Частные школы Казахстана: по стоимости самых дорогих колледжей и университетов мира
Сегодня очень многие родители встали перед трудным выбором: в какую школу выбрать для обучения? Понятно, что большинство может позволить себе только ближайшую государственную школу. Но есть и те, кто может себе позволить учиться платно. И дело здесь не только в престиже, но и в том, чтобы выполнить свое главное обязательство – дать ребенку более качественное образование, которое, по замыслу, более возможно в частных школах.
В ответ на этот запрос растет их количество – только в Алматы их более 60 и конкуренция между ними позволяет сделать оптимальный выбор между ценой и качеством. К тому же, для занятых родителей частные школы предполагают относительную безопасность и возможность заполнить свободное время детей дополнительными занятиями. В Нур-Султане конкуренция ниже, соответственно, и стоимость немного выше, а в регионах ситуация еще более сложная.
Тем не менее, даже в обоих столицах, где есть относительный выбор, разобраться в том, куда пойти учиться, оказалось довольно сложно.
Итак, есть каста самых привилегированных, а точнее, самых дорогих школ: «Haileybury Almaty», «Haileybury Astana», Международная школа QSI (Нур-Султан), Алматинская международная школа QSI, стоимость в которых колеблется между 1,2-1,4 млн. тенге ежемесячно, не считая вступительного или гарантийного обеспечения (от 116 до 370 тысяч тенге). В этих школах учатся чуть меньше двух тысяч людей, исходя из чего можно предположить, что это именно то количество семей в Казахстане, которые могут потратить на школьное образование каждого своего ребенка в среднем 10 млн. тенге или 25 тысяч долларов в год.
К слову, если в семье больше одного ребенка, то это вполне ощутимая статья расходов даже для обеспеченных родителей. Тем более, что она вполне сопоставима со стоимостью обучения в самых дорогих колледжах мира. Например, обучение в Sarah Lawrence College, одном из самых престижных в мире, стоит около 60 тысяч долларов. Примерно столько же стоит обучение и в самых дорогих университетах - Columbia University, представителе прославленной «Лиги плюща», одном из символов американской науки и альма-матер пятерых отцов-основателей. 29 глав государств и 29 лауреатов «Оскара», 104 нобелевских лауреата так или иначе связаны с Колумбийским университетом, где годовое обучение обойдется 57 тысяч долларов.
Но за рубежом есть немало и других, не менее привилегированных учреждений, по цене казахстанских школ. И поэтому, если бы не желание быть рядом с ребенком, было бы гораздо логичнее уже отправить детей на запад, где по стоимости школы в Казахстане можно получить не только качественное образование, но и практически гарантированный пропуск в лучшие университеты мира.
Почему стоимость обучения в наших школ сопоставима с ценами в западных колледжах – это отдельный вопрос. Можно предположить, что это издержки роста, связанные с расходами на здание, оплату педагогов, в том числе и зарубежных. Но едва ли можно ожидать снижения стоимости обучения в ближайшей перспективе. Скорее, тренд будет расти в противоположную сторону. По данным Forbs.kz, приблизительный доход этих школ составляет от 1 до 6 млрд. тенге, что говорит о том, что образование является весьма доходным бизнесом в том числе.
К второй, более скромной по доходам группе школ можно отнести Международную школу Kazakhstan International School (Алматы) – 874 тысячи тенге, Umka school – 720 тыс. тенге, Международная школа Spectrum (Нур-Султан) – 654 тысячи тенге, Международная школа «Мирас» (Алматы) – 555 тыс, Международная школа «Мирас» (Нур-Султан) - 435 тыс тенге, High Tech Academy (Алматы) – 420 тысяч. Правда, в некоторых из них вам придется отдельно доплачивать за какие-то дополнительные занятия и кружки, развозку или питание.
И наконец, есть третья категория школ для родителей, ищущих не престижа, но оптимального соотношения цена/качество.
Это школы, которые менее похожи на бизнес-проекты – учеба в них стоит от 100 тысяч тенге в месяц («Экономический лицей» (Нур-Султан) до 370 тысяч тенге - Международная школа Galaxy (Алматы). Правда, почти во всех школах в эту сумму не входит посещение кружков, питание и развозка. Принцип all-inclusive действует только в некоторых из них, среди которых Авторская школа Жании Аубакировой, где учеба стоит 270 тысяч ежемесячно. К слову, это единственная школа в стране, где ваш ребенок одновременно с изучением математики и физики может получить творческое образование. Остальные школы делают основной упор на иностранные языки и естественные дисциплины, хотя в некоторых еще обучают шахматам или бальным танцам.
Родители сегодня готовы на большие жертвы, чтобы дать своим детям хорошее образование, которое всегда было важной составной социального успеха. Надо отдать должное относительно либеральной политике государства, поддерживающего создание самых разных типов школ.
Однако, необходимо сделать следующий шаг – сделать систему более открытой. Школам, как частным, так и государственным, нужно не только конкурировать на олимпиадах и конкурсах, но и взаимодействовать коллективами, делиться интересным опытом и обсуждать общие проблемы. В процесс должны быть более вовлечены родители – их роль не заканчивается выбором школы, которой они делегируют всю ответственность за обучение. Грань между жизнью и образованием становится все тоньше и опыт взрослых становится не менее важен, чем те знания, которые их дети получают в классах.
Образование не должно и не может быть еще одним инструментом расслоения общества. И, тем более, зависеть от статуса и стоимости обучения в школах. И тогда ренкинг школ по уровню доходов будет не так важен, как объективные рейтинги на основе учебных программ, по достижениям как школьников, так и педагогов, по уровню их самосознания, по их социальной активности, по качеству благотворительных акций и пр. Но для этого школы должны быть более открытыми, их сайты не должны быть похожи на рекламные постеры, а информация такой скупой и тщательно дозированной. Это должна быть экосистема, где правят законы не конкуренции, а сотрудничества.
Образование – это все же не бизнес, а миссия.