На «игле» госзаказа
В Алматы завершила работу восьмая ежегодная конференция по вопросам развития казахстанского рынка средств массовой информации MEDIA ҚҰРЫЛТАЙ. Неизменный организатор и автор проекта – Казахстанский Пресс-клуб в этот раз слоганом форума выбрал призыв: «Время менять и время меняться». Однако в ходе дискуссий выяснилось, что многие СМИ живут в ожидании перемен, но сделать которые за них должен кто-то другой…
Все участники рынка давно признают необходимость в изменениях, которые единственно способны улучшить качество казахстанских медиа, будь то печатные издания или интернет-ресурсы – вопросы качества информации, финансирования, рекламы и обеспечения условий здоровой конкуренции стоят в них одинаково остро. Обзор медиарынка показывает, что позитивные изменения будут возможны при наилучшем сочетании трех ключевых составляющих – рекламы, правильного подхода к государственному заказу и положительного правового поля для СМИ. Чтобы решить, как достичь желаемого баланса и улучшить ситуацию в СМИ на одной площадке в рамках главной секции конференции встретились ключевые персоны рынка: генеральный директор Informburo.kz Михаил Дорофеев, главный редактор vlast.kz Вячеслав Абрамов, генеральный директор ТОО ТРК «31 канал»Багдат Коджахметов, директор «Интерньюс – Казахстан» Ержан Сулейменов и другие профессиональные медийщики.
Видимо, все эти вопросы для СМИ относятся к разряду «вечных», потому что все они так же активно обсуждались и на прошлогоднем, и на позапрошлогоднем форумах… Создается впечатление, что СМИ и журналисты ходят по кругу, как слепые лошади, поворачивающие ворот насоса. Только вот круг этот все сильнее сжимается.
И, тем не менее – встреча эта была полезной, как полезны вообще откровенный разговор и заинтересованная дискуссия.
-Эта площадка стала самой востребованной и острой для решения проблем медиарынка в стране. Учитывая сложную экономическую ситуацию, мы хотим обсудить стратегии перемен для СМИ, в том числе видение и прогнозы собственников медиа, ключевых экспертов и аналитиков на следующий год. Очевидно одно – СМИ должны менять свой взгляд на развитие, совершенствовать свой профессионализм и иметь грамотную стратегию, какая есть у любого бизнеса. Надеятся на гос заказ – это все равно что сидеть на “нефтяной” игле. Это путь деструктивный. – заявила на открытии форума Асель Караулова, президент Казахстанского Пресс-клуба.
Генеральным партнером MEDIA ҚҰРЫЛТАЙ'15 выступила компания «Кселл», официальным партнером – Efes Kazakhstan, мероприятие проходило при поддержке компаний Chevron, «Филип Моррис Казахстан», медицинский партнер – SANTO, официальный перевозчик– AirAstana. Представители этих компаний тоже были в зале и внимательно слушали спикеров. Оно и понятно- идет смена рекламных и вообще информационных стратегий, компании хотят понять: куда вкладывать деньги? И, думается, общий весьма скептический настрой большинства выступавших относительно перспектив медиа-рынка, не добавил этим потенциальным партнерам СМИ оптимизма, а добавил информации к размышлению.
Поскольку форум, как и всегда, был очень насыщен информацией, мы хотим остановиться на наиболее интересных выступлениях его участников. Тему зависимости медиа-рынка от рекламы и госзаказа, который несмотря ни на что, существует и даже растет, подняла в своем выступлении
Татьяна Старцева, генеральный директор агентства TNS Gallup Media Asia. Согласно оценке агентства, телевидение остается основным носителем рекламы. В 2014 году рынок рекламы составил 36,8 млрд. тенге, по прогнозам на 2015 год - рынок стагнирует. Основное снижение показывают объемы рекламы на радио и в прессе.
Количество рекламодателей также снизилось на 9%, по сравнению с 2014 годом, при этом в секторе наружной рекламы даже произошел прирост. Несмотря на рост популярности интернета, наибольший среднесуточный охват аудитории по-прежнему имеет телевидение.
На сегодняшний день государство является основным рекламодателем – только в 2014 году госзаказ составил около 48 млрд. тенге. Поскольку финансирование госзаказа осуществляется из средств налогоплательщиков, то можно сказать, что в 2015 году каждый житель республики выделил по 2500 тенге на оплату госзаказа.
О госзаказе на казахстанском медиа-рынке рассказала Шолпан Жаксыбаева, директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана.
Лидерами по освоению госзаказа в 2014 году стали ТРК Казахстан и Хабар и АО «Казтелерадио». Поскольку телевидение имеет наибольший охват аудитории, то именно телекомпании получают львиную долю госзаказа. Госзаказ, полученный телекомпаниями в 2014 году, составил около 215 млн. долларов – сумма не слишком впечатляющая, но фоне многомиллиардных трат на другие государственные цели. В ряду проблем, связанных с госзаказом, Ш.Жаксыбаева отметила непрозрачность отбора СМИ, получающих госзаказ и отсутствие отчетности, отсутствие качественного «заказного» контента, практика выплаты «откатов» за получение госзаказа, и главное – отсутствие мониторинга и критериев оценки эффективности госзаказа. В результате казахстанский зритель почти не смотрит казахстанский контент и уходит на платформы, предлагающие альтернативную информацию. Многие региональные телекомпании и СМИ просто развращены госзаказом, не хотят и не умеют меняться – сделала вывод докладчица. При этом спикер считает госзаказ «неизбежным злом», и предлагает не отказываться от него полностью, коль скоро он существует и нужен государству, но разработать механизмы создания более качественного, интересного и уникального казахстанского контента, который будет интересен аудитории.
Сергей Власенко, юрист НАТ Казахстан, на Media Құрылтай’15 сделал доклад об основных требованиях законодательства в части телерадиовещания. Из обязательных требований – соблюдение пропорции 50/50 в соотношении контента на казахском языке и других языках, наращивание доли произведений казахстанских авторов и исполнителей в эфире до 50% к 2016 году, а также соблюдать порог в 20% относительно ретрансляции контента зарубежных телекомпаний.
Спикер также отметил новые нормы законодательства – в частности, запрет ретрансляции рекламы при ретрансляции передач иностранных телеканалов. На первый взгляд, эта норма должна быть положительно воспринята. Однако спикер отмечает и вероятный негативный исход этой меры – если на иностранных телеканалах будет полностью отсутствовать реклама, это будет привлекательно для зрителя, и он может сделать выбор в пользу иностранных телеканалов.
О драматической ситуации в сфере взаимодействия русскоязычных и казахскоязычных СМИ говорил на форуме известный казахстанский политолог Расул Жумалы. По-сути, каждый из них живет в своем собственном мире, не общаясь друг с другом, что создает особые социальные страты и при каких - либо социальных катаклизмах может привести к трагическим последствиям. Он призвал «наводить мосты», стремиться к пониманию, к сближению всех СМИ, выходящих на разных языках. Государству, по его мнению, нужно внедрять «многовекторность» не только в политику, но и в информационную стратегию, не забывая об основных национальных приоритетах.
Очень интересной стала на Media Құрылтай’15 проходит панельная дискуссия "Тест на СМИнаемость. Регулирование медиа-ресурсов и прогнозы". Государство и общество все пристальнее смотрят на интернет-порталы и социальные сети – в практике уже есть случаи привлечения к ответственности за деятельность в электронном информационном поле, признанную разжигающей межнациональную рознь.
Как отметил Игорь Лоскутов, генеральный директор компании «ЮрИнфо», в настоящее время интернет-ресурсы, содержащие информацию для неограниченного круга лиц, приравнены в СМИ. В скором времени будет введено понятие сетевого издания, т.е. интернет-ресурса, поставленного на учет в уполномоченном органе, и все издания, действующие на территории республики, будут подлежать постановке на учет. С 1 января 2016 года блокировка сайтов, т.е. приостановление доступа к ним, станет возможна только по предписанию Генерального прокурора РК. Кроме того, ответственность за блокировку запрещенных ресурсов будут нести и провайдеры интернет-доступа.
Об истории блокировок сайтов в Казахстане рассказал Александр Ляхов, советник генерального директора «Алма-ТВ» и, как его представил модератор дискуссии, Ержан Сулейменов, «историограф казнета». Первая блокировка сайта случилась в 1999 году – ей подвергся сайт Eurasia.org.ru, ныне функционирующий как neweurasia.info. В это же время возникла идея создания органа, контролирующего интернет-трафик на наличие запрещенного контента. Эта мысль вновь прозвучала в 2000 году, а в 2001-м сайты приравняли к СМИ со всеми вытекающими последствиями. Дальнейшие блокировки сайтов в казнете проводились исключительно по политическим мотивам. В 2009 понятие веб-сайт было заменено на интернет-ресурс. Сейчас в ситуации с блокировкой интернет-ресурсов полностью отсутствует ясность – пользователи даже не получают информации о том, почему тот или иной ресурс заблокирован. Спикер призвал государство к прозрачности и диалогу, подчеркивая, что замалчивание и использование «рубильника» - не лучший инструмент информационной политики.
Взаимоотношения интернет - СМИ и государства обостряются – такой вывод можно сделать после выступления на форуме многих спикеров. Так, президент интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров сказал, что изначально государство придумало механизм блокировки ресурсов, а обратного механизма придумано не было. Если еще в прошлом году власти охотно шли на контакт, разъясняя те или иные случаи блокировки, то теперь, по словам спикера, с медийщиками разучились работать как с теми, кто формирует общественное мнение.
Однако требования к интернет-ресурсам все более ужесточаются. Причем власти в этом вопросе идут даже на прямое нарушение законов. Ярким примером этого стала ситуация с информационно-аналитическим порталом Ratel.kz, о которой рассказал один из его основателей и руководителей Марат Асипов. Это яркий пример того, как популярное и профессиональное издание в интернете можно заблокировать вообще безо всяких правовых оснований – по команде чиновника, который, кстати, не понесет за это никакой ответственности. До начала блокировки сайт показывал прекрасные результаты. Он занимал устойчивые позиции в третьей десятке рейтинга Zero. Ежедневно - 30 тысяч уникальных посетителей. Количество просмотров – 120-150 тысяч. По данным Google Analitics в среднем на сайте посетитель проводил 7 минут, просматривая 4-5 страниц. Затраты на продвижение сайта за год были сокращены в 2,5 раза.
Сайт заблокирован уже второй месяц – безо всяких объяснений. Как рассказал М. Асипов, они обращались во все инстанции. Вот список:
Генеральная прокуратура – 2 раза;
АО «Казахтелеком» -2 раза;
МИР РК – 2 раза;
КНБ РК – 2 раза;
В результате заявление о незаконной блокировке наконец-то передано в УВД Медеуского района г. Алматы. Процессуальное решение не принято. « Это прецедент, когда СМИ просто ставят вне правового поля – считает М. Асипов. – Обращаюсь ко всем коллегам: учитывайте наш опыт! Так поступить сегодня могут с каждым!»
Об опыте работы нового СМИ, как бизнес-проекта, рассказал Вячеслав Абрамов, главный редактор vlast.kz . Его рецепты успеха: хорошее знание своей аудитории, не пытаться отобрать «кусок пирога» у тех, кто является лидерами рынка; искать «свою нишу», которая заинтересована в аналитической информации; предлагать собственный уникальный контент; предлагать клиенту уникальные собственные форматы; стараться для своей собственной аудитории, а не для заказчика. В.Абрамов также заявил, что он отнюдь не боится какой-то зависимости в случае получения госзаказа, который также, в определенной ситуации, может помочь изданию.
По мнению генерального директора ТРК «31 канал» Багдата Коджахметова, государство обязательно будет пытаться вмешиваться в редакционную политику изданий и телеканалов, но последние обязаны сохранять паритетные отношения и не допускать продажи того, что не значится в прайс-листе – объективности и чести.
Ержан Сулейменов, директор Интерньюс-Казахстан отметил ряд трендов, которые ожидают медиа-рынок в ближайшем будущем. Среди них — приход новых мультимедийных форматов с запуском 4G, которые позволят разнообразить интернет-контент, а также сокращение зарплат в медиа в условиях кризиса и увеличение доли безработицы на рынке, что в теории может дать стимул профессиональному росту казахстанских журналистов, поскольку профессионалы будут более востребованы. Также эксперт прогнозирует снижение инициативности медиа в связи с возрастанием рисков и давлением государства на СМИ.
В ходе дальнейших панельных дискуссий участники конференции анализировали ситуацию, которая сложилась на рынке отечественных СМИ за последний год под влиянием глобальных и локальных политических, общественных и социальных процессов. Как работают счетчики казахстанских сайтов, чем живут глянцевые СМИ и действительно ли рекламодатели сегодня могут доверять глянцевым порталам больше, чем печатным медиа, как влияет запрет рекламы на некоторые виды продукции на рынок СМИ – эти и другие темы обсуждались на форуме очень откровенно. В обсуждении приняли участие учредители и руководители казахстанских средств массовой информации, республиканских и региональных ТВ каналов, печатных СМИ, информационных агентств и порталов, отраслевых ассоциаций, рекламных агентств, аналитических и исследовательских структур, казахстанских и международных неправительственных организаций, ВУЗов и другие.
Примечательно, что форум медиа-бизнеса проходил 19 ноября, когда прогрессивная мировая общественность отмечает Всемирный день туалета – один из самых оригинальных и, по сложившейся традиции, веселых праздников. Конечно, это совпадение, но в какой-то степени - символическое. О проблемах туалетов, в рамках бывшей «советской» ментальности у нас не любят говорить – как-то это не в нашей традиции, неудобно как-то… Однако есть чеканная фраза, с которой трудно спорить: «Без канализации – нет цивилизации». Как и без свободы СМИ, без права людей на честную и правдивую информацию, которую эти СМИ до людей доносят. Поэтому обсуждение на очередном форуме проблем медиа-рынка, проблем взаимоотношений СМИ и государства, которые кто-то из чиновников хотел бы скрыть, как-бы «замести под ковер»,– это также вопрос социальной гигиены, здоровья общественного организма. И отрадно, что эти острые вопросы понимались на форуме. Вот только если бы еще их начали понимать там, где принимаются решения…