понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Covid-19: «колоссальная операция социального инжиниринга»

Нина Хрущёва

«Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно», – писал лорд Актон в письме англиканскому епископу в 1887 году. Актон размышлял о том, как историки религии должны описывать былые преступления, совершённые лидерами церкви. По его мнению, религиозных (и политических) лидеров следует оценивать по более высоким моральным стандартам, чем простых людей. Когда в исторических сочинения этого не делается, они «помогают самым худшим, а не самым непорочным».

Будущие историки должны помнить об этом наставлении Актона, оценивая религиозных правых Америки и их нынешних лидеров.

Я знаю из собственного опыта жизни в СССР, что церковных деятелей нельзя освобождать от морального суда. Алексий II, патриарх Русской православной церкви в годы моей молодости, давно подозревался в причастности к КГБ, он успешно и тесно сотрудничал с советским, а затем российским государством. Сегодня преемник Алексия – патриарх Кирилл – не колеблясь выполняет приказы бывшего оперативника КГБ, президента Владимира Путина, будь это оправдание аннексии Крыма или разжигание страха и ненависти в отношении гомосексуалистов.

В Америке, конечно, религия отделена от политики Конституцией. Но сегодня для многих консервативных христиан в США запрет Первой поправки на любые «законы, относящиеся к установлению религии», мало что значит. Более того, они надеются вписать в американское право совсем не тот моральный кодекс, который установлен христианской Библией. Как пишет историк Кристин Кобес дю Мэ, за последние 75 лет современные белые евангелисты переделали свою веру, заменив любящего Иисуса из Евангелия на «идола жёсткой маскулинности и христианского национализма».

В наши дни эти евангелисты хотят «жёсткого, маскулинного» лидера, который бы боролся за объявление абортов вне закона. Эта цель ослепила многих и в иерархии американской католической церкви. На протяжении последних месяцев большая группа католических епископов пыталась ввести новые правила, отлучающие от святого причастия тех политиков, которые поддерживают право на аборт; тем самым они сознательно пошли наперекор папе Франциску. Их целью является регулярно посещающий церковь президент Джо Байден – первый католический президент Америки со времён Джона Кеннеди.

Одновременно религиозные правые Америки превозносят предшественника Байдена – Дональда Трампа, потому что он, несмотря на всю его дурную славу и вульгарность, выступает против абортов (по крайней мере, публично) и выбрал для себя образ мачо. В открытом письме, опубликованном накануне президентских выборов 2020 года, архиепископ Карло Мария Вигано, бывший посол Ватикана в США, назвал Трампа («смело защищающего право на жизнь») единственной надеждой Америки в борьбе с «адским обманом». В письме Вигано описывает «библейское» соперничество между «детьми света» (которых, что совершенно абсурдно, возглавляет лживый и безнравственный Трамп) и «детьми тьмы», которых мы «можем легко идентифицировать с глубинным государством».

Всё это мало похоже на речи высокопоставленного официального лица Церкви. Вигано называет кризис Covid-19 «колоссальной операцией социального инжиниринга», в ходе которой «некоторые люди решают судьбы человечества, присваивая себе право действовать против воли граждан и их представителей в государственной власти». Это классический QAnon. Часть верующих сегодня считает зло настолько повсеместным в американском обществе, что Дэвид Фултон, католический священник из Небраски, даже хвалился, что совершал обряд экзорцизма во время мятежа на американском Капитолии 6 января, чтобы изгнать демона по имени Бафомет, «разваливавшего страну».

Культ QAnon основан на мифе: секретная клика поклоняющихся сатане педофилов из либеральной элиты осуществляет глобальную операцию по сексуальной эксплуатации детей и использует высокие должности в правительстве, СМИ и финансовом секторе, чтобы попытаться навязать миру глобальное правительство. Трамп, как верят последователи QAnon, ведёт праведную битву с этой кликой, неустанно пытавшуюся его свалить.

Белые евангелисты особенно склонны верить в эти истории. По данным мартовского опроса Института изучения религии в обществе (PRRI) и Межконфессионального молодёжного ядра (IFYC), 15% американцев верят в проповеди QAnon о манихейской битве. А по данным январского исследования Американского института предпринимательства (AEI), этот показатель почти вдвое выше у белых евангелистов.

Тот факт, что пророчество QAnon о триумфальном возврате Трампа в Белый дом 4 марта не сбылось, явно никак не дискредитировало этот культ. И, наверное, это не должно нас удивлять, ведь евангелисты как раз и поощряют подобную слепую веру. Более того, именно религиозные лидеры зачастую оказывались распространителями теорий заговора QAnon.

На самом деле в этих идеях нет ничего нового. QAnon просто переупаковал содержание «Протоколов сионских мудрецов» – опубликованного в 1903 году памфлета, который якобы содержал конфиденциальные записи о встрече могущественных евреев, которые строили заговор с целью захватить мир. У них присутствуют все классические антисемитские идеи: евреи похищают и убивают детей, а затем пьют их кровь, чтобы получить особые силы. Они контролируют высокие должности во власти, в финансовом секторе и в СМИ. Они поощряют педофилию. И они хотят ослабить белую расу смешанными браками.

Сотрудники российской охранки (царской тайной полиции) вряд ли рассчитывали на то, что антисемиты всего мира с таким энтузиазмом воспримут созданное ими произведение, хотя оно и было неоднократно и безоговорочно опровергнуто. И они, конечно, вряд ли могли предположить, что «Протоколы» помогут разжечь Холокост. Однако этот памфлет сыграл важнейшую роль в нацистской пропаганде, а лежащий в его основе миф сформировал мышление Гитлера и Геббельса.

Изначальные создатели теорий заговора QAnon тоже вряд ли рассчитывали на то, что их детище станет объединяющей религией агрессивных сторонников Трампа. Хотя некоторые из связанных с QAnon политиков несомненно во всё это верят (образцовым примером такого политика стала член Палаты представителей Марджори Тейлор Грин, которая заявила, что причиной лесных пожаров в Калифорнии в 2018 году стал «еврейский космический лазер»), другие, наверное, видят здесь просто массу потенциальных избирателей.

Попытка мятежа на американском Капитолии 6 января продемонстрировала смертоносный потенциал QAnon. Это событие выглядело очень похожим на рождение религиозной секты, которая коренится в белом евангелизме, поддерживается реакционными католиками и решительно намерена направить благочестие на путь политического апокалипсиса.

Впрочем, лорд Актон может спать спокойно. Будущие историки вряд ли пощадят подстрекателей этого (как однажды выразилась Джоан Дидион) «тонкого воя истерии», который сейчас можно услышать по всей Америке.

Нина Хрущёва профессор международных отношений в университете The New School, соавтор (с Джеффри Тайлером) книги «По стопам Путина: В поисках души империи через одиннадцать часовых поясов России».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33