понедельник, 23 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстану придется ждать, пока мир решит проблему безопасной энергии

В Казахстане не утихают споры по поводу необходимости строительства АЭС. Однако, ясно и то, что сегодня в Казахстане действуют угольные станции, которым по 50 и более лет. Да, они обеспечивают нас теплом, электричеством, благодаря чему мы не мерзнем зимой и платим достаточно низкую цену на электричество. Но когда-то всему этому придет конец и нужно будет эти станции либо модернизировать, либо закрывать. Чем их заменить? Об этом высказался почетный генеральный директор и член совета директоров Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана Арман Кашкинбеков.

– Президент Казахстана в своем последнем Послании к нации сказал, что к 2030 году в нашей стране может возникнуть дефицит электроэнергии. Это связано с увеличением населения страны, которое будет потреблять все больше природных ресурсов, и развитием экономики. Вместе с тем, базовая генерация и маневренные мощности, которые могут давать стабильный объем электричества в сеть, у нас почти не возводятся. Как известно, доля возобновляемых источников энергии по итогам прошлого года у нас составил 3 процента. Новая цель, которую нужно достичь к 2030 году – 15 процентов. В Казахстане около 70 процентов генерации вырабатывается на угольных станциях. Поэтому сегодня речь идет о перспективе, о том, чтобы изучить вопрос возможности использования мирного атома в энергетике Казахстана. Выступая на Восточном экономическом форуме, глава нашего государства еще раз подтвердил данный тезис.

Впервые идею о необходимости построить АЭС высказал министр науки РК Владимир Школьник в 1997 году. С тех пор прошло несколько переговоров, которые ни к чему не привели. В ноябре 2016 года министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что республика не будет строить АЭС по крайней мере в течение семи лет, в силу избытка электроэнергии. Третьего апреля 2019 года Президент России Владимир Путин предложил Главе нашего государства Касым-Жомарту Токаеву построить АЭС по российским технологиям. На следующий день замминистра энергетики РК Магзум Мирзагалиев заявил, что предварительным местом строительства АЭС определен поселок Улкен Алматинской области. Не будем лукавить – казахстанцы восприняли сообщение о строительстве у нас АЭС в штыки…

– Это вполне объяснимо. 50 лет нашу землю Семипалатинского ядерного полигона сотрясали подземные взрывы, которые ассоциировались с огромной бедой для людей. Но это был военный, а не мирный атом. Мирный атом сегодня существует во всех развитых странах мира. В той же Франции он составляет 70 процентов всей генерации, США – 20 процентов, в Японии – 30 процентов. В Германии и Южной Кореи, в перспективе планируют отказываться от атома, никто не собираются одним махом закрывать существующие атомные станции и они, скорее всего, будут действовать до исчерпания технического ресурса. При этом стоит отметить, что они являются объектами базовой генерации.

Россия, Узбекистан и другие страны также собираются строить атомные станции. И в том, чтобы наш президент дал задание правительству только изучить этот вопрос, ничего страшного я не вижу. Надо смотреть в будущее. А оно, как ни крути, за мирным атомом и водородной энергетикой. Водород – топливо будущего. Но пока нет технологий, которые мы могли бы применить в Казахстане и наши ученые лишь начинают разработки в этом плане. Следует признать, что ВИЭ еще долго не может обеспечить 100 процентов необходимой генерации. По аккумуляторам и батареям пока также не все просто. Газ с гиганта Карачаганака уходит в трубу Газпрома. Новые угольные станции, даже на «чистых» технологиях, уже никто не профинансирует. Потенциал гидроэнергетики в нашей стране ограничен вследствие недостаточности пригодных водных ресурсов.

– Но, согласитесь, что такое атом и как он работает, мы уже знаем на своем и чужом горьком опыте. Это трагедии Чернобыля и Фукусимы.

– Но там атомные станции, как известно старого образца. Они дорогие, рассчитанные на большое количество гигаватт и, к тому же, небезопасные. В нашей стране такие не построят априори из-за дороговизны и устаревших технологий. К тому же, в данное время наши сети просто не смогут принять вырабатываемую там электроэнергию в столь гигантских объемах и передавать ее через существующую инфраструктуру потребителям.

Мы могли бы изучить новые технологии маломощные и средние станции до 200-400 мегаватт ангарного и мобильного типа, которые более безопасны в эксплуатации. Это примерно такие как одна ТЭЦ в Алматы или Нур-Султане, но намного дешевле новой. В США, России и Англия, при поддержке правительств, ведутся их активные разработки. До 2029 года ожидается первый запуск подобных станций в Европе и Америке. Такие малые станции являются маневренными, что и требуется нашей энергосистеме. Главный борец за зеленую энергетику и электротранспорт Илон Маск, к слову, не против и использования мирного атома. Билл Гейтс, который также не нуждается в представлении, в своем последнем труде по изменения климата рассматривает новые технологии в атомной энергетике как необходимое условие устойчивого развития планеты.

Всем физикам известно про ядерную термодинамику энергию будущего как наиболее безопасную и гораздо более мощную, чем энергия мирного атома, который используется сейчас. Разработки в этом направлении ведутся, но пока технологий, как таковых, нет. Думаю, что в 20-30-летней перспективе они появятся. Там не возникает цепных реакций урана, процессы автоматизированы, и, следовательно, риск человеческого фактора и ошибок минимален.

Сегодня в Казахстане действуют угольные станции, которым по 50 и более лет. Да, они обеспечивают нас теплом, электричеством, благодаря чему мы не мерзнем зимой и платим достаточно низкую цену на электричество. Но когда-то всему этому придет конец и нужно будет эти станции либо модернизировать, либо закрывать. Общая генерация угольных станций составляет более 15 гигаватт. И, по мнению экспертов, половину нужно закрывать вследствие исчерпания технического ресурса. Возникает вопрос, чем заменить такой большой объем? Логично, что нужен микс из возобновляемых источников энергии и базовой и маневренной генерации. 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33