четверг, 23 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Алтын Орда»: Болат Назарбаев как гарант социальной стабильности?

Ограничиваться работу рынка «Алтын Орда» нельзя, поскольку это «приведет к повышению цен в целом ряде регионов», заявил заместитель акима Алматинской области Батыржан Байжуманов, отвечая на вопрос журналистов о том, почему на рынок «Алтын Орда» и Молл Апорт не распространяются карантинные ограничения, действующие для других подобных объектов.

Действительно, один из крупнейших рынков в Центральной Азии «играет большую роль играет в ценообразовании на продукты питания в стране, потому что большинство людей и регионов, оптовики закупаются именно на этом рынке». И это действительно «вопрос продовольственной безопасности».

Поэтому, если «рассматривать такие вопросы со всех сторон», – как рекомендует замакима, то стоит задать вопрос и в том, почему, несмотря на особый статус «Алтын Орды», цены на мясо и овощи в стране достигли своих исторических максимумов.

И если для роста цен в других сегментах были объективные причины в виде последствий карантинных ограничений, то ограничения в отношении объектов предпринимательства в связи с пандемией ковида никогда не затрагивали рынок «Алтын Орда».

То, что рынок «старается» соблюдать противоэпидемиологические меры, звучит достаточно слабым аргументом. Пресловутое лидерство в системе Ashyq звучит как издевка, когда в последние дни августа тысячи людей штурмовали рынок перед школьным сезоном именно потому, что все другие крупные торговые объекты в Алматы были закрыты.

И без того монопольное положение «Алтын Орды» карантинные привилегии только укрепили. Между тем, сам рынок работает совершенно не прозрачно. Нет никаких достоверных данных о том, какой объем проходит через рынок, как формируется цена, на каких условиях работают оптовики? Мы не можем узнать, действительно ли «если его ограничим или закроем на два-три дня, то это вызовет ажиотаж и рост цен на продукты питания»? Слова чиновника не подтверждены ни цифрами, ни какими-либо другими вразумительными аргументами. Все, о чем мы можем судить, построено на ощущениях. При этом все понимают, что ничьи другие гипотезы, построенные на ощущениях, не были бы приняты, ведь за «Алтын Ордой» маячит грозная тень Болата Назарбаева, реального хозяина Алматинской области.

Между тем, речь идет о крупнейшей агломерации в стране, которая аккумулирует основной товарно-денежный поток. «Алтын Орда», как и десятки лет назад – архаичный рынок, даже отдаленно не похожий на современный объект торговли. Если придерживаться теории чиновников областного акимата о чрезвычайной роли этого рынка, то тогда становится ясным, почему продовольственный рынок всей страны продолжает находиться в серой зоне. Доходы, размеры которых также совершенно не подконтрольны, но «по ощущениям» составляют миллиарды тенге, явно идут не на модернизацию рынка. Его владельцы могли бы давно запустить цивилизованные механизмы оптово-розничной торговли, наладить работу биржевых закупок и легализовать свои доходы, не потеряв их, а даже увеличив. При этом, не только улучшить репутацию своего акционера, но и сняв то социальное напряжение, которое копится у населения.

Как сообщает, несмотря на коронавирусные ограничения, обороты большинства компаний – владельцев алматинских рынков продолжают расти.

Самые крупные универсальные городские рынки, как по размеру, так и по товарообороту, по сведениям управления предпринимательства и инвестиций (УПИИ) Алматы, – «Кенжехан», «Ак-булак», «Алатау-1», «Алатау-2», «Жулдыз» (оптовка), «Барыс-4» и Зеленый базар. За неполный 2020 год «большая шестерка», по данным Комитета госдоходов, за счет налогов пополнила бюджет всего на 135 млн тенге. Столь скромная цифра налоговых выплат говорит о том, что базары не имеют фатального влияние на товарный рынок не только региона, но даже города. Так что же там происходит на самом деле? Такие вопросы мало, кто рискует даже задать.

Зеленый базар замыкает шестерку крупнейших алматинских рынков, по версии городского Управления предпринимательства и инвестиций. Этот рынок – единственный из приведенных в обзоре, который находится за пределами барахолки.

Менее трех лет назад рынок модернизировали – до 10 тыс. кв. м была увеличена площадь крытых павильонов и появился подземный автопаркинг. Стоимость модернизации, по данным УПИИ, составила 2,5 млрд тенге. 

Арендой и управлением собственной недвижимостью на Зеленом базаре занимается ТОО «Dostar Fresh Market», конечными бенефициарами которого являются Яков ЦхайДинара и Тимур Кулибаевы и Александр Ли. Компания, зарегистрированная в марте 2020-го, перечислила в качестве налогов всего несколько миллионов тенге.

Скудность и нелогичность расходов и доходов говорит о том, что отрасль чрезвычайно криминализирована и продолжает жить по законам 90-х. Возможно, сегодня это одна из самых закрытых и монополизированных сфер, куда антимонопольщики даже не рискуют вмешиваться. И если с госмонополизмом можно еще как-то бороться, то прямо внутри страны образовалась неприкасаемая территория, практически не контролируемая властью.

Посвященные знают, что практически вся сфера торговли продуктами и товарами первой необходимости уже полностью монополизирована группой людей. И речь идет уже давно не только об Алматинской области. При этом, юридически это доказать практически невозможно, что тоже не позволяет применить к ним меры антимонопольного регулирования».

Поэтому все происходящее выглядит ничем иным, как политическим шантажом, ведь кто контролирует продовольствие, тот контролирует страну. И в глазах общества это делает никто иной, как брат Елбасы и другие члены его семьи.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33