суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Уголь дорожает: нас ждет тяжелая зима

Летняя жара больно ударила по селу. СМИ и социальные сети облетели фотографии скота, гибнущего  из-за нехватки воды и корма. Местное население охарактеризовало бедствие как «настоящий джут». Им пришлось массово резать скот, продавать мясо по дешевке. Глава Мясного союза Казахстана Асылжан Мамытбеков назвал ситуацию «катастрофой». Теперь обедневшему селу угрожает новая напасть: в Казахстане дорожает уголь. 80% электроэнергии вырабатывается с помощью угля, и цена «черного золота» - важнейшая часть тарифов энергетиков. От их цен зависят цены на все остальные товары и услуги. Горожане платят за подорожавший уголь дважды: в цене за свет и в цене за все остальные товары (для их производства тоже нужно электричество). Жители села платят трижды: почти все они отапливают дома углем, и рост цен на «черное золото» напрямую бьет им по карману.

Казахстан входит в десятку крупнейших угледобывающих стран мира, но уголь все равно каждый год дорожает к холодам, даже если угольщики увеличивают добычу или предоставляют скидки, максимально удерживая рост цены.

Отпускная цена у казахстанских угольщиков пока одна из самых низких в мире. Поскольку от цен на уголь зависит цена электроэнергии для населения и рост инфляции в целом, угольщики часто сдерживают удорожание «черного золота». Например, крупнейший в стране разрез «Богатырь», дающий энергетикам (ГРЭС) около 60% угля, необходимого для производства электроэнергии в стране, вместо подъема цен на 7,2% из-за инфляции снизил их на 4,2%. То есть, фактически угольщики дотируют и производителей электроэнергии, и население. Но пока уголь доберется от «разреза» до своего покупателя, он все равно дорожает. К цене на месте добычи (обычно она колеблется от 2,5 до 6 тыс. тг за тонну у разных добывающих компаний Казахстана) добавляются самые разные и часто быстро растущие тарифы компаний-монополистов, предоставляющих услуги подъездных путей, обслуживания вагонов. Цену также раскручивают посредники, торгующие на угольной бирже спекулянты, поставщики. Дорожает всё: запчасти почти на треть, пиломатериалы – наполовину, дизельное топливо – на 12,5%. Подорожали взрывчатка для горных работ, электроэнергия. В этом году цены взлетели, не дожидаясь осени. За первое полугодие цена уже выросла на 5,5%, при том, что сами угольщики подняли ее лишь на 3,8%.

Особенно сильно сказалась на ценах политика посредников на транспорте. Получив несколько лет назад контроль над подъездными путями к угольным разрезам, они активно задирают цены. Так, АО «Каражыра» с начала года вынуждено подняло цены на свой уголь на 5,4%. Как отмечала начальник отдела естественных монополий и цен департамента комитета по регулированию естественных монополий по ВКО Жумагуль Мусипова, рост цен связан с инфляцией в целом и тарифами на грузоперевозки от разреза до станции «Оскемен-1».

В такой же ситуации оказался крупнейший в стране угольный разрез «Богатырь». В 2018 году подъездные пути к разрезу оказались в руках нынешнего ТОО «Arman Kala Limited». Новый владелец по сообщениям СМИ тогда сразу поднял цены аж в 200 (!) раз и политика постоянного роста стоимости продолжается и по сей день. «Богатырь» тогда отказался возить уголь по таким ценам и под давлением «антимонопольщиков» стоимость проезда была снижена с 1476,1 тенге за вагонокилометр до 488,7 тенге. Но в 2020 году цены снова пошли вверх, достигнув отметки в 1741 тенге. Очевидно, что цены на уголь также скоро пойдут вверх. И будет счастье, если в следующем году не придется платить уже 3000 тенге.

В целом, в среднем по стране с 2014 по 2019 годы цена на перевозку угля выросла на 66%. С учетом того, что и остальные статьи расходов дорожают, иностранные инвесторы уже обеспокоились тем, что рост себестоимости угля на фоне сокращения добычи сделает неинтересным экспорт (за рубеж уходит каждая пятая тонна добываемого в стране «черного золота»).

Инвесторы, тем более иностранные, как-нибудь переживут. А вот что делать простым казахстанцам в ближайшие месяцы? Ведь добавится еще сезонный фактор: перекупщики накануне отопительного сезона снова взвинтят цены. В прошлые годы перед отопительным сезоном уголь дорожал в некоторых населенных пунктах сразу на четверть, а к предыдущим годам – в 2-2,5 раза. Так было, например, в 2017 году.  

Ситуация еще более осложнится, если угольщики не смогут дальше сдерживать рост цен уголь для энергетиков – ведь угледобывающим компаниям приходится оплачивать подорожавшие запчасти, расходные материалы, удовлетворять аппетиты посредников на железнодорожных путях и по сути датировать производителей электроэнергии.  Ясно, что любое удорожание угля еще раз подстегнет инфляцию, а она уже достигла (в годовом исчислении) по итогам июня до 7,9%. И все это после катастрофического для половины страны лета. В итоге энергетики заплатят за вынужденно дорожающий уголь единожды, горожане – дважды, а жители села – трижды.

Вопрос слишком серьезный, чтобы правительство не обратило на него внимание. Антимонопольный орган сейчас пытается разобраться в истинных причинах сложившейся ситуации и, надеемся, энергетического коллапса все же не произойдет.

Аскар Тапин

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33