 14:06Почему Елбасы не стал ссориться с Абаем
15.06.2021 10:06Национальная буржуазия объявила войну «агашкам»?
14.06.2021 11:06– Общественный транспорт в Семее и Усть-Каменогорске накануне коллапса. Еще раз – в чем причина вашего конфликта с акимом области Ахметовым?
– Причины, по которым прошли забастовки в Семее и Усть-Каменогорске по сути одни и те же: не выполнение региональной властью своих обязательств по субсидированию общественных перевозок. Но если в Усть-Каменогорске акимат для получения субсидий требует сначала внедрить электронное билетирование и обновить автобусный парк, то в Семее эти требования уже выполнены еще с января 2020 года, но субсидий как не было, так и нет. Кстати, система электронного билетирования в Усть-Каменогорске запускается под руководством Данияла Ахметова с 2019 года и до сих пор не внедрена, хотя затраты бюджета на систему как всегда впечатляют – более 1,7 млрд тенге, а в качестве партнера выбрана иностранная компания, да и еще неизвестно, какую комиссию будут платить перевозчики оператору системы. В Семее же систему внедрили в рекордно короткие сроки, буквально за 2-3 месяца, оператор системы казахстанская компания, бюджету это ничего не стоило, а комиссия оператора составляет 8%. Возможно, поэтому Даниял Ахметов так не любит Semey Bus.
– Но ведь все эти вопросы можно было решить «в рабочем порядке». Зачем нужно было выводить конфликт в публичное поле?
– Конфликт, тем более публичный, с Даниялом Ахметовым это то, чего мы хотели в последнюю очередь. Я не первый год в бизнесе и прекрасно понимаю, что такое компромисс, поиск решения через взаимные уступки. Я до последнего искал мирное решения проблемы, мы не раз лично встречались с Ахметовым, к нему заходили близкие мне и ему люди в попытках найти справедливое решение, но, видимо, мое стремление найти компромисс было воспринято как слабость и нас решили «дожать». И тогда мне пришлось выбирать: потерять 900 млн тенге, вложенных в проект Semey Bus и чувство собственного достоинства или бороться за справедливость с риском потерять все. Что я выбрал, вы знаете.
– Дело только в субсидировании или за этим стоит что-то еще?
– Скорее, это была последняя капля, переполнившая чашу терпения. Причина в циничном нарушении региональной властью законов, своих же обещаний и обязательств, тотальная коррупция, неприкрытое лоббирование интересов избранных. Сейчас Даниял Ахметов и его политтехнологи, которых он нанимает для борьбы с нами, причём за счёт бюджета области, пытаются представить ситуацию как конфликт региональных бизнесменов, не поделивших очередной тендер или как недовольство недобросовестных подрядчиков претензиями Данияла Ахметова к качеству работ по госпроектам. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно: бизнес не конфликтует, бизнес конкурирует, это его нормальное состояние. К тому же, наша ситуация стала катализатором давно зревшего недовольства работой акимата. Поверьте, все подписанты многочисленных обращений к Елбасы и Президенту, да и не только они, хотят прозрачности и эффективности государственных проектов.
А что касается качества наших работ, которые мы выполняем в том числе для города Семей, то нас сейчас под микроскопом проверяют многочисленные комиссии, аудиты и эксперты. И если бы за нами нашли какой-то «грешок», который действительно был бы достоин внимания общественности и правоохранительных органов, вы бы давно об этом знали, а я бы не имел возможности давать интервью.
– А почему в фокусе вашего внимания оказалось именно ТОО «Фирма Азия»? Почему именно оно фигурировало в письмах подписантов?
– Потому что именно это ТОО неизменный победитель всех многомиллиардных тендеров акимата. И кстати, уголовное дело в отношении всех подписантов обращений к руководству страны появилось почти сразу после его публикации в СМИ и социальных сетях за «распространение заведомо ложной информации» по заявлению ТОО «Фирма Азия».
Дело в том, что все, кто стали фигурантами этого уголовного дела, были связанны подпиской о неразглашении тайны следствия. Вот так у нас в стране обстоят дела с правами человека: тебя могут обвинить в том, чего ты не совершал, а ты даже не имеешь возможности апеллировать к общественности, потому что ты не имеешь право разглашать тайну следствия. И только благодаря запросу Радио Азаттык и полученному ответу от Департамента полиции ВКО информация о том, в чем нас обвиняют, и кто был заявителем, стала публичной. Теперь мы можем об этом говорить открыто. Кстати, несмотря на ставшее сегодня популярным обвинение в «распространении заведомо ложной информации», никто из подписантов даже под давлением не отказывается от своих слов и подписей.
То, что ТОО «Фирма Азия» написала на нас заявление, совсем не удивляет: деньги, тем более бюджетные, любят тишину. А вот молниеносная реакция правоохранительной системы нас поразила - уже на следующий рабочий день после подачи ТОО «Фирма Азия» заявления в Департамент полиции ВКО, из Усть-Каменогорска в Семей прибыла следственная группа и начала допросы. А перед анонсированной датой премьеры нашего фильма о коррупции при строительстве Абай-Арены были задействованы колоссальные ресурсы для проведения обысков и задержаний одновременно по нескольким адресам, в том числе у меня дома и в редакции Adal Press. Такое ощущение, что велась спецоперация против террористической группы. Изымались личные гаджеты, компьютеры и телефоны, в том числе у моих детей - это была отчаянная попытка Данияла Ахметова не допустить публикации фильма. Но, как вы знаете, премьера фильма состоялась, на двух YouTube каналах Adal Press и на вашем канале Exlusive. Фильм «Шокирующая Азия» посмотрело уже больше 70 тыс человек. Результат был бы еще большим, но в прошлую пятницу YouTube по жалобе заблокировал канал Adal Press, якобы за нарушение авторских прав. Скорее всего, кто-то по просьбе наших недоброжелателей пытается доказать свои права на имя или логотип Adal Press. Но, узнав о блокировке нашего канала, к продвижению нашего фильма подключились блогеры. Действие равно противодействию: наши оппоненты только подогревают интерес к фильму.
– Но ваши оппоненты из ТОО «Фирма Азия» утверждают, что факты, изложенные в фильме, не соответствуют действительности, и авторы фильма не знают деталей этого сложного и дорогого проекта. Что вы на это скажете?
– Во-первых, наш фильм, как и обращения к руководству страны, не анонимны. Автором фильма является официальное средство массовой информации Adal Press, а факты, изложенные в фильме взяты из официальных источников, доступных каждому. При подготовке фильма каждый факт и каждое утверждение тщательно проверялись, среди нас много профессиональных строителей, которые изучили все документы и глубоко погрузились в этот проект. Так что если Даниял Ахметов или ТОО «Фирма Азия» считают, что факты, изложенные в фильме недостоверны, то они имеют законное право обратиться с иском в суд - мы к этому готовы. Во-вторых, приведённые контрдоводы в оправдание увеличения суммы проекта на 50% просто не выдерживают никакой критики, а некоторые аргументы настолько наивны, что просто диву даёшься. Так, например, в попытке обосновать увеличение сметы директор и соучредитель ТОО «Фирма Азия» Сауле Доскужанова изобрела несуществующий в строительстве коэффициент инфляции, который, якобы, был неправильно применён по отношению к материалам. На этом несуществующем коэффициенте инфляции они накрутили, по ее же словам, 950 млн. тенге! Более того, она утверждает, что у нее не было опыта работы с ТОО «Инсон» кроме как по проекту корректировки стоимости «Абай-Арены». Но мы точно знаем, что способности ТОО «Инсон» «правильно» считать смету так понравились ТОО «Фирма Азия», что они продолжили своё взаимовыгодное сотрудничество при завершении другого скандального проекта в г. Семей – Центра ядерной медицины. В этом проекте благодаря «талантам» ТОО «Инсон» смета на завершение строительства почти готового объекта, который изначально стоил 6,5 млрд тенге была удвоена! Ну это уже совсем другая история, о которой будет снят отдельный фильм. Стоит упомянуть и про то, что Сауле Доскужанова заявила, что ТОО «Фирма Азия» не занимается управлением «Абай-Арены», а это делает ТОО «Отель «Семей Номад». Но при этом она умолчала о том, что и ТОО «Фирма Азия», и ТОО «Отель «Семей Номад» принадлежат семье Доскужановых.
Кстати, на этой неделе по материалам фильма будет сформировано и подано официальное заявление в Агентство по борьбе с коррупцией и Комитет национальной безопасности.
– Но Даниял Ахметов обвиняет вас в том, что вы запросили непомерно высокую сумму субсидий, превышающую даже стоимость всех автобусов, купленных в лизинг. Что вы на это скажете?
– Расчёт субсидий осуществляется на основании специальных правил, утверждённых Правительством, где все четко регламентировано. Расчеты подаются перевозчиком в местный исполнительный орган, специальная рабочая группа их утверждает и только после этого закладывается соответствующая сумма в бюджет. И даже после этого перевозчик должен ежемесячно подтверждать обоснованность сумм запрашиваемых субсидий. Semey Bus не только прошел все эти процедуры еще в начале 2020 года, но рабочая группа во главе с замакима г. Семей подтвердила правильность расчетов, был оформлен соответствующий протокол и …. процесс встал, потому что г-н Ахметов решил, что субсидии очень «большие». Мы все помним, насколько тяжелым для всех нас был 2020 год. Для Semey Bus он был серьезным испытанием из-за падения пассажиропотока, денег порой не хватало даже на выплату зарплаты водителям и покупку ГСМ, водители бастовали, автобусы не выходили на линию, люди зимой часами ждали автобусы, а акимат только давал пустые обещания что субсидии вот-вот будут… Мне неоднократно намекали и даже прямо говорили о необходимости учесть личные интересы г-на Ахметова и тогда все будет хорошо и с субсидиями, и с нашими с ним отношениями. Но в ответ я всегда говорил, что акимат является совладельцем Semey Bus на 49%, а проект является социальным, все абсолютно прозрачно. Кстати недавно Semey Bus провёл пресс-конференцию и опубликовал результаты деятельности за 2020 год и фактически «на пальцах» объяснил всем заинтересованным лицам, что 80 тенге за проезд едва хватало в 2020 году на выплату зарплаты сотрудникам и покупку ГСМ. А если возвращаться к сумме субсидий, то, если бы акимат выполнили свои обязательства, то их размер составил бы в 2020 году около 1.6 млрд тенге, но даже их было бы недостаточно, чтобы оплатить все обязательства Semey Bus, а их по итогам 2020 года осталось немало: долг по лизингу автобусов 1 016 млн тенге, по налогам 358 млн тенге, долг по пенсионным взносам сотрудников 101 млн тенге, долг за ГСМ 47 млн тенге и т.д.
Мы обратились в суд, но надежд на нашу судебную систему мы особых не питаем. Мы просим признать незаконным бездействие должностных лиц акимата по не заключению договора на субсидирование. Мы оспариваем законность уведомлений акимата о расторжении с Semey Bus договоров на пассажирские перевозки, мы пытаемся признать незаконным заключение акиматом договоров на перевозки с так называемым временным перевозчиком и т.д. Судьи откровенно в кулуарах говорят нам, что на них давят и даже понимая нашу правоту они не могут принять законное решение и вынуждены его постоянно откладывать.
Кстати, раз уж мы заговорили о судах, я хочу рассказать на мой взгляд об исключительном судебном решении. В прошлую пятницу судья Экономического суда г. Нур-Султана Нурланбеков Б.К. огласил решение об удовлетворении требований АО «Фонд развития промышленности» по принудительному изъятию у Semey Bus автобусов. У нас действительно из-за невыплаты субсидий образовалась большая задолженность по лизинговым платежам и Фонд имеет право истребовать свои автобусы, но есть одно важное «но». В процессе рассмотрения данного дела Semey Bus находился и продолжает до сих пор находиться в стадии реабилитации, соответственно по закону в этот период любые судебные процессы против «Semey Bus» должны были быть приостановлены, а все требования должны были заявляться кредиторами только в рамках процедуры реабилитации. Да и скорость рассмотрения дела просто поражает: дело было возбужденно 14 мая, а уже 18 июня на первом же заседании судья вынес решение, а оформил и подписал решение буквально вчера, то есть в воскресенье 20 июня! Вот такое вот правосудие.
– И к чему все идет?
– Если в ближайшие дни вопрос субсидий не решиться, то Semey Bus остановиться навсегда, у нас просто не будет возможности дальше поддерживать жизнедеятельность автопарка, а я больше не могу тратить свои личные деньги на социальный проект. Но факт в том, что обеспечение общественных перевозок в г. Семей - это не бизнес Серикжана Айкельева, это обязанность власти в лице Ахметова!
– А кроме суда есть какие-то альтернативные механизмы решить кризисную ситуацию?
– Единственная альтернатива судам - открытый диалог и мы к нему готовы. На прошлой неделе региональная палата предпринимателей Атамекен выступила с инициативой провести круглый стол в Усть-Каменогорске с участием подписантов обращений к руководству страны и акимом области Ахметовым. Мы с большим интересом восприняли данную инициативу и мне даже удалось связаться и обсудить этот вопрос с Председателем Правления НПП Атамекен Аблаем Мырзахметовым и Уполномоченным по защите прав предпринимателей РК Рустамом Журсуновым. Может получиться очень интересная дискуссия, если Даниял Ахметов примет вызов и обе стороны смогут совладать с эмоциями и конструктивно обсудить все проблемы.