понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Алматинский Вознесенский собор: женственное звучание колокола

В Вознесенском соборе Алматы с десяток лет звонит в колокола тонкая и звонкая девушка Мария. Но о том, что именно она долгое время заправляет колокольней самого известного исторического памятника Алматы и Казахстана, знают немногие.

В августовские предосенние дни, когда понемногу жухнет трава и желтеют деревья, перезвоны колокола звучат то печально, то радостно. Исполнителя не видно. Лишь слышно, как переливчато звонко или раздумчиво глухо стекает сверху музыка.

Первое упоминание в летописях о колоколах относится к 988 г. Веками колокола оповещали о пожарах и наводнениях, о приближении врага, встречали торжественным перезвоном царей и победителей, собирали жителей поселений для обсуждения общих дел.

В послевоенный советский период звонарное искусство поддерживалось лишь в редких монастырях и музейных комплексах – как дополнение к истории. И звонарями были только мужчины.

Сегодня все изменилось. Искусство колокольного звона возрождается. Стали популярными музыкальные фестивали, и нам зачастую невдомек, что за звонарным пультом, к которому от больших и малых язычков тянутся тросики, может стоять хрупкая девушка. К слову, именно в Казахстане девушки успешно переняли это преимущественно мужское занятие.

В 2007 году из Троице-Сергиевой лавры в Алмату приехал звонарь Александр. Он настраивал звонницу возрожденного Софийского собора на подворье Иверско-Серафимовского женского монастыря и обучал звонарному искусству первых музыкантш. Однако поговорить с ними не удалось.

На удачу в Вознесенском соборе Алматы с десяток лет звонит в колокола тонкая и звонкая девушка Мария. Но о том, что именно она долгое время заправляет колокольней самого известного исторического памятника Алматы и Казахстана, знают немногие. Позитивная и светлая, Маша занятия своего не афиширует и фамилию просит не называть.

На колокольне Софийского собора Маше прежде звонить не доводилось. Нас встречает звонарь Андрей и, как радушный хозяин и коллега, приглашает нас.  

– Все это, конечно, музыкальный инструмент, – Мария обводит рукой пространство вокруг себя. – Вот и пол деревянный. Как дека у гитары. Или корпус пианино. Балки, на которые подвешивают колокола, тоже из особого дерева. Чтобы у звука были объем, мягкость, благозвучие. 

– Мне кажется, что я захотела звонить, когда впервые живьем услышала колокольный звон. Тогда были звонари-мужчины, причем, все постарше. Или я их воспринимала такими… возрастными. Потом звонари стали меняться. Иногда от кого-то слышишь – вон звонарь пошел. И думаешь, а, вон это чьи звоны звучали! Когда познакомилась, появилась возможность попроситься на колокольню подняться, посмотреть… И что-то происходит. Во всяком случае, со мной это произошло. Вначале сидела на колокольне, слушала и смотрела, как подруга играет на тросиках. Наверное, года два так ходила – слушать и смотреть. И, насколько я знаю, много ребят ходило. Пробовали. У кого-то получалось. А кто-то сдавался. Кто-то понимал, что не может овладеть, потому что кажется просто, а оказывается, необходимо обладать чувством ритма.

Ритм, – делится Мария, – как конструкция, на которую звонарь будто нанизывает свою мелодию. Как басы в хоре – основа всего строя. Большое значение, конечно, играет и музыкальный слух. Способность слышать звуки, их высоту, продолжительность.

Музыкантам – проще. Мария – пианистка, училась в музыкальной школе. На регентском отделении семинарии их учили на слух определять, как в хоре звучит, например, второй голос или бас. В колокольном звоне – то же самое. Прежде нужно научиться слышать партию каждого отдельного колокола, в то время как звучат все.

Ей тоже пришлось довольно долго учиться. Правда, Маша не признаётся, что уже многому научилась и звонит профессионально. Говорит, что продолжает учиться этому искусству, стремится к мастерству, приглядывается и прислушивается, как играют другие. При этом недавно стала обладательницей диплома первой степени на конкурсе звонарей, объявленного в России и прошедшего онлайн в нескольких странах.

Маша встает за пульт и пробует первый аккорд. Под колоколами, где мы находимся, звук не оглушает, хотя звучит гораздо громче обычного. Тонкими пальчиками Маша виртуозно сообщает веревкам такты и извлекает из металла мощные звуки. Её пальцы ласточкиными хвостиками летают по толстым шнурам, что тянутся от колокольных языков. И колокола, причудливо переплетаясь в ритме мелодии, поют свои партии.

Вот звучит последний аккорд, своего рода «до встречи!» или «всего хорошего» тем, кто слушал внизу. И наступает тишина. Но в самой колокольне еще дрожит и вибрирует густое, едва слышное многоголосье. Будто хор, удаляясь, продолжает исполнять песню. Только что она радостно звучала. И теперь, «остывая», это созвучие оставляет ощущение умиротворения.

Мария просит Андрея:

– Поиграй, мы послушаем. Ты так радостно звонишь!

Андрей встает на звонарское место и звонит мощно, солнечно.

– Слышите, какой задорный звон у ребят, – делится Мария. – Девочки звонят нежнее, напевнее… Но разницы нет – главное, чтобы радость была.

Иногда больные просятся со мной на колокольню. – Делится в заключение беседы Мария. – Просто постоять или присесть под колоколами, послушать. Особенно деткам нравится. У них слух становится лучше. А у взрослых головная боль проходит.

Константин Маскаев Фото АПН

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33