четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Налоги – это кнут для роскоши и пряник для инноваций

Чем вреднее, тем дороже – именно так, по мнению Главы Национальной Ассоциации «Денсаулык» Бахыт Туменовой должны стоит предметы потребления, которые не прибавляют здоровья казахстанцам. Организация представила результаты анализа применения дифференцированного налогообложения на отдельные группы товаров.

Мы попросили Бахыт Туменову и заместителя руководителя экспертной группы по вопросам предпринимательства Гульнар Курбанбаеву поделиться результатами исследования.

В чем разница в налогообложениии в странах ЕАЭС и Казахстане?

– Мы поставили перед собой цель изучить существующие системы налогообложения и частично определить их влияние на спрос наших потребителей. Мы изучили политику стран ЕАЭС в отношении товаров, которые могут вести к рискам развития неинфекционных заболеваний и представлять угрозу здоровью человека. В частности, это транспорт, табачные изделия и алкогольные напитки.

В вопросах применения дифференцированного налогооблажения во многих европейских странах учитываются принципы концепции снижения вреда. Продукты и товары, которые более вредны для здоровья человека, облагаюся более высокими налогами, чем их менее вредные альтернативы. Использование механизмов налогообложения вкупе с принципами концепции снижения вреда дают большой положительный эффект, так как такой подход стимулирует компании производить менее вредную продукцию и пополнять государственный бюджет на фоне сохранения здоровья граждан и окружающей среды. По нашему мнению, традиционные запреты и ограничения в странах ЕАЭС нужно дополнить таким эффективным инструментом как концепция снижения вреда в качестве важного рычага государственного регулирования.

– Какие выводы вы сделали в отношении налогов на автотранспортные средства?

– Понятно, что автодорожный транспорт в целом негативно воздействует на здоровье человека. В числе отрицательных моментов – грязный воздух, шум, ДТП, ограничение пешеходного и велосипедного пространства.

Анализ транспортного налога стран ЕАЭС показал, что там в целом существует положительная тенденция поддержки развития автотранспорта на электрической тяге. С января по октябрь 2019 года импорт в страны ЕАЭС составил 292 электромобилей на общую сумму 14,86 млн долларов. Доля импорта Армении – 0,7%, Беларуси – 30,8%, Казахстана – 7,2%, России – 61,3%. В основном электромобили завозятся из США, Китая, Австрии, Германии.

Государства, вводя транспортные налоги, преследуют различные цели. В одной стране владельцы авто платят за вредные выбросы, в другой – за возможность ездить на самом автомобиле. Отличительной особенностью транспортного налогообложения в зарубежной практике является включение налога в стоимость топлива, тогда как в странах ЕАЭС налог взымается в основном от мощности двигателя легкового автомобиля. Наиболее оптимальное и справедливое для владельцев транспортных средств – установление и дальнейшая тенденция к существенной дифференциации транспортного налога в зависимости от величины наносимого ущерба окружающей среде или по экологическим показателям. Этот подход соответствует принципу концепции снижения вреда, при котором дифференциация налога в РК и других странах ЕАЭС будет мотивировать на приобретение автомобилей, эксплуатация которых обходилась минимальными вредными выбросами. Предпочтение будет отдаваться электромобилям.

В нашей стране четко прописаны налоговые ставки по легковым автомобилям в зависимости от объема двигателя. Грубо говоря, за средний автомобиль с объемом двигателя в 2 куб. см нужно заплатить налог суммой в 8751 тенге, в то время как за внедорожник с объемом двигателя свыше 4 куб см придется платить налог в 341 289 тенге. На электрокары налоги не применяются вообще, так как выбросов в экологию нет. И благодаря такому решению мы видим, что население все больше переходит на легковые автомобили-малолитражки, тем самым причиняя меньше вреда экологии. Но вот с электромобилями пока ситуация не радует.

Чтобы минимизировать вред экологии и здоровью наших граждан нужно сохранять высокий налог на автомобили, выбрасывающие больше отходов и активно стимулировать население переходить на электрокары, создавая для этого различные преференции.

– Страны ЕАЭС характеризуются высоким уровнем потребления табачной продукции…

– С точки зрения потребления табачный рынок России занимает 84 % всего рынка ЕАЭС. Следующими по объему потребления идут Казахстан и Беларусь, их доля, соответственно – 7% и 6%. Наименьшая доля в общем рынке принадлежит Армении и Кыргызстану: на эти страны соответственно приходится 1% и 2%. Такое распределение естественно, учитывая масштабы стран, однако обусловлено не только демографическим фактором, но и разницей в доле курящего населения.

Как известно, основной вред здоровью человека наносится продуктами горения табака, содержащимися табачном дыме. Таким образом, в организм человека попадает множество химических веществ, большинство из которых канцерогенные.

В развитых странах мира все больше завоевывают популярность никотинсодержащая продукция (НСП) – электронные сигареты с никотинсоержащей жидкостью (НСЖ) и изделия с нагреваемым табаком (ИНТ). Таким образом, они являются продуктами с потенциально сниженным риском для здоровья по сравнению с традиционными. В то же время это альтернатива для людей, которые не хотят или не могут полностью отказаться от курения. Существующая сегодня налоговая политика в части ставок акцизов в 32-х странах мира установлена с учетом концепции снижения вреда и преимуществ применения ИНТ и НСЖ.

В 2014 году в Казахстане произошел резкий скачок акцизов на сигареты. Они подорожали на 94 % до 3000 тенге на 1000 штук, что повлекло снижение легального рынка сигарет до 27.7 млрд. сигарет по итогам 2014 года. С 2015 по текущий год произошел поэтапный рост ставок акцизов на табачные изделия (в среднем ежегодно по 20%), с доведением цены до 11100 тенге на 1000 штук. Тут все вроде бы логично, но никуда не делась часть курящего табак населения. Вот им также нужно предложить менее вредную альтернативу в виде электронных сигарет и нагреваемого табака. Аналогично с алкоголем, где тоже применяется дифференцированное налогооблажение. Сегодня средняя мировая разница в налогооблажении на обычные и элекронные сигатеы/нагреваемый табак находятся на уровне 70 процентов. Но для производства новых никотиносодержащих продуктов нужны дорогостоящие инновационные решения и инвестиции в науку. Поэтому этот продукт может стоить гораздо дороже, чем сигареты. Чтобы сделать его доступнее для населения как раз и необходима налоговая скидка.

Поэтому акцизные ставки на изделия из нагреваемого табака нам желательно не увеличивать, а вот акцизы на сигареты и дальше поэтапно поднимать.

Как обстоят дела с акцизами на алкогольную продукцию?

Очевидно, что производство и оборот алкоголя внутри каждой страны чувствительны как с экономической, так и с политической точек зрения. Для снижения несбалансированности ставок акцизов на алкоголь в странах ЕАЭС разрабатывается Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств-членов.

Дифференциация ставок акцизов на различные виды алкогольной продукции мотивирует потребителей на приобретение более доступного слабоградусного алкоголя. Такая тенденция, в целом, будет благоприятно влиять на экономики стран ЕАЭС, сохранение здоровья населения и, соответственно, снижения затрат, связанных с последствиями потребления крепкого алкоголя. В Казахстане с 2013 года акцизный налог на водку – основной потребляемый крепкий алкоголь – вырос в четыре раза. Если тогда он составлял 200 тенге на литр водки, то в 2021 – уже 1020 тенге. Если минимальная розничная цена в 2013 году была 320 тенге за 0,5 л водки, то сейчас – 990 тенге за такую же бутылку. Благодаря росту ставок акцизов на водку, ее производство сократилось более чем в два раза, в то время как с сохранением низкой ставки, объемы производства вина увеличились в шесть раз. А производство пива выросло на 153 миллиона литров, несмотря на двухкратное увеличение ставок за 2017-2019 годы. То есть применение акцизов косвенно привело к тому, что население начало употреблять менее вредные слабоалкогольные напитки, так как вино и пиво и наносят меньше вреда организму. В этом направлению Казахстану нужно продолжать выбранную ранее политику.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33