Чиновники опровергают президента и предлагают верить им на слово
В последнее время глава государства сообщает любопытные новости, способные не только объяснить возможные причины сложной ситуации с коронавирусом, но и стать поводом для расследований. Однако у правоохранительных органов работы так и не прибавилось.
В Казахстане в каждом третьем прививочном пункте нарушали условия хранения вакцин, благодаря чему их эффективность снизилась. Об этом сообщили не любители конспирологии и прочие участники антипрививочных движений, а сам глава государства на совещании по эпидситуации.
«Следует четко проработать все аспекты транспортировки и хранения вакцин. К сожалению, последние данные показывают, что не все регионы выстроили эту работу должным образом. Выявлены многочисленные факты нарушения температурного режима хранения вакцин – примерно до 30% прививочных пунктов. Это стало причиной снижения эффективности ее действия», – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Проблемы с соблюдением температурного режима хранения вакцин могли случиться из-за возможного отсутствия необходимого холодильного оборудования, ведь в стране перебоев с электричеством нет. Но, отвечая на вопросы журналистов в пятницу, 23 июля, председатель Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава Айжан Есмагамбетова опровергла слова президента. По ее информации, Минздрав действительно выявлял нарушения, но до начала работы прививочных пунктов их сразу же устраняли.
– Чтобы понятно было, скажу, например, что у нас обязательно должен быть предусмотрен план на случай отключения электроэнергии. В ряде регионов, например, таких планов не было, но отсутствие этого плана не говорит о том, что были какие-то выявлены нарушения по факту и это повлекло нарушение, как бы, транспортировки и температурного режима хранения вакцин.
То есть, таких фактов, которые на сегодня бы говорили, что был нарушен температурный режим, за исключением одного, который был в период транспортировки вакцины в Алматинскую область, тогда произошло автодорожное происшествие, тогда пострадал рефрижератор, который перевозил вакцины. Там было проведено расследование, было выявлено количество доз, которое пострадало, и естественно, эти вакцины были уничтожены. (…) Фактов, которые говорили бы о том, что в процессе проведения вакцинации выявлены нарушения хранения или транспортировки вакцины, которые могли бы повлиять на эффективность вакцинации (…) не установлено, – сказала Есмагамбетова.
Если это правда, то почему президента ввели в заблуждение? Причем глава государства говорит не только о фактах нарушения температурного режима хранения, но и о наступивших последствиях. Айжан Есмагамбетова же заверила, что испорченные вакцины казахстанцам не вводили. Однако сколько доз вакцины уничтожили после ДТП в Алматинской области, она не сказала.
Совсем недавно президент придал гласности информацию о проблемах поставки американской вакцины Pfizer, которая, как оказалась, должна была быть в Казахстане еще в мае этого года. Как выясняется теперь, все еще не решен вопрос условий ее хранения. Сейчас идут переговоры о закупе необходимого оборудования. Сумму затрат в Минздраве пока не называют.
На требование президента наказать виновных в срыве поставки американской вакцины реакции так и не последовало. Предположения прессы о возможном лоббировании интересов других производителей министр Алексей Цой отрицает. Его объяснение причин срыва поставок Pfizer снова звучит как опровержение слов президента.
— Здесь очень много разных моментов, которые я не могу озвучить вам. И очень много различных обстоятельств, которые у нас были, и много вещей, которые мы не можем сейчас озвучить, были включены в контракт, и с этими условиями мы не были согласны. Поэтому сейчас мы пришли к общему соглашению. Переговоры фактически завершились. Поэтому что-то сказать о том, что кто-то виноват или нет, — это переговорный процесс, и пока мы не добьемся правильных условий для Казахстана, мы не можем реализовывать данное соглашение, – сказал министр здравоохранения Алексей Цой на брифинге 23 июля.
Касым-Жомарт Токаев же ранее утверждал, что у Pfizer условия стандартные. Именно поэтому он делает на этом акцент:
«Правительство связывает срыв поставки препарата с рядом требований, которые были выдвинуты Pfizer. Однако данные условия являются стандартными для всех стран, которые закупают вакцину. Недавно поступило новое предложение, где содержится весь алгоритм действий».
Президент указывал и на проблему оснащения оборудованием машин скорой помощи. На совещании по эпидситуации он требовал обеспечить полную оснащенность ковидных больниц.
«Нередки случаи, когда скорая помощь приезжает без необходимого оборудования. В результате теряется драгоценное время на спасение пациента. Несмотря на выявленные факты, регионы продолжают рапортовать о высокой оснащенности отделений для лечения тяжелых пациентов. Это свидетельствует об отсутствии контроля со стороны акиматов и правительства, либо о желании приукрасить ситуацию. Такая ситуация недопустима".
На второй год борьбы с ковидом, когда все уже должно работать как часы, сложившаяся ситуация выглядит трагично. Причем виновных в этом как не было, так и нет. На брифинге, 23 июля, журналисты указывали на отсутствие кулеров с питьевой водой в ковидных госпиталях. Министр оставил это без комментариев.
Отсутствие прозрачности расходования государственных средств, брошенных на борьбу с коронавирусом, совсем не способствует лояльности граждан к антиковидным мерам, особенно, когда даже замечания президента чиновники Минздрава опровергают, предлагая верить им на слово. В минувшем году пакет антикризисных мер Казахстана против COVID-19 достиг почти 6 триллионов тенге. В апреле этого года на противоэпидемиологические мероприятия дополнительно выделили 265 миллиардов.
Умай Беймарал