понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Хороший и плохой олимпийский национализм

Олимпийские игры 2020 года в Токио мало того, что оказались отложены на год, но и вызвали много споров. Согласно одному недавнему опросу, 78% граждан Японии считали, что Игры следует отменить из-за опасений по поводу пандемии. С того момента японские СМИ не раз обращали внимание на тот факт, что не все приезжие спортсмены (в том числе и 100 из США) вакцинированы от COVID-19.

К этим беспрецедентным сложностям по части здравоохранения добавляются извечные политические проблемы, к примеру, распространенные жалобы на то, что Олимпийские игры поощряют национализм или шовинизм. Каждая Олимпиада приводит к столкновениям по поводу ожидаемого количества медалей между такими крупными соперниками, как США, Китай, Япония, Великобритания и Россия (которая участвует в Токийских играх как «Олимпийский комитет России» после запрета участия страны за допинг).

Политические режимы во всем мире понимают, что спорт может укрепить национальную идентичность и, в частности, что Олимпийские игры могут повысить статус на мировой арене. Правительства уже давно используют Игры, чтобы сказать своим гражданам: «Мы сделали это». В 1936 году Гитлер в полной мере воспользовался Олимпиадой в Берлине, который был выбран местом проведения Игр в 1931 году, за два года до прихода к власти национал-социалистов. В 1964 году японцы использовали Олимпийские игры в Токио, чтобы продемонстрировать свою полную реабилитацию после Второй мировой войны. А в 1980-х годах Олимпийские игры превратились в футбол времен холодной войны: США бойкотировали Игры в Москве в 1980 году, а Советы бойкотировали Игры в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Политическая ценность Игр — одна из причин, по которым правительства готовы платить так много за их проведение. Китай потратил 40-44 миллиарда долларов США — на тот момент больше, чем какая-либо другая страна в истории — на проведение летних Олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Затем его превзошла Россия, которая потратила около 50 миллиардов долларов на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. В период между рекордными расходами и аннексией Крыма в том же году рейтинг одобрения президента России Владимира Путина, как и следовало ожидать, взлетел.

Нет сомнений в том, что международные спортивные соревнования могут усилить наиболее неприятные аспекты национализма, как в случае Берлинских игр 1936 года. Исторически Игры также напоминали завоеванным народам об их утраченном суверенитете. До 1924 года польские спортсмены могли завоевывать медали, только представляя другие страны. А спортсмены из насильственно аннексированных советских республик, таких как страны Балтии и Украина, в течение нескольких поколений были вынуждены либо представлять Советский Союз, либо не участвовать в соревнованиях.

Но чувства, вызванные международными спортивными соревнованиями, не так уж и плохи. Коллективное стремление к победе может смягчить дискриминацию меньшинств, как, например, когда истеблишмент США признал таланты Джесси Оуэнса, который выиграл четыре золотые медали в легкой атлетике на Олимпийских играх в Берлине, вдохновив поколения молодых чернокожих американцев. А совсем недавно феноменальные способности звезды тенниса Наоми Осака побудили многих японцев преодолеть традиционные этнические и гендерные предрассудки. То, что именно Осака зажгла Олимпийский огонь в Токио, будет иметь серьезные социальные последствия для всей Японии, если не для всей Восточной Азии.

Спортивные соревнования также дают вновь возникшей стране возможность укрепить свое национальное чувство. В 1992 году присутствие Нельсона Манделы на Олимпийских играх в Барселоне символизировало выход Южной Африки из режима апартеида. В конце 1990-х — начале 2000-х годов хорваты собрались вместе, чтобы поболеть за чемпиона Уимблдона Горана Иванишевича и звезду баскетбола Тони Кукоча; а сегодня белорусы могут гордиться биатлонисткой Дарьей Домрачевой и звездой тенниса Викторией Азаренко.

Наконец, международные спортивные мероприятия также предоставляют уникальные возможности для патриотического строительства нации в странах, разделенных изнутри. Например, исследователи обнаружили, что прохождение отборочных соревнований на Кубок африканских наций и чемпионат мира по футболу значительно ослабляет межэтнические конфликты в странах Африки к югу от Сахары, поскольку участие дает гражданам возможность совместного переживания и снижает недоверие между этническими группами.

Безусловно, хотя Международный олимпийский комитет признает 206 национальных олимпийских комитетов, почти половина из 11326 спортсменов, участвующих в Играх в Токио, представляют лишь 14 стран. Все 14 из этих стран входят в ОЭСР, за исключением Китая и России, у которых второй и одиннадцатый по величине ВВП в мире. Неудивительно, что эти же 14 стран занимают ведущие позиции и по количеству медалей, и в информационной повестке.

Тем не менее, Игры имеют большое значение для других 192 стран, о которых мы слышим мало. Для этих небольших, новых или более бедных стран смысл Олимпиады не в том, чтобы завоевать как можно больше медалей или утвердиться в статусе сверхдержавы. Скорее дело в том, чтобы просто разделить опыт участия. Игры способствуют признанию нации и ее единству и, таким образом, предоставляют возможность построить экономическую и политическую стабильность.

52 Олимпиады, состоявшиеся с тех пор, как Пьер де Кубертен основал современные Олимпийские игры, привели к множеству нежелательных последствий. Но во многих странах они также сыграли и позитивную роль — особенно в тех, которые кажутся наименее важными с точки зрения медалей и геополитической мощи.

Нэнси Цянь — профессор Школы менеджмента Келлога Северо-Западного университета, директор-основатель China Econ Lab и Northwestern’s China Lab.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33