Все, что вы можете подарить своему ребенку – это его талант
Творческое образование снова в цене. Мир, увлекшись точными науками в ХХ веке, перешагнув в новое столетие, вдруг понял, что человек не способен реализовать свой талант без креативного мышления. Есть ли у казахстанских детей шанс развить свой талант?
Ведущие педагоги мира сегодня признают – теперь нашим детям нужны не знания, а умение их использовать. Именно умение нестандартно мыслить всегда было главным условием для успеха, а теперь – это уже практически навык выживания.
Мир становится более взаимосвязанным, принимать линейные решения становится уже невозможно ни в бизнесе, ни в политике. Исследования последних лет показывают, что, по мере взросления людей, их творческие способности ослабевают. Выяснилось, что к 5 годам творческий потенциал ребенка составляет 98%; к 10 годам этот процент снижается до 30%; в 15 лет – 12%. А к тому времени, когда мы взрослеем, наша креативность составляет не более 2%. Поэтому эти навыки важном заложить именно в школьном возрасте.
К сожалению, до сих пор некоторые учителя рассматривают творчество как дополнительную или даже ненужную нагрузку. Возможно, именно в этом кроется причина системного кризиса образования во всем мире. Только теперь приходит осознание того, что на самом деле, как раз искусство уменьшает неприязнь школьников к математике и естественным наукам. Но возможно, самое важное, что дает творческое образование – это поощрение риска и принятие собственных ошибок, без которых самореализация невозможна.
На самом деле, испокон веков элиты стремились дать своим детям этот пропуск в лучший мир. Знаете ли вы, что в биографии большинства Нобелевских лауреатов есть эпизод, связанный с творческим образованием? Его уникальность в том, что оно позволяет раскрыться таланту человека в любой сфере, поскольку развивает его креативность, остроту восприятия, способность услышать музыку в скучных математических формулах.
Сейчас во всем мире идет взрывной рост креативных индустрий, как экономической отрасли, доходы от которой сопоставимы с военно-промышленным комплексом или продажей природных ресурсов. Все крупные транснациональные компании проводят тренинги по усилению творческого потенциала сотрудников, мировые университеты либерализуют учебные программы, вводя все больше дисциплин творческого характера... Весь мир заговорил о ценности и необходимости воспитания сбалансированной, гармоничной и креативной личности, без которой дальнейшее развитие цивилизации невозможно...
Нейробиологи и нейролингвисты, изучающие мозг человека, выяснили, что во время выступления пианиста происходит, образно говоря, настоящий нейронный «пожар». Партнер «Авторской школы Жании Аубакировой», знаменитая Дина Кирнарская, доктор искусствоведения и психологии, проректор Российского университета искусств, считает: лучшее, что можно сделать для своего ребенка – дать ему творческое образование.
Во-первых, занятия искусством воспитывают волю, дисциплину, упорство и ответственность. Музыка развивает у ребенка математические способности, потому что музыка-это конструкции, формулы, арифметика, алгебра звуков и времени...
В музыкальной речи те же фразы и предложения, точки и запятые; играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Музыка развивает талант коммуникации. Амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй должны знать: бизнес – это прежде всего творчество, способность нестандартно мыслить и создать уникальный продукт или услугу.
Человек, воспринимающий с детства приличную и качественную музыку – по-другому развивается, как интеллектуально, так и эмоционально. У него улучшается способность критического мышления. Он тоньше и многообразней воспринимает «объем» и сущность жизни.
Сейчас очень модно стало говорить об эмоциональном интеллекте, без которого IQ ребенка слишком подвержено риску нереализованности – он не может применить знания, которые у него есть. EQ помогает не просто понимать свои чувства, но и анализировать и правильно оценивать мотивы поступков и решений. Очень часто люди — дети, подростки, молодые люди и пожилые — могут действовать на эмоциях, и принимать неправильные решения. И ничто так не развивает эмоциональный интеллект как творческое образование.
Есть ли у казахстанских детей такая возможность?
К сожалению, в Казахстане школ, где это понимают, ничтожно мало. Увы, но даже Алматы, лидирующем по количеству негосударственных школ, не может дать достаточный выбор для родителей, осознающих ценность творческого начала. Из 61 частных школ мегаполиса львиная доля ориентирована главным образом на естественные науки. Творческое образование там имеет, скорее, поддерживающий элемент. Ну а про государственные школы и говорить не приходится – в лучшем случае там есть музыкальные кружки или художественные студии.
Впрочем, одну школу мы все же нашли – это одна из первых в стране Авторская школа Жании Аубакировой, блестящей пианистки, признанной не только в Казахстане, но и за рубежом. Тогда, в середине 90-х, стране было не до образования вообще, а уж тем более творческого и подавно. Школа прошла проверку временем и с тех пор это едва ли не единственное место, где ребенок может учить геометрию и биологию, а на перемене играть на рояле, чтобы потом пойти на курсы робототехники. Впрочем, там доступны и спорт, и танцы, есть даже собственная художественная мастерская.
Здание школы трудно назвать помпезным, но его можно причислить к памятникам городской архитектуры. Спустя годы известный архитектор Юджи Имае, посетив его, заметил, что именно по такому принципу развивается японская архитектура – вначале здание как ребенок, и с каждым годом, по мере взросления, из-за новых потребностей появляются дополнительные строения; здание растет вширь, вглубь и в высоту, совсем как живой организм, набирающий силу. Впрочем, мелочей здесь нет – даже дизайн стен санузлов выполнен в виде фортепианных клавиш.
Очевидно, что в такой школе регулярно проводятся различные мероприятия: благотворительные ярмарки, конкурсы, выступления, спектакли по произведениям, постановки, инициаторами и организаторами которых являются сами школьники, вырабатывая важнейшие навыки презентаций и проектной работы.
Но сердцем школы, конечно же, являются малый и большой концертный залы. Дети запоминают его на всю жизнь, потому что сдают здесь все экзамены. Они готовятся в течение всей четверти, а по итогам подготовки выступают перед экзаменаторами. Это позволяет им с самого детства приобрести ценный опыт и побороть страх публичных выступлений.
Школа давно превратилась в своего рода экосистему творческого образования. Здесь стараются сохранить тонкий баланс между традициями и инновациями, между опытом и экспериментами. Вполне ожидаемо, что выпускники школы не только побеждают в самых престижных международных музыкальных конкурсах, но и поступают в топовые университеты Европы, Азии и Америки, России и Казахстана.
Увы, но это, скорее, приятное исключение. А тем временем, казахстанские детки сами пробивают себе дорогу в мир креативных индустрий, завоевывая самые престижные международные награды. Но их успех никак не связан с системой образования. Это всегда – счастливые случайности.
Нурлан Киясов, основатель влиятельного международного образовательного форума “EDCRUNCH” рассказал о новом тренде в США, когда самые престижные инженерные и музыкальные колледжи создают единую образовательную среду. Успех этого эксперимента говорит о том, что запрос на эту модель будет расти. Авторская школа Жании Аубакировой планирует разработать подобную концепцию и предложить ее нашим школам, специализирующимся на техническом, инженерном и IT-образовании. Пока одни углубляются в STEM, другие – проявляют свою эмпатию, творческое воображение, креативность. Взаимовыгодное общение изменит сознание и тех, и других. Коллаборация инженерии и искусства – это «бомба» завтрашнего дня, – подчеркнул известный эксперт