Орнамент в истории казахов
В уникальном четырехтомнике «История цивилизации непокорной степи» его составители – профессор Гульнара Капекова, доктор исторических наук, и Мухамбедия Акишев, ученый секретарь «Союза учёных Казахстана» по Алматинской области, предупреждают: надо быть предельно осторожным, так как новое веяние, этнический дизайн, стирает древние знания и понятия, вследствие этого в национальных костюмах можно найти сакральные узоры, которые нельзя наносить на одежду. Например, для украшения головных уборов не применялись узоры «верблюжий след», «мышиный след» и другие. «Прочтение» орнаментов — это своеобразный универсальный ключ, открывающий богатства народной культуры.
Новости по теме
Орнамент в народных промыслах
08.10.2021 13:10Тайны казахского орнамента
24.09.2021 14:09Что стоит за обычаями и традициями казахов?
17.09.2021 15:09Легенды и мифы о тенгрианстве
10.09.2021 19:09Секреты казахского кумыса
03.09.2021 09:09Наши предки вакцинировались еще в ХV веке
27.08.2021 12:08История казахского орнамента берет начало с найденных на древних стоянках каменного века обломков глиняной посуды, служившей для приготовления пищи, хранения продуктов и проведения ритуальных обрядов.
Тысячелетия до нашей эры населением, проживавшим на территории Казахстана, был достигнут высокий уровень развития производительных сил, позволявший заниматься гончарным, ювелирным делом, ткачеством и другими промыслами. Эпоха бронзы знаменита тем, что в то время освоили производство полиметаллов и золота, научились обжигать глиняную посуду. Из меди, серебра и золота делали украшения.
На формирование будущего казахского орнамента оказала большое влияние андроновская культура. Изделия из металлов, керамики были украшены геометрическим орнаментом: зигзаги, меандры, параллельные полосы, треугольники и ромбы. В представлении казахов ромб олицетворяет плодородие, охраняет детородные функции. Этот магический символ, обладал свойством охранять семью, согласно народным поверьям, обладает магической силой защиты или разрушения. Такой элемент встречается в основании бордюра, окаймляющего края изделия. Ромб с крючками предлагается понимать, как символ плодоносящей матери-земли, крючки при этом изображают произрастающие растения, а композиция с ромбом в центре создает сложный космический узор – вселенную. Возникновение этого знака относится к эпохе становления производящего хозяйства. Традиционная цветовая гамма: красный, коричневый, черный, синий.
Широко распространенная идея о четырех сторонах света в различных культурах воплощалась по-разному, но в основе ее лежали понятия, обусловленные единством анимационного мировоззрения человечества. Сакральность центра и четырех ее углов передавалось в виде символических изображений, знаков выражавших эту идею в различных аспектах.
Мифологическая картина мира донесена до наших дней памятью народа – байтерек – могучий тополь, растущий на вершине горы, четырехугольная земля, по углам которой стоят башни или растут деревья.
Керамическая посуда, кожаные и бронзовые изделия с изображением солнечных лучей, созданные племенами андроповской культуры, были найдены при раскопках на обширной территории центрального, северного и западного Казахстана. Интересная группа памятников эпохи поздней бронзы центрального Казахстана Сангру I была открыта в 1955 г. в верховьях реки Атасу, у подножия живописной горы Сангру. Там обнаружена крестообразная пластина с закругленными краями, по форме напоминающими розетку, встречающаяся в композициях казахских войлочных ковров. На других изделиях запечатлены мотивы астрального круга – символа небесных светил, огня и неба – верховного божества Кок Тенгри, по народным поверьям создавшего и оберегающего человека.
В древности орнаменту придавалось ритуальное значение. Бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами были астральными символами солнца, луны, неба, наделялись магической силой, говорили о благополучии, счастье, а также отражали местные религиозные представления. С этим связано появление различных амулетов. Амулеты треугольной формы – предохраняющие, защищающие от сглаза, носили люди, их прикрепляли к юрте, надевали на шею животных. Амулет в виде животного, как талисман, давали носить детям. К числу амулета-оберега можно отнести «бес таңба» (пять знаков). Это крестовина, условное изображение четырех сторон света, но в нем незримо присутствует пятый элемент – небо.
В орнаменте часто используется треугольник, один из которых в виде треугольника на квадрате, означает дом на земле. Надевая чапан и «бас киим», мы символически объявляем: «вы хозяин дома». Вершина треугольника может быть обращена вверх или вниз, в зависимости от направления меняется его смысловое значение. Треугольник, устремленный острием вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник острием вниз символизирует нисхождение духа в материю. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента, чаще всего используемый в скатертях, украшении посуды, убранстве дома. Мы – хозяева дома, и пусть у нас в доме будет благодать.
Всегда считалось, что «тумарша» (амулеты), надеваемые на шею, предохраняют, защищают от порчи, сглаза, беды. Впоследствии ювелиры изготавливали их из серебра в виде треугольника, который прикреплялся к цепочке. Оберег, известный как «тумарша», широко используется в окаймлении текеметов, ковров, кошм. «Тумар» (талисман) – это один из способов защиты от злых духов. В качестве «тумар» использовались локтевые кости, которые оберегали от волков и воров. Волчья лапа предохраняла от сглаза и ревматизма, голова, перья и ноги филина от злых духов, а камни «ишек-тас» помогали от сплетен и злых духов.
Для украшения ковровых изделий «клем», «тускийз», верхней одежды и оружия используется орнамент – «егіз жуп» – близнецы. В нем заложен философский смысл – узор указывает на то, что каждое явление и предмет имеет свою вторую половину – пару, двойника, в окружающей природе и общественной среде. День – ночь, мужчина – женщина, добро – зло, и даже человек дает тень.
На рубеже II – начале I тысячелетия до нашей эры в наших степях расцвело искусство древних саков, гуннов и уйсунь. Этот период ознаменовал возникновение эпохи ранних кочевников, которые создали свой мир, непохожий на остальные миры – «культуру кочевой цивилизации».
Эпоха сакских племен явилась прорывом из века бронзы, из мира ариев в железный век скифо-сакских племен. Сакскими племенами был создан звериный стиль, с которым связана история орнамента протоказахов. В зверином стиле декорированы многие художественные изделия, обнаруженные в курганах-погребениях саков. Поражают своей красотой орнаментированные бляшки древних изделий, оружия и бытовых предметов: панцири, обкладки колчанов, ножны, рукоятки мечей, детали уздечного набора, конская сбруя. Никого не могут оставить равнодушными женские украшения: браслеты, гривны, пряжки, ручки зеркал. Основным исходным материалом для скифо-сакских изделий служит золото, серебро, железо и бронза. Высокая техника их производства: ковка, чеканка, литье, тиснение и резьба – позволяла древним мастерам изображать на предметах и изделиях оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и другие фигуры. Это было не просто механическое отображение представителей животного мира, но, в первую очередь, это было связано с представлением в сознании древнего человека образов тотемных предков. В сакское время тотемы отождествляли различных духов. Они представлялись, как магические формулы. Тотемы животных, хищных птиц символизировали храбрость, ловкость, силу, возможно, поэтому звери изображались в динамике, с обращенной в сторону неприятеля головой.
Саки использовали части тел животных в орнаменте, при помощи завитков и «запятых»: клювы, когти, рога, глаза, уши. Образами животного мира, их доминирующей стойке присуща форма s-образных фигур. Эта форма стремилась передать динамику извивающейся, закручивающейся, изображающей движение части тела животного. Идея противоположных начал в сценах борьбы анимистических образов передается через абстрагированные, динамичные формы, символизирующие эту борьбу. Зооморфные орнаменты – высший уровень орнаменталистики сакских племен. Мастера прикладного искусства, народных ремесел племен аланов, усунь, гуннов и древних тюрков обращались в своих композициях к фрагментам или отдельным фигурам животных.
Посредством зооморфных узоров ассоциировалась связь древних скотоводов и земледельцев с искусством и мифологией. В одном из пазырыкских курганов были найдены войлочные полотнища с аппликациями, украшения конской сбруи в виде различных фигур – головы барса, волка, барана, орла, ястреба, лошади. Разноцветным кусочкам материала мастера придавали формы и фигуры фантастических птиц, всадников на крылатых конях.
Сакский стиль изображения зверей встречается в орнаментации изделий и предметов «золотого воина», обнаруженных в Иссыкском кургане. В одежде воина присутствуют образы животных: барса, архара, тигра, лося, лошади. Высочайшим образцом сакского «звериного» стиля является кинжал, украшенный изогнутыми телами животных и их голов, которые так переплетаются, что образуют «вьющийся стебель». По обеим сторонам кинжала – акинак – на золотой пластине расположено изображение змеи, волка, антилопы, сайгака, лисы, горного барана, кролика и других. Всего насчитывается 21 изображение животного.
В сакских художественных изделиях существенное место занимают космогонические и растительные мотивы. В искусстве саков сохранилась идея мирового дерева с использованием ленточного орнамента, розетки, означающие движение. Элемент из растительного мира – бутон или лепесток, спираль, отросток, завиток в последующие эпохи стал основным формообразующим в казахской орнаментике. В различных комбинационных построениях этот узор появляется в «сукернеп» (бегущей волне), во вьющемся стебле... Данные наброски широко использовались в сюжетах сакского искусства: в аппликации по войлоку, коже, коврах, мелкой пластике, резьбе по дереву и ювелирном деле.
В основе цветового решения изделий заложен принцип тонального единства: красных цветовых тонов с родственными сочетаниями оранжевого, желтого и беловато-кремового оттенков; голубого и синего цвета с многочисленными их оттенками; зеленый тон. Красный цвет составлял почти 90% в ворсовом ковре саков. Расположение цветовых пятен в узорах сохраняется тонким равновесием всех оттенков красного цвета. Сюжетные рисунки украшали ковры саков, гуннов и уйсунь. Следует отметить, что образцы современного казахского ковра сохранили принципы и мотивы того времени.
Космологический орнамент – это результат отражения окружающей природы во внутреннем мире человека и через собственное «я» – эго, трансформированное в социальный мир. Символы небесных светил, солярного круга были предметом поклонения древних кочевников, и внутри этого круга располагалась свастика – мир в движении. Аналогию этого узора можно встретить в более поздних народно-прикладных изделиях.
На петроглифах часто встречается волнообразная линия, возможно, изображающая змею. Змея, как представительница «нижнего мира», имеющая связь с миром мертвых, на раннем этапе привела к сакрализации ее изображения. Зигзаг у ранних народов символизировал не только змею, но и воду, в связи с тем, что змея живет у воды или уползает под землю, где есть вода. Змея при этом имеет внешнее сходство с молнией, которые ассоциируются с дождем. Змея, подобно молнии, имеющей вид зигзага – это олицетворение небесных стихий.
Смысл сакского «звериного стиля» заключался в доминировании анимизма, что с латинского языка переводится «anima» – душа. И это не случайно. В жизни протоказахов анимистические верования были широко распространены, вся природа и даже вещи, созданные человеком, представлялись им одушевленными. Звериный стиль сакских племен подчеркивает их убеждение в существовании души у животных. Сцены терзаний хищниками копытных животных в орнаменталистике сако-массагетов считают актами жертвоприношения богам и выражения борьбы противоположных начал. Изображение движения вдохновляло древних художников и мастеров к созданию зооморфных узоров, пытавшихся «остановить мгновение». Один из древних зооморфных орнаментов символизирует «муийз» (рог). Для орнаментирования изделий из дерева, рога и кости применялись мелкие роговидные узоры, требовавшие тонкой обработки и ювелирной работы.
Орнамент «муийз» (рог) явился базой для создания ряда роговидных узоров: «кошкар мушз» (бараний рог), «кос муийз» (двойные рога), «сыңар мушз» (одинокий рог), «кырык муийз» (сорок рогов), «сынық муийз» (сломанный рог) и другие.
Среди зооморфных орнаментов выделяется группа орнаментов, связанных с таким животным как верблюд. Это мощное животное вдохновляло художников запечатлеть его в узорах: «оркеш» (верблюжий горб), «туйе табан» (верблюжий след). Эти узоры использовались и поныне используются в ковровых композициях в сочетании с волнистыми и пунктирными линиями. Пунктирную линию в орнаменталистике называют «тышкан iз» (мышиный след).
На элементы орнамента «кошкар муийз» очень похож узор «аркар муийз» (рога архара), но они более закрученные и разветвленные.
Зооморфные мотивы развивались и трансформировались в композициях и вариациях с растительными и геометрическими мотивами. Они присутствовали в сакской одежде: мягкие кожаные сапоги, длинные штаны, куртка-кафтан и войлочная островерхая шапка – все это обильно украшалось знаками и символами, дающими человеку силу, благополучие и оберег. На рельефах дворца в Персеполе и на гробнице в пасаргадах саки изображены в длинных кафтанах и остроконечных шапках. Костюмы насельников раннего средневековья, описанные в китайских источниках, по своей форме сходны с сакскими, например, военный плащ. У казахов подобный плащ называется «кебенек». «тымак» – островерхая зимняя меховая шапка-треух казахов с налобником и тремя лопастями, из которых задняя самая широкая и длинная, закрывающая затылок, шею и верхнюю часть спины, похожа на островерхие шапки, найденные в пазарыкских курганах. Такой головной убор бытует у казахов Мангышлака и Актюбинской области.
В женских украшениях часто встречается диадема. В Каргалинском кладе обнаружена диадема длиной 40 см, шириной 5 см, сложная в композиционном решении: драконы, птицы, животные, растительные мотивы. Электровая диадема (лат. Electrum – янтарь) в кургане близ поселка Чулак-тау имеет прямоугольную форму с сердцевидными гнездами, украшена самоцветами и зернью. Бортик диадемы орнаментирован в виде «ёлочки», в кургане с «усами» у аула Канаттас найдена диадема из сплава серебра и золота (III-Y вв.). На диадеме ряд кастов (каст – это место крепления) со вставками самоцветов, окруженных треугольниками из зерни (зернь – мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики). Сходные диадемы найдены в погребении у села Чулак-тау Жамбулской области и у озера Боровое.
В документальных источниках сообщается, что помимо скотоводства и орошаемого земледелия в эти века важную часть экономики составляла добыча и обработка железа, золота и серебра. Первые сообщения о добыче железа относятся к 40-м годам V века. В китайских анналах говорится, что тюрки добывали железо для жужаней. Вместо подати они были обязаны добывать железо. Жужанский хан называл их «мой невольный плавильщик». По данным византийских источников в YI веке тюркский каганат, владевший железными рудниками, на основе союзного договора часть железа продавал византийской империи. Основные места добычи золота и железа находились в центральном, северо-восточном Казахстане и в Семиречье. Эти места китайцы называли гинь-фан («золотая страна»). Многие рудники сохранились до наших дней. Занятие горным делом и металлургией содействовало выделению ремесленного труда, отделению его от сельского хозяйства и развитию торговли и ремесел. Обработка благородных металлов и драгоценных камней в период тюркского каганата достигла высокого уровня.
Орнамент «коза» (коробочка хлопка) был изобретен в южном регионе. В этом крае, благодаря жарким природным условиям, испокон веков культивируется хлопок. Этот орнамент можно встретить в качестве узора на различных изделиях посуды. Узором «коза» украшаются головные уборы «сaукеле» и ювелирные украшения для девичьих кос «шолпы», а также и другие изделия.
Среди растительных узоров следует выделить следующие: орнамент «шытырман» (переплетение), представляет собой сложное переплетение геометрических, роговидных и растительных элементов.
Узор «табак» (блюдо) имеет сложное композиционное решение из листьев, цветов, вьюнков. Все они расположены посередине изделий из войлока – «тускийз», «аяк кап», деревянных предметов, особенно круглых столов, окаймленных по краям орнаментом «су».
На ювелирных изделиях применяется орнамент «самурык таңба» (мифическая двуглавая птица огромных размеров с раскрытыми крыльями – символ сакской цивилизации).
В узорах зергеров (ювелиров) из Отрара изображен орнамент «жылан», «жыланбас» (змея или змеиная голова), к которому обращались, чтобы избежать «сглаза».
На кольцах, браслетах, ожерельях разных времен часто встречается орнамент «ирек», «ирек су». Это узор олицетворяет движение в бесконечность посредством геометрических фигур, имеющих форму непрерывной цепочки и прямоугольников. Этот узор имеет многовековую историю.
К старинным орнаментам относят узор «кавказ», который использовали ювелиры Cредней Aзии еще в VIII-XIV вв. Для этого орнамента использовался специальный сложный сплав из нескольких металлов (серебра, меди, серы и иные соединения).
Браслеты по форме и размерам различаются в зависимости от места их производства: на западе и юго-востоке Казахстана распространены объемные браслеты с позолотой и драгоценными камнями, в южных областях – цельные литые браслеты, в центральном Казахстане – тонкие браслеты, в восточных и юго-восточных регионах – округлые или четырехгранные кованые браслеты. В украшении браслетов используют полудрагоценные камни: бирюза, агат и другие. При декорировании перстней, наряду с полудрагоценными камнями, применялись и драгоценные. В качестве орнаментов наносились узоры: «балдак», «отау», «кус тумсык». Одной из разновидностей перстней является «кудаги жузик» (кольцо для сватьи). Этот вид ювелирного изделия распространен на западе и юго-западе Казахстана. К перстню прикрепляется орнамент, который делается из чистого серебра или вырезается из посеребренного железа. Так достигается эффект черненого серебра. Это очень объемный по размерам перстень. Поверхность его покрывается позолотой, драгоценными камнями и разноцветным стеклом.
Прекрасным образцом ювелирного украшения казахской женщины считается «алка» (ожерелье). Уникальные виды ожерелий типа «алка» встречаются в западных и юго-западных регионах Казахстана, которые на местном диалекте звучит как «өңір жиек» (нагрудник). При помощи маленьких колечек эти ожерелья соединяются друг с другом. В качестве украшений используют четырехугольные узоры, а драгоценные камни вставляются в центре и по краям каждого украшения из тонкого, внутри полого серебра.
Орнамент «кос алка» (двойное ожерелье) распространен особенно широко. По своему композиционному решению искусно созданные орнаменты составляют единую систему уникальных узоров. Ожерелья, серьги, кольца украшают этим видом орнамента.
«Кошкар муийз» (бараний рог) в казахском орнаменте можно назвать ведущим. Этот узор – олицетворение бегущей волны, ветра, богатства и благополучия, почета и славы.
В настоящее время насчитывается около 230 видов орнамента. Цивилизации, государства приходили, существовали, сменялись, погибали, а орнамент существовал, эволюционировал, и всегда своей тайной привлекал внимание человека