Михаил Ломтадзе: «Конкуренции бояться не надо. Если что – встретим»
Насколько казахстанский бизнес должен быть амбициозным, особенно, если у него для этого мало оснований? Этот очень интересный вопрос обсудили на традиционном Kazakhstan Growth Forum. Вдохновил на эту дискуссию успех Кaspi.kz.
Председатель форума Ельдар Абдразаков напомнил о том, что сегодня акции Кaspi.kz оцениваются международными инвесторами выше, чем акции Deutsche Bank – крупнейшего по числу сотрудников и сумме активов финансового конгломерата Германии, как ведущей экономики ЕС. Он предположил, что, либо переоценен Кaspi.kz, либо недооценен Deutsche Bank.
Михаил Ломтадзе, сооснователь и Глава Kaspi.kz уклонился от прямого ответа, сказав, что это оценка инвесторов. Но при этом, объяснил успех экосистемы простой, на первый взгляд, формулой: «Крутые люди – крутые продукты – крутые технологии, которые доступны для любимых клиентов». Он объяснил, что при создании любого, даже очень нужного сервиса, нужно выбрать правильное место и время. Команда Кaspi.kz отдает себе отчет в том, что они несут огромную ответственность и перед страной, и за страну. И в этом смысле очень важно правильное инвестиционное законодательство, а именно – его предсказуемость, которая очень важна для инвесторов.
Эмоциональное выгорание – люди уходят в никуда
Похоже, что команде Ломтадзе не грозит проблема эмоционального выгорания, о которой говорил Eрлан Досымбеков, Управляющий партнер Ernst & Young в Казахстане и Центральной Азии. Однако, это скорее счастливое исключение, чем правило. Пандемия заставила многие компании работать онлайн. И если поначалу это казалось оптимальным решением, то теперь, спустя два года, стало очевидно, что у каждого процесса есть своя цена. Как оказалось, никакое онлайн-общение не может заменить живое взаимодействие. Виртуальное общение, как ни парадоксально, привело к тому, что многие компании страдают от синдрома эмоционального выгорания своих сотрудников. Как следствие, с огромной остротой проявляется нехватка квалифицированного персонала. Все чаще люди уходят, не имея предложения о новой работе. Они просто чувствуют усталость и потребность перезарядиться.
Екатерина Бенджамин, Глава представительства IFC в Казахстане, напомнила еще об одной щепетильной проблеме казахстанского бизнеса – его крайней непрозрачности и низкой конкурентоспособности. Она признала, что сегодня государство оказывает поддержку тем компаниям, которые могут вполне обойтись и без неё, имея в виду в основном корпоративный сектор. Как следствие, малый и средний бизнес, не получающий столь необходимой ему поддержки, не выдерживает конкуренции ни по цене, ни по производительности. В качестве мультипликативного эффекта все это привело к тому, что за последние годы уровень бедности вырос вдвое. И это серьезный вызов для институтов развития. Поэтому, на ее взгляд, перед Казахстаном сейчас стоят две ключевые задачи – инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.
Между нами, не назначенными олигархами, говоря…
Ельдар Абдразаков напомнил, что в зале собрались «не назначенные олигархи» и задал спикерам вопрос: насколько местный бизнес должен быть амбициозным?
Йохен Бербнер, Управляющий партнер McKinsey & Company в Казахстане, предложил ответить на этот вопрос в зависимости от отрасли. По его мнению, в каждой из них есть сильные игроки. И перед каждым из них стоит задача увеличения производительности, а значит и доходов. Но в конечном счете главная цель – поддержать потребление своей продукции или услуг. Представитель McKinsey считает, что у нашей страны есть серьезный потенциал для роста в сельском хозяйстве, АПК и IT. Если сегодня мы экспортируем в этих отраслях на десятки миллионов долларов, то могли бы довести этот показатель до миллиардов, как этого уже добились те же Украина и Беларусь.
Спикеры согласились, что, несмотря не все ограничения нашего рынка, феноменальный успех Kaspi.kz показал, что именно амбиции способны превратить небольшой локальный розничный банк в мирового игрока.
Eрлан Досымбеков считает, что амбиции необходимы именно во время кризиса, когда особенно важно поддержать соотношение цена/качество и постоянную активность. Правда и то, что Kaspi.kz понадобиться еще, как минимум, 10 лет, чтобы подтвердить, что его успех – это не случайность.
Нельзя абсолютизировать значение технологий и цифровизации. Главный вызов – это люди, дешевые деньги и конечно – амбиции. Без них ничего не выйдет. И тут модератор задал дилемму: нужно ли драйвить «назначенных чемпионов или развивать рынок в целом?
Наш экспорт на мировом рынке никто не ждет. Надо «зеленеть»
Екатерина Бенджамин напомнила, что даже если Казахстан наладит какой-либо экспорт, кроме сырья, то на мировом рынке его никто не ждет. Цивилизованный мир движется к декорбанизации, а значит, структура нашей экономики должна «позеленеть». Она предложила искать и создавать национальных чемпионов в зелёной энергетике, потенциал которой в Казахстане значителен, но он, при равных условиях, уже отстает в этом смысле даже от Узбекистана. Она предложила задуматься о диверсификации бизнеса и намекнула, что у IFC готова поддерживать такие проекты.
Азамат Османов, председатель правления ТОО «Magnum cash&carry» на вопрос модератора о том, где они видят себя через десять лет, ответил, что торговая сеть намерена укреплять свой статус локомотива организованной торговли в Казахстане и Узбекистане, главным образом за счет внутренних резервов. По его мнению, ритейл подвержен трендам и преуспевают те, кто сфокусировался на клиентском опыте. При этом, он дал понять, что «Magnum» всерьез думают о производстве и в перспективе он может превратиться в вертикально интегрированный торгово-производственную экосистему: «Учимся у Kaspi.kz развивать онлайн торговлю».
При этом именно сильный кадровый потенциал он назвал решающим преимуществом компании, если говорить о внутренних резервах. Однако, огромную роль играют и внешние факторы, к которым он отнес политическую и макроэкономическую стабильность как в Казахстане, так и регионе в целом. К третьей группе факторов он отнес развитие логистики и мерчендайзинга. Он отметил, что инвестиции в инфраструктурные проекты замедляются, что увеличивает зависимость Казахстана от зарубежных игроков. «ПИИ из России не являются иностранными и угрожают нашей конкурентоспособности». Он дал понять, что без особого энтузиазма относится к перспективе появления на казахстанском рынке российских конкурентов, на что спикеры деликатно напомнили, что российский бизнес обладает большой экспертизой в ритейле, где большую роль играет эффект масштаба.
«Конкуренция – это только хорошо, но мы можем оказаться в неравной конкуренции с иностранным игроком», – заметил Османов.
Михаил Ломтадзе поддержал его, рассказав, что «есть в Казахстане возможности для успеха. Нам часто сначала рассказывают, как надо жить, а потом мы их ставим на место. А насчет амбиций – боятся ничего не надо… А чужих мы встретим – не переживайте». Кстати, похоже, сейчас взоры Kaspi.kz обращены на рынок не только Украины, но и Азербайджана.
Тем не менее, Ерлан Оспанов, генеральный директор ТОО "Verny Capital", напомнил про географическое положение Казахстана: «Если построить завод, то ему понадобится три недели, чтобы покрыть потребности самого крупного города».
Он дал понять, что это один из ключевых факторов, влияющих на формирование ценообразования: большие затраты и высокие тарифы. «Что касается амбиций, то цифровизация и онлайн – это не панацея. Онлайн можно получить знания, но применить их можно только на практике». Со свойственной ему взвешенностью он напомнил, что у каждого процесса есть плюсы и минусы. В частности, даже такой в целом положительный тренд, как выход на IPO с одной стороны повысил требования к публичности, а с другой – уровень бюрократии в компаниях. Признав, что это механизм «монетизация эмоций инвесторов», он призвал быть осторожнее с амбициями, «тестировать гипотезы и действовать только убедившись, что они работают».
В отличие от Сбера, Kaspi.kz работает с правительством бесплатно
Неожиданный, но актуальный вопрос задала Елена Бахмутова, Председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана. Она напомнила про поручение президента Токаева подготовить 100 тысяч IT-специалистов и спросила о том, насколько это возможно и целесообразно?
Михаил Ломтадзе ответил, что «если будет спрос, то это возможно. Чтобы стать специалистом, не обязательно заканчивать университет. У нас в
Kaspi LAB конкурс на одно место 30 человек. В то же время, есть отток таких специалистов, а это значит, они есть. Поэтому лучше создать им условия здесь. Мы сделаем свой вклад в эту задачу». Отвечая на вопрос в связи со сделкой правительства со Сбером, он ответил, что «наша цель простая – создавать для наших клиентов удобные сервисы с министерствами. Цель проекта по платформе – решить проблему интеграции сервисов государства. Если это даст лучший результат, это будет хорошо. Мы уже создали несколько таких сервисов. Кстати, бесплатно.»