Сагинтаев объявил войну мотоциклистам
Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев, ссылаясь на борьбу с нарушителями общественного порядка, решил запретить передвижение по городу на мотоциклах. Байкеры протестуют.
На сайте 28 сентября опубликован проект постановления акима Алматы об установлении зоны специальной организации дорожного движения в городе.
В нем говорится о запрете на «движение мотоциклов с 22.00 до 09.00 часов, за исключением мотоциклов, приводимых в движение электрическими двигателями, а также транспорта, имеющего «цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы… Зоной специальной организации движения является вся территория города Алматы».
Байкеры Алматы (мото-клубы, мото-сообщества и просто любители мотоциклов) в преддверии предстоящих запретов собрали инициативную группу по признанию незаконным этого нормативно-правого акта. Сегодня они провели свою первую пресс-конференцию, где сообщили, что намерены обратиться с петицией на имя Главы государства, в Совет безопасности, Генеральную прокуратуру и Конституционный совет с просьбой предотвратить возможную социальную напряженность и защитить права людей, пользующихся мототранспортом.
– Этим своим постановлением аким Алматы Сагинтаев вышел за рамки своих полномочий в части обеспечения и соблюдение прав и законных интересов граждан путем прямого нарушения их конституционных прав, – считает один из байкеров Алматы, известный врач-нейрохирург Чингиз Шашкин (доктор, чтобы избежать пробок, добирается на работу на мотоцикле). – Согласно Основному закону, «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам», – говорит он. – В данном случае идет нарушение прав владельцев мототранспорта на свободу передвижения, владения и использования имущества, коим является мототранспорт, по отношению к другим гражданам. Например, к владельцам автотранспорта, которые не ограничиваются в правах.
Кроме того, в Основном законе также говорится о том, что «в РК признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность… Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом». В частности, согласно Гражданского Кодекса РК, «Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом».
Свое постановление аким Алматы аргументирует «исследованиями ТОО «НИИ транспорта и коммуникаций» и «жалобами населения». Однако, текста этих исследований (когда, при каких условиях и с использованием каких методов оно проводилось) никто не видел. Удивление вызывают также ссылки на «жалобы населения». Не могут рассматриваться жалобы населения в ущерб конституционных его (населения) прав. Тем более, что не указано, на что эти жалобы опираются. Этим своим постановлением аким нарушает права всех граждан РК, а не только жителей Алматы и пригорода – владельцев мототранспорта, а также десятков тысяч гостей или туристов, также передвигающихся на нем. Для многих из них мотоцикл – единственное средство передвижения, а для некоторых и источник дохода. Последние работают в службе круглосуточной курьерской доставки.
Это постановление, нарушая права граждан, влечет за собой кроме всего прочего социальную напряженность по основаниям применения – за нарушение, допущенное одним человеком, ответственность несут все. Практика показывает, что подобные запреты не способствуют порядку, напротив – они являются катализатором роста коррупционных правонарушений.
Если аким Алматы так радеет за покой граждан, которых раздражает громкий звук мотоциклов, то неплохо было бы разобраться также с грузовым и общественным транспортом, самолетами и поездами, которые также являются источниками повышенного шума. Если это не так, что неплохо было бы обеспечить мобильные силы полиции сертифицированными измерителями шума, а также принять специальный технический регламент в части ограничения звука выхлопа, соответствующего международным стандартам. Мы знаем, что во всех мировых мегаполисах вдоль дорог повышенной загруженности устанавливаются специальные звукоизоляционные ограждения, снижающие уровень шума, и специальные системы контроля с видео фиксацией транспортных средств, превышающих установленный уровень шума, и автоматическим выписыванием штрафов по аналогии с действующей у нас интеллектуальной системой видеоконтроля, анализа и прогнозирования «Сергек».