четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Министерство культуры и спорта пытается снять с себя ответственность за спорт

Выступление казахстанских спортсменов на XXXII Олимпиаде в Токио – самое неудачное за всю историю независимости Казахстана. 8 бронзовых медалей, из которых всего две – в боксе, как минимум удручают. Казахстанские спортсмены выступают в 27 видах спорта. В гребле, легкой атлетике, греко-римской борьбе, пулевой стрельбе, водном поло и синхронном плавании наши олимпийцы не попали в финальную часть соревнований, соответственно, медалей в этих дисциплинах не получили.

Результаты казахстанских олимпийцев вызвали большое недовольство любителей спорта в стране качеством подготовки к соревнованиям. Этому, наверняка, есть много разных причин.

Нормальные условия тренировок спортсменов играют важнейшую роль в достижении высоких результатов на международных соревнованиях. Обеспечены ли казахстанские спортсмены такими условиями?

Казалось бы, в стране строятся современные спортивные сооружения, отвечающие самым высоким международным стандартам, по многочисленным видам спорта, в том числе олимпийским.

Тогда почему нет достойных результатов?

Ответом на это вопрос могут быть события, происходящие в стране в то время, когда все ведущие спортсмены Казахстана находились в Токио.

Ранее сообщалось о планах министерства культуры и спорта передать в доверительное управление Федерации велосипедного спорта во главе с бизнесменом Нурланом Смагуловым уникальный велотрек «Сарыарка» по проекту ГЧП. Якобы Центр олимпийской подготовки «Нур-Султан», на чьем балансе находится велотрек, не справляется с его содержанием, хотя после передачи объекта Федерации государство будет выделять те же суммы на содержание велотрека.

По сути, положение вещей практически не изменится. Тогда зачем передавать уникальный спортивный объект стоимостью 124 млн долларов США, построенный за бюджетные деньги, некоему частному партнеру проекта ГЧП в лице Федерации велоспорта во главе с весьма небедным бизнесменом?

Видимо, идея «разобрать» государственные спортивные объекты по федерациям спорта становится популярной.

В июне 2021 года к премьер-министру страны обратился с письмом президент Федерации легкой атлетики Казахстана Даниал Ахметов, по совместительству – аким ВКО. В письме Ахметов посетовал на то, что в новом легкоатлетическом комплексе «Qazaqstan» в Нур-Султане не организован тренировочный процесс для детско-юношеской легкой атлетики, и ежедневная спортивно-тренировочная программа не обеспечена квалифицированными тренерами. А Федерация, как назло, не вовлечена в жизнедеятельность легкоатлетического комплекса по воле балансодержателя объекта.

А балансодержатель объекта – тот самый Центр олимпийской подготовки (ЦОП) «Нур-Султан», который управляет и велотреком «Сарыарка».

И здесь ЦОП «Нур-Султан», по мнению президента Федерации легкой атлетики Ахметова, не справляется с содержанием и управлением объекта.

Что же из себя представляет легкоатлетический комплекс «Qazaqstan»?

Это трехэтажное здание площадью 36,6 тыс кв. метров на почти 7 тысяч зрителей, расположенное на 10 га земли по проспекту Туран в Нур-Султане, неподалеку от хоккейной «Барыс-арены».

В комплексе есть 200-метровая овальная беговая дорожка, 25-метровый бассейн, бассейн размером 5х5 м с беговой дорожкой, общежитие для спортсменов на 36 мест, детская площадка, кафетерий и фуд-корт, атлетический зал, разминочный трек со 160-метровой беговой дорожкой, секторы для метания ядра, прыжков в высоту и длину.

В октябре 2020 года комплекс получил сертификат международной ассоциации World Athletics (до 2019 года - Международная ассоциация легкоатлетических федераций IAAF). Документ выдается в соответствии с правилами и условиями всемирной системы сертификации легкой атлетики и подтверждает соответствие легкоатлетического сооружения всем техническим требованиям правил World Athletics для соответствующих соревнований. Это позволяет проводить в легкоатлетическом комплексе «Qazaqstan» соревнования самого высокого уровня (чемпионаты мира, Азии и т.п.), а самое главное – вести качественную подготовку спортсменов и даже тренеров.

После всего перечисленного понятно, что легкоатлетический комплекс «Qazaqstan» – высококлассное спортивное сооружение международного уровня. Это подтверждается тем, что на 2022 год в комплексе запланировано проведение Х Чемпионата Азии.

Вполне естественно возникает вопрос: в какую сумму налогоплательщикам обошелся спорткомплекс?

Строился легкоатлетический комплекс непросто. К техническим трудностям добавилась пандемия. Но объект все-таки построили – не могли не выполнить поручение Елбасы. 5 ноября 2020 года объект ввели в эксплуатацию, хотя планировали сдать еще в конце 2018 года.

Строила комплекс дочерняя компания ФНБ «Самрук-Казына» – Samruk-Kazyna Construction. Видимо, Фонд национального благосостояния задумывался с мыслью о том, что национальное благосостояние, в первую очередь, состоит из спортивных команд и объектов. Фонд спонсировал профессиональную велокоманду «Astana Pro Team» и еще целый ряд команд из президентского профессионального клуба «Астана». Теперь ФНБ «Самрук-Казына» – генеральный партнер Фонда поддержки индустрии туризма и спорта, из которого, после поручения президента Токаева о сокращении финансирования профессиональных спортивных клубов, теперь будут выделять деньги на содержание команд и федераций. Кстати, соседнюю с легкоатлетическим комплексом хоккейную «Барыс-Арену» тоже строила нацкомпания «Қазақстан Темір Жолы», входящая в группу компаний ФНБ «Самрук-Казына». Невзирая на свое финансовое положение.

Видимо, чиновники совершенно уверены, что деньги национальных холдингов и компаний – это не бюджетные деньги, и их можно направлять на то, на что выделять деньги из бюджета не позволяет Бюджетный Кодекс.

ФНБ «Самрук-Казына» в ноябре 2018 года постановлением правительства было предписано обеспечить финансирование строительства легкоатлетического комплекса в Нур-Султане. К тому времени комплекс был частично построен, но не закончен.

Сумма финансирования – 32,15 млрд тенге – была указана в проекте постановления, размещенном на портале «Открытые НПА».

Публичное обсуждение нормативных актов – безусловное достижение демократического Казахстана. Но вот именно с этим постановлением произошла странная ситуация. Проект документа был размещен для общественного обсуждения в 09:50 часов 12 октября 2018 года, обсуждение завершилось в 11:50 часов того же дня. Однако срок окончания публичного обсуждения документа определен 11 октября 2018 года. Соответственно – ни одного вопроса, ни одного комментария. Постановление правительство приняло, но в итоговом тексте суммы финансирования уже не было.

Таким образом, завершение строительства легкоатлетического комплекса стоило более 32 млрд тенге. Это примерно 50% расходной части бюджета на 2021 год (63,2 млрд тенге) города Усть-Каменогорска – центра региона, возглавляемого Даниалом Ахметовым.

Сколько денег выделяли на строительство легкоатлетического комплекса до этого – неизвестно. Но известно, что точно выделяли. Об этом в январе 2018 года сообщал журналистам бывший президент федерации легкой атлетики Адильбек Джаксыбеков. Кстати, Джаксыбеков по-прежнему входит в Исполнительный комитет Федерации легкой атлетики.

Президент Федерации легкой атлетики Казахстана Даниал Ахметов в вышеупомянутом письме предложил премьер-министру Мамину выделить легкоатлетический комплекс «Qazaqstan» в отдельное учреждение для его действенного использования.

Следует ли это понимать так, что только Федерация легкой атлетики организует эффективное функционирование комплекса «Qazaqstan», предварительно выделив его в самостоятельное учреждение?

При этом, как водится, на содержание объекта средства будут выделяться из бюджета. Федерация будет получать финансовую поддержку из Фонда поддержки индустрии туризма и спорта, который, в свою очередь, получает деньги от ФНБ «Самрук-Казына». Т.е. это все – из карманов налогоплательщиков.

Каковы гарантии того, что Федерация легкой атлетики не пойдет дальше, и по примеру Федерации велоспорта, не предложит министерству культуры и спорта очередной проект ГЧП и не заберет легкоатлетический комплекс «Qazaqstan» в доверительное управление? А там и до приватизации объекта додумаются.

Вице-министр культуры и спорта Ерлан Кожагапанов на площадке службы центральных коммуникаций в прямом эфире заявил: «В настоящее время мы его (письмо Федерации легкой атлетики) рассматриваем. Мы очень сильно склонны к тому, чтобы объектом управляла отраслевая федерация».

Хотя буквально неделю назад председатель Комитета по делам спорта и физической культуры минкультуры и спорта Серик Сапиев также в прямом эфире в СЦК утверждал, что вопрос еще даже не рассматривался.

Кожагапанов с неподдельной твердостью заявил, что «частный бизнес – это точно лучший управленец, чем государство». Следует ли это заявление понимать так, что вице-министр Кожагапанов намерен все государственные спортивные объекты передать в частные руки, чтобы ими управляли лучшие управленцы, чем в министерстве культуры и спорта?

Айнур Коскина

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33