Биртанов может выйти на свободу?
Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) распространило информацию о том, что завершило досудебное расследование в отношении бывших министра здравоохранения Елжана Биртанова и вице-министра Олжаса Абишева.
Напомним: оба экс-высокопоставленных чиновника подозреваются в злоупотреблении должностными полномочиями путем приемки и ввода в эксплуатацию нерабочей Платформы информатизации Минздрава, которая должна была объединить всю информацию о пациентах, лекарствах и медицинских изделиях для оперативного решения проблем в системе здравоохранения. Но на сегодня, сообщает АФМ, платформа не функционирует и не используется медучреждениями, что подтверждается собранными доказательствами. Стоимость невыполненных работ составляет $4,1 млн. или 1,5 млрд. тенге. Кроме того, Елжан Биртанов подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями при использовании в июне 2020 года воздушного судна санитарной авиации для личных целей.
После того, как дело переквалифицировали с «хищения» на «злоупотребление должностными полномочиями», сторонники экс-министра немедленно выступили в социальных медиа с постами в его поддержку. Известный журналист Вадим Борейко предположил, что «некоторая элитная группа, которой никакой закон не писан, решила законопатить Биртанова в колонию. Поручила придумать на него уголовное дело».
Автор еще одного поста в Телеграм и Фейсбук, озаглавленного «Биртанов – не вор» пишет, что тем, «кому нужно избавиться от Биртанова, не только закон не писан, но и поручения Президента Токаева – не указ… Глава государства неоднократно давал четкий и недвусмысленный месседж о неприемлемости уголовного преследования чиновников, которые действуют исходя из интересов государства, и, возможно, совершают ошибки, но без коррупционного умысла… По весьма неправдоподобной версии АФМ, Казахстану всучили неработающий продукт Однако Платформа принималась Минздравом, МЦРИАП (Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. – Ред.) и другими ведомствами под чутким контролем правительства. Совершенно непонятно, почему тогда не привлекают к ответственности поставщика «бракованной» Платформы известную всему миру хорватскую компанию Эрикссон Никола Тесла, которая не прячется от следствия и продолжает работать с Минздравом над Платформой? … Получается, что легенда о неработающей Платформе — это всего лишь миф для преследования Биртанова».
– Этими постами пытаются обелить экс-министра Биртанова, суд на которым должен состоятся в ближайшее время, – говорит общественный деятель, известный в Алматы детский доктор Каиргали Конев. – Ну коль так, тогда и я приведу пример, касающийся близкого мне человека, чтобы показать, насколько в нашей стране избирательно относятся к вопросам уголовного преследования. Моего брата Аманжола Конеева, который пострадал явно из-за моей активной общественной деятельности, тоже подозревали в хищении 160 млн. тенге и неуплате налогов в 1,5 млрд тенге (интересно, как такая громадная сумма могла пройти мимо внимания фискальных органов?). После заведения на него уголовного дела, его сразу задержали и водворили в СИЗО, несмотря на то, что он только что перенес тяжелую операцию на желудке. В камере из-за нагноения еще не снятых швов он терпел адские боли и не мог элементарно обслуживать себя. Следствие пыталось добиться у него «добровольного» признания, что он, вступив в «преступный сговор с партнерами – должностными лицами Казахстанской ипотечной компании, сам у себя «своровал» свои же деньги. Впоследствии был доказан факт применения пыток. Сейчас антикоррупционная служба проводит досудебное расследование в отношении следователей, допустивших их.
Поясню суть дела: брат строил жилой дом в Уральске, где инвестором выступил он сам, а соинвестором – Казахстанская ипотечная компания. Стороны на возведение объекта выделили соответственно 500 млн. и 1,5 млрд. тенге.
В СИЗО брат попал ноябре прошлого года, в начале лета после окончания следственных действии дело переквалифицировали на якобы мошенничество, так как факт хищения доказан не был. Однако, насколько мне известно, это понятие (мошенничество) из сферы уголовного законодательства предусматривает невыполнение условии договора. Но дом, который стал поводом для возбуждения уголовного дела, был введен в эксплуатацию в 2018 году и сейчас прекрасно функционирует.
Суда над Аманжолом Коневым до сих пор нет. Его все откладывают и откладывают. То прокуратура отзывает дело, то департамент экономических расследовании...
На это примере можно сравнить уголовное преследование, в орбите которого оказался предприниматель, чья компания за 20 лет пребывания на рынке строительных услуг в ЗКО, построила более 40 объектов недвижимости (детсады, школы, больницы, жилые дома и т.д.), с аналогичным делом против экс-министра Биртанова. Чиновника тоже задержали осенью прошлого года по подозрению в хищении государственных средств. Но при этом буквально через неделю выпустили из СИЗО под домашний арест, а еще через пару месяцев облегчили режим. С 9 утра до 7 вечера он свободно может передвигаться, даже ходить на работу. Так как оба дела на слуху, то у народа создается впечатление, что перед законом кое-кто ровнее других, что, естественно, не самым лучшим образом влияет на доверие к власти.
Теперь же и вовсе факты хищения, в которых подозревают экс-министра, оказывается, не подтверждаются, и следствие переквалифицирует дело «на превышение должностных полномочий». Грубо говоря, оно не могло доказать, что Елжан Биртанов лично присвоил деньги, но доказало, что он принял недоделанную работу по внедрению информационной платформы минздрава, выполненную на эту сумму, а это, насколько я понимаю, является тяжелым коррупционным преступлением.
Можно поверить в то, что экс-министр не знал о том, что ему всучили неработающую информационную платформу. Но все помнят, как оно с большой помпой было презентовано зарубежными и отечественными СМИ. Свидетельство – видеоролик, который минздрав распространил летом 2019 года. Позже (в сентябре 2019 года) экс-министр заявил в одном из своих интервью, что «сегодня фактически 95% населения получают записи при обращении за медуслугами в электронном виде». Но, исходя из реальности, мы все знаем, что правдой там было только то, что Биртанов, запуская эту фактически несуществующую платформу, во всеуслышание заявил, что информационные технологии уже внедрены, что явилось, по сути, введением в заблуждение главы государства и народа Казахстана. Если бы паспорта здоровья функционировали так, как он их презентовал летом 2019 года, то коронавирусного кризиса летом прошлого года в Казахстане не было бы.
Да, у его защитников тоже немало аргументов. Главный из них – нельзя одного только Биртанова обвинять во всех провалах прошлогодней пандемии: умирали во всех странах. Но, к слову: как только против них возбудили уголовные дела за вмешательство в ход следствия, они свою активность поубавили...